Андрей КОЖЕМЯКИН,

На потребительском рынке Беларуси ожидается снижение цен на ряд товаров, и прежде всего на продукты питания. Как рассказал "Белорусским новостям" глава Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, в течение ближайшего месяца в Беларуси должна заработать первая электронная торговая площадка.

"Если торговая площадка заработает так, как предполагается, падение цен на товары может быть более ощутимым и существенным, чем это сделали постановления правительства", - считает он.

Электронная торговая площадка (специальный торговый интернет-портал) создается для двух основных участников - продавцов и покупателей товара. В качестве продавцов могут выступать как производители товара, так и оптовики, а также нерезиденты Беларуси, у которых есть возможность реализации товара за белорусские рубли. Покупателями товаров будут выступать объекты торговой сети.

Как пояснил В. Маргелов, на электронной торговой площадке продавцы будут выставлять информацию о своих товарах (наименовании и ценах), а специалисты розничной торговой сети - вести поиск необходимых товаров в специальном каталоге и делать заявку на их поставку в тот или иной магазин.

"Заявка будет иметь юридическую силу, потому что все движения товаров будут сопровождаться электронной цифровой подписью участников", - отметил В. Маргелов.

После того как продавец подтверждает заявку, он отправляет покупателю электронную накладную на товар. Использование электронной накладной "позволит снизить издержки при обработке входной информации о поставляемых товарах и сведет к минимуму количество ошибок", подчеркнул глава РКП.

По словам Маргелова, сегодня любое предприятие заинтересовано оптимизировать расходы, и одним из эффективных способов является автоматизация всех процессов.

"Автоматизация повышает производительность труда товароведов. Например, я хочу найти самую дешевую гречку. Знаю, что есть 10 поставщиков этой продукции. Узнать нужную информацию можно, обзвонив каждого из поставщиков. Но у нас товароведы управляют тысячами наименований товаров. С помощью электронной торговой площадки они смогут в короткий срок выбрать товары, соответствующие их требованиям, в частности, ценовым характеристикам, потребительским свойствам".

Продавцам площадка "обеспечит новые рынки сбыта". "Самый лучший способ больше продавать - быть всегда в поле зрения потенциальных покупателей", - заявил глава РКП.

По его словам, "у нас будет создан жесткий рынок товаров. Когда на одной площадке сталкивается целый ряд поставщиков, это усиливает конкуренцию. Многие продавцы могут быть отсеяны в связи со своей неконкурентоспособностью, что повлияет на уровень цен, которые будут снижаться".

В первое время участие в торговой площадке будет бесплатным. Затем участникам придется вносить определенную плату на поддержание работы всей системы.

Крупнейшие производители и торговые сети, по словам В. Маргелова, уже подтвердили свою заинтересованность участвовать в работе площадки. "В качестве продавцов мы, в первую очередь, рассматриваем крупнейшие оптовые базы, а также производителей продуктов питания. Именно они на первом этапе будут включены в работу на площадке".

Приоритет производителям продуктов питания отдан по ряду причин, подчеркнул глава РКП. "Свои стандарты обмена электронной информацией о поставляемых товарах есть, например, в промтоварной торговле. В продовольственной торговле почти нельзя назвать примеров, где бы использовались такие стандарты обмена данными".

Со временем стандарт обмена информацией будет установлен для всей страны. "Он будет соответствовать международным стандартам. То есть в перспективе мы перейдем на международный стандарт электронного документооборота".

Обычные покупатели (физлица) также смогут воспользоваться возможностями электронной торговой площадки, причем бесплатно. "С помощью поисковой системы обычные потребители смогут получать информацию о продавцах товаров, предлагаемых ценах, адресах продажи и делать выбор в пользу того или иного продавца. Среди первых объектов торговли, изъявивших желание представить свои товары для потребителей, оказались крупнейшие столичные универмаги - ЦУМ и ГУМ".

Участвовать в работе площадки как в качестве продавцов, так и покупателей также смогут и индивидуальные предприниматели. Как подчеркнул В. Маргелов, со всеми участниками процесса (кроме физлиц - конечных покупателей) планируется заключать договора на достаточно жестких условиях, обязывающих обеспечивать своевременность и объективность предоставляемой информации. В частности, касающейся цены и предлагаемого ассортимента.

"Используя элементы недобросовестной конкуренции работу торговой площадки можно сделать неэффективной. Например, указать цену на коньяк в размере одного рубля. И поисковая система будет всех отправлять к этому продавцу. В связи с этим будет налажена система поиска недобросовестных участников, к которым будут применяться санкции за нарушение условий работы на территории электронной торговой площадки", - отметил В. Маргелов.
{banner_819}{banner_825}
-10%
-25%
-20%
-40%
-20%
-10%
-50%
-20%
-20%