1. Что происходило в Минске в День Победы: Лукашенко с сыновьями, очередь за кашей и досмотры
  2. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  3. Минздрав озвучил свежую статистику по коронавирусу в стране
  4. Лаевский: Максиму Знаку предъявили окончательное обвинение. Его дело скоро передадут в суд
  5. «Шахтер» обыграл БАТЭ благодаря шикарному голу Дарбо. Чемпионская интрига убита?
  6. В Будславе загорелся знаменитый костел, сгорела часть крыши
  7. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»
  8. Глава ВОЗ: Заболеваемость и смертность от COVID-19 вышли на плато на «неприемлемо высоком уровне»
  9. В Беларуси не хватает почти 84 тысяч работников. Какие кадры в дефиците
  10. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  11. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  12. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  13. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  14. В Лиде заметили странную очередь, в которой раздавали деньги. В исполкоме говорят о возможной провокации
  15. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  16. Лукашенко: «Давайте прекратим это не нужное никому противостояние»
  17. День Победы в Минске завершили концертом и фейерверком. Посмотрели, как это было
  18. Стрельба в школе в Казани. Погибли 8 человек
  19. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  20. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  21. Как приготовить рассыпчатый рис? Шеф-повар делится своими секретами
  22. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  23. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  24. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  25. Очереди в пункт вакцинации «Экспобела» были такие длинные, что ввели предварительную регистрацию
  26. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  27. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  28. Будет учтено «все происходящее в стране»: представитель ЕС рассказал, когда ждать четвертый пакет санкций
  29. Освободилась белорусская «рекордсменка» по «суткам» за протесты. Она отбыла в изоляторе 105 суток
  30. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался


Андрей Коровайко,

Как продвигается реформа Национального агентства по инвестициям? Какой прогноз по привлечению иностранных инвестиций в Беларусь на 2009-10 годы? Чувствуется ли увеличение интереса к Беларуси со стороны инвесторов? Какие сферы белорусской экономики сегодня самые привлекательные? На эти и другие вопросы в рамках программы "Время бизнеса" в эфире Радио TUT.BY ответил первый заместитель директора РУП "Национальное инвестиционное агентство" Георгий Гриц.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Как продвигается реформа Национального агентства по инвестициям? Что даст агентству планируемое повышение статуса и подчинение напрямую правительству, а не Министерству экономики?


Практически во всех странах мира аналогичные агентства являются рабочим инструментом в руках правительства для работы с инвесторами. Притом эти инвесторы многопрофильные и выступают как со стороны государства, так и со стороны конкретных физических лиц, и оказывают помощь отечественным предприятиям в реализации инвестиционных проектов.

К сожалению, реформирование и создание таких агентств в Беларуси имеет не совсем положительную кредитную историю. Это началось в 2000-х годах, когда было создано Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям. Инициатором тогда выступило Министерство внешнеэкономических связей, и крупнейшие игроки – выставочные компании, ведущие коммерческие компании, государство - создали Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям в виде закрытого акционерного общества. Потом, по каким-то причинам, по инициативе государства оно было реформировано в республиканское унитарное предприятие. Это реформирование тоже ни к чему не привело, и в конечном итоге по инициативе Минэкономики было создано РУП "Национальное инвестиционное агентство".

Сегодня в государстве реализуются достаточно масштабные реформы с точки зрения либерализации налогового законодательства, реформы формирования странового маркетинга с учетом диверсификации рынка. Роль нашего агентства должна повыситься, функции его должны быть расширены.

Но ведь все равно все делается на местах, и инвесторы общаются в основном с местными властями. Зачем в таком случае укреплять центр?

Я согласен, что не нужно создавать монстра, который будет лучше всех. Я считаю, что нужно создать институт государственно-частного партнерства. Сейчас на белорусском рынке, в том числе и в сфере привлечения инвестиций, работают достаточно сильные компании: Торгово-промышленная палата, инвестиционная компания "Юнитер". Задача стоит не вытолкнуть их из этого рынка, а наладить государственное партнерство.

В нашей экономике очень высок уровень государственного вмешательства. Поэтому частные компании иногда просто не в состоянии не то что решить вопрос, а даже войти в какой-то кабинет. Не надо оставлять инвестора в коридоре за дверью какого-то министерства, а надо взять его за руку и провести в это министерство. С такими просьбами инвесторы обращаются постоянно, и функция государства – наладить такую коммуникацию.

Недавно президент подписал Декрет № 10 по созданию трехуровневой системы работы с инвесторами. Декрет говорит о создании уровня преференций и льгот, а это важно в свете того, что Беларусь не имеет какую-то уникальную возможность для массового привлечения инвесторов. В документе указан первый уровень инвестиционных проектов, которые априори могут получить льготы выше существующих законодательных. Выделяет эти льготы президент по согласованию с правительством. Работа с инвестиционными проектами этого уровня является одной из приоритетных задач нашего инвестиционного агентства.

Насколько экономически оправданно обещание и предоставление всевозможных индивидуальных льгот и преференций какому-либо отдельному субъекту хозяйствования, а не отрасли либо группе производителей особой продукции? Не являются ли атавизмом инвестиционной политики такие положения законодательства об индивидуально определяемых льготах конкретному инвестору?

Речь не идет о предоставлении неких индивидуальных преференций инвесторам. В декрете создается трехуровневая система работы с инвестором.

