1. Что, если перед прививкой от COVID выпить жаропонижающее «для профилактики»? Ответы на вопросы о вакцинации
  2. Срок действия справок и других документов продлили еще на полгода
  3. Как под Барановичами спасают дворец Радзивиллов — копию итальянской виллы на озере Комо (нет, не той что Соловьева)
  4. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  5. Мозырский НПЗ уходит в июне на ремонт. А что будет делать «Нафтан»?
  6. Ozon зарегистрировал в Беларуси юрлицо. Что обещает белорусам российский маркетплейс
  7. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  8. В Беларуси — сильная геомагнитная буря
  9. В Израиле в результате ракетной атаки погибла уроженка Беларуси
  10. Лукашенко принял верительные грамоты послов шести стран
  11. Марии Колесниковой предъявили окончательное обвинение
  12. Налоговая в суде выясняет с Тихановским, должен ли он заплатить налог с тех самых найденных за диваном 900 тысяч долларов
  13. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  14. На МТЗ реконструкция, в основном — за кредитные займы
  15. Проездные в Минске теперь можно записывать на карту самому. Посмотрели, как это работает
  16. Завтра начинают судить студентов, которые уже полгода находятся в СИЗО. Большинству обвиняемых — от 19 до 24 лет
  17. «Дочка успокаивает: папа вернется». Минчанину, которого задержали на репетиции барабанщиков, дали 6 лет колонии
  18. В Беларуси становится все больше алкомаркетов
  19. В Будславе начали работу альпинисты. На восстановление костела белорусы уже собрали 170 тысяч рублей
  20. «С большой вероятностью после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  21. «Патэлефанавалi з пытаннем, цi ўпэўненая я ў бяспецы маiх дзяцей». Зоркi — пра паўгода ў эміграцыі
  22. Многие известные люди поддержали перемены и осудили насилие. Что с ними теперь?
  23. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая
  24. Трехкратный восходитель на Эверест — о рисках, очередях к вершине и коронавирусе на такой высоте
  25. «В соседнем городе ракета попала в жилой дом». Белоруски о жизни в Израиле во время бомбежки
  26. Какие симптомы указывают на пограничное расстройство личности. Объясняет психотерапевт
  27. Авиакомпании отменяют рейсы в Тель-Авив из-за боевых действий. «Белавиа» планирует завтра лететь
  28. «Мы останемся без работы и зарплаты». БМЗ просит европейских партнеров не вводить санкции
  29. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  30. «Многое будет зависеть от элиты белорусского общества». Лукашенко встретился с членами Конституционной комиссии


Александр Заяц,

фото
Впрочем, для начала он назвал основные факторы, которые придают положительные импульсы приватизации объекта. Это значительная доля рынка, сильные позиции в производстве определенного вида продукции либо наличие развитой сети продаж, ориентация предприятия на рынок со стабильным спросом либо с потенциалом роста, выгодное географическое положение, сильная управленческая команда.

Однако есть ряд факторов, которые тормозят процесс приватизации.

Сохранение контрольной доли у государства

В обзоре инвестиционной политики Беларуси Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД также отмечается, что в политике Беларуси по привлечению прямых иностранных инвестиций сохраняется подход "управления и контроля". Органы власти видят свою роль в том, чтобы управлять частными инвестициями.

По словам И. Болдырева, приватизация неконтрольной доли не дает существенных прав как в операционной деятельности, так и в стратегическом планировании, тем самым снижается потенциальная весомость объекта инвестирования. В "Эрнст энд Янг" советуют достигать защиты государственных интересов при приватизации предприятия за счет регуляторной деятельности в отрасли, которые будут приниматься и соблюдаться всеми игроками данного сегмента.

По словам экспертов, подобная модель (правда, не лишенная недостатков) действует в некоторых секторах, где сейчас наиболее активны иностранные инвесторы - это, к примеру, банковская и пивная отрасли. Есть Нацбанк и "Белгоспищепром", которые с одной стороны, держат ситуацию под контролем, но, с другой, определяют правила и прислушиваются к мнению владельцев компаний.

В результате же проведенной приватизационной сделки влияние государства на этот объект должно оставаться минимальным. В частности, назначение и снятие руководства приватизируемого предприятия не должно происходить по решение государства. Вместе с тем государству не следует наделять приватизированное предприятие особым привилегированным статусом, которого не имеют другие частные компании-конкуренты.

Жесткие условия инвестирования

Доведение плановых показателей на стадии инвестирования воспринимается потенциальными владельцами в штыки. Потому что часто получается, что сроки и величина инвестиций, определенные государством, могут быть некорректны и неуместны. "В силу большего опыта инвестор сам решает, какие ресурсы нужны для достижения этого уровня, и сколько времени на это понадобится", - отмечает И.Болдырев.

Впрочем, в "Эрнст энд Янг" полагают, что более предпочтительным вариантом может считаться условие о достижении новыми собственниками определенного уровня эффективности деятельности приватизируемого предприятия. А уже потом можно говорить о сроках реализации проекта и объеме инвестиций.

Неправильная оценка предприятия

Этот фактор всегда был камнем преткновения. Он особенно  усилился в связи со спорами о стоимости "БПС-Банка". Игорь Болдырев говорит, что при оценке нередко не учитывается объем необходимых инвестиций и необходимость коррекции бизнес-модели предприятия. "Инвестор не будет участвовать в приватизационной сделке, так как она ему экономически не состоятельна", - отмечает эксперт.

