Иностранная компания, которая намеревается реализовать инвестиционный проект в Беларуси и получить льготы, заключив с государством инвестиционный договор, должна будет создать на территории Беларуси операторскую компанию, поскольку государство будет предоставлять предусмотренные декретом льготы резидентам. Об этом сообщил агентству ПРАЙМ-ТАСС управляющий партнер юридической фирмы "Власова, Михель и партнеры" Константин Михель, комментируя утвержденный правительством порядок заключения инвестдоговоров, разработанный во исполнение вступившего в силу декрета президента Беларуси от 6 августа 2009 г. № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь".
 
"Предусмотренное правительством ограничение, касающееся возможности применения предусмотренных декретом льгот исключительно организациями-резидентами Республики Беларусь, может сделать инвестиционной процесс излишне администрированным с точки зрения создания инфраструктуры юрлиц", - сказал К. Михель. 
 
При этом самим декретом, отмечает юрист, предусмотрено предоставление льгот как инвестору - без ограничений иностранному или национальному - так и предприятию, созданному с его участием. 
 
"Применение этой нормы декрета правительство, на мой взгляд, сузило, исключив иностранные организации из числа субъектов, имеющих право на льготы", - сказал юрист.
 
Он аргументировал, что далеко не все проекты требуют осуществления инвестиций через создание в Беларуси операторской компании. "Что препятствовало бы иностранному инвестору финансировать крупные проекты напрямую с территории своего государства и чем такие инвестиции "не заслуживают" льгот в сравнении с их осуществлением через номинально созданную в Беларуси компанию?", - задает вопрос юрист. 
 
Он считает, что в таком решении можно усмотреть определенное желание властей стимулировать осуществление инвестиций через местного налогоплательщика, который, как ожидается, будет платить налоги в Беларуси. "Но вряд ли с этим аргументом стоит соглашаться, - говорит юрист. - Зачастую иностранные компании, имеющие интересы у нас в стране, платят не меньшие налоги в сравнении с резидентами, при этом развитое в этой сфере налоговое законодательство, в том числе с учетом международных соглашений, не оставляет шанса не платить налоги ни тем, ни другим". 
 
Достаточно неожиданной стала еще одна норма нового документа, продолжил он. Так, в сравнении с нормами прямого действия декрета №10, утвержденный порядок не устанавливает никаких критериев по объему инвестиций, от минимального размера которых инвесторы могли бы претендовать на заключение инвестиционного договора.
 
"Ранее для заключения инвестдоговора минимально необходимый объем инвестиций составлял 5 млн долл. Сейчас формально инвестпроект на 1 рубль может сопровождаться заключением договора с государством", - отмечает К. Михель.
 
"Отсутствие количественного критерия значимости проекта создает предпосылки к тому, что исключение станет правилом, создает риск пробуждения неоправданного интереса псевдоинвесторов "поиграть" с государством в заключение инвестдоговора и использовать данный факт для поднятия собственного имиджа. Мелкие проекты, безусловно, не соответствуют государственному статусу и вряд ли будет польза от отвлечения внимания правительства на такие проекты", - подчеркнул собеседник ПРАЙМ-ТАСС.
 
По его мнению, логично было ожидать, что правительство, наоборот, пересмотрит в сторону повышения минимальную сумму инвестиционного проекта, от которой возможно заключение инвестиционного договора, сделав действительно значимыми те проекты, в отношении которых целесообразно предоставлять специальный правовой режим. По крайне мере, такое решение было бы логичным для второго и третьего уровней заключения инвестиционного договора, установленных декретом № 10, сказал юрист.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-47%
-70%
-30%
-47%
-55%
-55%