Жанна ЛАЗОВСКАЯ,

фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ, Рэспублікафото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ,      Рэспубліка
Сморгонский имидж. Изготовлена первая тысяча люков для олимпийского Сочи.

Первую партию газонных люков для олимпийского города отгрузили незадолго до Нового года. Но оригинальную металлическую форму далеко на склад не отправляют: вероятнее всего, в ближайшее время она вновь пригодится.

У некогда союзного монополиста по производству люков - Сморгонского литейно-механического завода сегодня в одной Беларуси около 20 конкурентов. И не только в части производства этих незаменимых в городских условиях изделий. Многие еще пытаются отливать и дождеприемники, решетки для животноводческих ферм, урны, цветочницы, изготавливать печное, каминное и прочее литье. Но 65-летний опыт вот так запросто не перешибешь. Не удалось это и в лихие 90-е, а с 2000 года предприятие начало приобретать былую экономическую стабильность, из года в год наращивая объемы производства, увеличивая долю экспорта.

Прошлый год не стал исключением: экономическая нестабильность никоим образом не снизила спрос на изделия завода. В 2009-м произведено 5615 тонн чугунного литья (в 2008-м - на 425 тонн меньше).

По словам Эдуарда Подгайского, директора Сморгонского литейно-механического завода, объемы наращиваются именно за счет освоения новой продукции, востребованной у населения.

- С 2001 года мы освоили и запустили в производство 35 новых видов продукции, - говорит Эдуард Подгайский. - А объем выпуска только за прошлый год вырос на 8,2%, по потребительским товарам - на 15,8. Рентабельность производства составила 23,5%: мы получили 1,7 млрд рублей прибыли.

При всем изобилии наименований изделий из чугуна основным видом литья на предприятии все же остаются люки. На заводе их производят около 20 видов: для смотровых, кабельных колодцев, телефонной канализации, канализационные магистрального типа, с откидной крышкой и запирающим устройством, с квадратным обрамлением, способные выдержать нагрузку от 1,5 до 40 тонн. Именно за счет люков растут экспортные отгрузки: с 10% в 2008 году до 12 в прошлом. В нынешнем году, помимо рынков России, Украины, Молдовы, Эстонии, завод планирует реализовывать свои изделия в Азербайджан и Грузию.

Под каждый заказ, если это необходимо, на заводе отливается уникальная надпись или изображение на круглой форме. Ведь сегодня даже люки становятся частью имиджа. При его поиске отличился не только Сочи. Например, недавно в Питер завод отправил люки с изображением медведя, в Гомель - рыси, в Гродно - с надписью "Гроднотелеком".

На сморгонской литейке понимают: воплотить в жизнь самый прихотливый заказ невозможно без постоянного обновления технологического оборудования, повышения уровня механизации труда. Поэтому-то год назад в литейном цехе завода заменили обе печи-вагранки и систему очистки пылегазовых выбросов. В целом рост инвестиций в основной капитал завода в 2009-м составил 128,7% к уровню 2008 года. На следующем этапе - техническое перевооружение участка заливки горячего металла, реконструкция копровой установки по переработке чугунного лома, обновление станочного и автомобильного парка.

Интересует аренда конференц зала в Минске — поможет Каталог TUT.BY.
-25%
-10%
-20%
-10%
-20%
-20%
-26%
-20%
-25%
-10%
-40%
0071926