По словам управляющего по вопросам предоставления консалтинговых услуг в сфере финансирования KPMG в Беларуси Александра Загорского, стоимость компании может восприниматься по-разному в зависимости от планов и от перспектив покупателя и продавца. "Продавец оценивает объект с точки зрения вложения ресурсов, исходя из стратегии и целей, покупатель учитывает еще свои перспективы. Однако инвестор не согласится покупать объект по цене, определенной с учетом перспектив работы компании. Инвестор не готов переплачивать за перспективы. Он тоже хочет что-то заработать", - пояснил А. Загорский. Вместе с тем размер цены - это не только экономический аспект. "Операционная цена зависит от готовности сторон покупать/продавать компанию и от навыков ведения переговоров", - полагает эксперт. По его словам, зачастую у инвесторов возникает много вопросов по непрофильным активам, когда "социальные объекты (детские сады, больницы) пытаются включить в общую стоимость активов".

Приватизация эффективного объекта вместе с проблемным

В Беларуси с ее социально ориентированной экономикой продажа госпредприятий будет сопряжена именно с этим аcпектом. С другой стороны, приватизация проблемного предприятия как условие приобретения эффективного актива может привести к снижению стоимости "лакомого кусочка", если бы оно приватизировалось в отдельности. К примеру, для продажи крупных государственных банков предлагают создать Финансовое агентство развития, в которое перейдут проблемные активы госбанков - это, как правило, кредиты, выданные на реализацию долгосрочных госпрограмм.
Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли 'Форекс Клуб'
Партнер рубрики -
Международная Академия
Биржевой Торговли
"Форекс Клуб"

Значительные социальные обязательства

Требования о сохранении численности персонала приватизируемой компании, как правило, негативно воспринимаются потенциальными инвесторами, так как это напрямую влияет на эффективную деятельность предприятия и ставит его в неравные условия с частной компанией-конкурентом, которая самостоятельно определяет, сколько людей для работы ей нужно.

С другой стороны, отмечает заместитель директора Национального инвестиционного агентства Георгий Гриц, неправильно все проблемы вешать на плечи государства. В компании "Эрнст энд Янг" предлагают альтернативный вариант решения данного вопроса. "Инвестор должен понести расходы на выплату выходных пособий и переподготовку увольняемых сотрудников, - утверждает И. Болдырев и тут же добавляет: - Однако значительный объем расходов может вызвать встречное предложение инвесторов - снизить стоимость актива на величину этих социальных затрат".

Нетранспорентность объекта инвестирования

Ограничения в получении информации ставят под сомнение эффективную деятельность предприятия и тем самым повышают риски для потенциальных инвесторов. "Отсутствие на приватизируемом предприятии эффективно функционирующей системы учета и отчетности как для управленческих целей, так и для внешнего пользования являются факторами повышенного риска инвестирования и ведут к понижению стоимости предприятия", - отмечает И. Болдырев.

Стоит отметить, что система международных стандартов финансовой отчетности (пресловутое МСФО) на белорусских предприятиях приживается с большим трудом. На экономическом форуме белорусский премьер Сергей Сидорский заявил, что на 2010 год стоит задача максимально сблизить белорусский бухгалтерский учет с принципами международных стандартов финансовой отчетности. Министр финансов Андрей Харковец 6 февраля на заседании коллегии Минфина также заявлял, что работу по переходу на МСФО надо перевести "из вялотекущей в интенсивную". Однако уже в октябре замминистра финансов Иван Шунько дал понять, что приоритетной в Беларуси останется отчетность по национальным стандартам, а МСФО будет использоваться лишь в случае необходимости при интересе потенциальных инвесторов к конкретному предприятию. Он отметил, что сегодня параллельно с национальными стандартами отчетности МСФО используют около 100 белорусских предприятий, которые перешли на эти стандарты по заявительному принципу. Однако этот список никак не коррелирует с утвержденным правительством списком объектов, подлежащих приватизации и продаже в ближайшие годы. А. Загорский подчеркивает, что "национальная финансовая отчетность часто не отражает реальное положение и финансовые результаты компании (и часто является недостаточной для всестороннего анализа). Кроме того, имеется существенная неопределенность в трактовке законодательства Беларуси".

Прочее

Представитель Международной финансовой корпорации (МФК) в Беларуси Крэйг Белл соглашается с последним утверждением. Действительно, инвесторы находят ситуацию в Беларуси сложной, непрозрачной и непоследовательной. По словам К. Белла, для инвесторов меньше всего важны различные преференции и льготы. "Обычно инвесторы, которые приходят из-за субсидий и льгот, первыми уходят, когда эти субсидии отменяются", - отметил К. Белл.

В обзоре ЮНКТАД также отмечается, что чрезмерное регулирование деловой активности, слабый режим конкуренции и постоянный довлеющий контроль над заработной платой и ценами все еще мешают развитию частного сектора. Более того, реформы часто встречают сопротивление со стороны госорганов, и их эффективность "отбрасывается назад" вследствие недостаточной координации между центральными и региональными властями. Либо вследствие "узких мест" в местном законодательстве. Это касается, прежде всего, выдачи разрешений, лицензирования, собственности на землю и налогообложения.
-10%
-21%
-30%
-10%
-30%
-20%
-20%
-20%
-10%
0073182