Первый уровень подразумевает принятие решений главой государства по инициативе правительства, когда необходимы преференции выше тех, которые предусмотрены законодательством. Дальше идет сопровождение и делегирование функций подписания инвестиционных договоров с инвестором на уровень более низкий: или правительства, или местных властей и даже отраслевых министерств. Речь не идет об индивидуальных преференциях инвестиционным компаниям как таковым.

Преференции необходимы: мы находимся в конкурентном поле, поэтому стране нужны конкурентные преимущества и налоговые льготы для инвестора. Несмотря на то что в условиях кризиса объем инвестиционных ресурсов недостаточный, очень важно создание привлекательных условий, в том числе и для Беларуси. Инструмент привлечения инвестиций через преференции является одним из наиболее действенных.

Появятся ли у агентства какие-то новые функции в среднесрочной перспективе?

Функции агентства можно рассмотреть в связи с клиентами, с которыми мы работаем.

Клиент первой группы – это государство, которое ставит задачей формирование странового имиджа Беларуси. Делается это с помощью проведения форумов в стране и за рубежом, изготовления и подготовки информационных материалов, ведения сайта со всей необходимой инвестору информацией.

Вторая группа клиентов – это инвесторы как таковые. Перед агентством ставится задача создать такие условия, чтобы инвестор в одной организации мог получить полную информацию, но не монопольную услугу. Дальше инвестор сам решает, обращаться ли в Торгово-промышленную палату, частную юридическую или консалтинговую компанию.

Третья группа клиентов, которых мы считаем незаслуженно забытыми, - это отечественные белорусские предприятия. Наша задача состоит в том, чтобы довести белорусские предприятия до уровня предпродажной подготовки инвестору. Более того, можно вести речь о найме потенциального инвестора для создания команды с привлечением зарубежных топ-менеджеров для вывода белорусского предприятия на конкурентные позиции. Ведь даже в спорте мы нанимаем зарубежных тренеров для вывода белорусских команд на мировой уровень.

На прежней должности я работал с привлеченными специалистами, и эта команда готова работать с белорусскими предприятиями с точки зрения доведения их по всему инвестиционному циклу: от оздоровления предприятия до подготовки меморандума и заключения инвестиционного договора и выпуска готовой продукции на обновленном предприятии.

Я считаю, что привлечение инвестиций – это вопрос национальной безопасности. Даже в современных кризисных условиях, когда падение экспорта составило 50%, а падение производства составило почти 90%, рост инвестиций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 112-114%. Но и этого недостаточно: при уровне физического износа предприятий в среднем по промышленности на более чем 80% необходимо ежегодно привлекать прямые инвестиции на сумму не менее двух-пяти миллиардов. Поэтому сейчас задача создания благоприятных условий при дефиците финансовых ресурсов, действительно, очень сложная и очень важная. Все шаги, направленные на либерализацию, приватизацию, изменение статуса агента, делаются. И те инвестиции, которые были привлечены в этом году, стали возможными именно благодаря улучшению имиджа страны с точки зрения либерализации. Кстати, этот прогресс был признан и мировыми странами.

Ставится ли перед агентством задача обеспечить определенный объем привлечения прямых иностранных инвестиций или реализовать определенное количество проектов?

Задачи привлечь какую-то конкретную сумму не стоит. Но мы работаем по принципу "чем больше, тем лучше". Должна быть некая динамика, процесс, агентство должно стать известным. Говорить сегодня о реформировании агентства, не дожидаясь указа президента, было бы неправильно. Но агентство в новом статусе действительно востребовано, поэтому нужно оправдать эти надежды как со стороны правительства, так и со стороны инвесторов и белорусских субъектов хозяйствования.

Как вы сами оцениваете результаты своей работы?

Мне пока сложно оценивать результаты своей работы в новом качестве. Я думаю, надо говорить о неком авансе и перспективах агентства. Гордиться пока нечем, но мы работаем.

Какой прогноз по привлечению иностранных инвестиций в Беларусь на 2009-2010 годы?

За шесть месяцев текущего года объем прямых инвестиций был превышен в два раза по сравнению с благоприятным докризисным периодом. То есть начальная планка была взята. Я думаю, что если такую динамику удастся сохранить в этом году и если в следующем году цифра будет увеличена еще в два раза, то это будут хорошие показатели. Я почти уверен, что те целевые показатели, которые мы поставили перед собой, будут достигнуты.

Кто сейчас проявляет наибольший интерес к инвестициям в белорусские проекты: страны, компании, фонды, частные лица?

Мы видим, что мировые финансовые организации – Всемирный банк, МВФ – инвестиции такого уровня, как это происходит сейчас, в суверенную Беларусь еще не делали. Некоторые экономисты даже говорят, что мы берем слишком много кредитов. Хотя, по-моему, много денег не бывает.

Кроме того, мы чувствуем большую активность со стороны банков. Кстати, сам банковский сектор очень привлекателен для инвестирования, более того, уже начала формироваться очередь из потенциальных инвесторов.

Субъекты хозяйствования и инвесторы тоже проявляют интерес к белорусским проектам. Речь идет не о портфельных инвестициях, потому что фондового рынка IPO в Беларуси фактически нет. Но прямые инвестиции делаются в очень интересные отрасли, которые менее пострадали от кризиса и имеют очень высокие конкурентные преимущества. Это такие отрасли, как фармация с огромным рынком сбыта, деревообработка, банковская, телекоммуникационная, пищевая, нефтеперерабатывающая, металлургическая.

Есть, конечно, проблемы в экспортной узости, страновом маркетинге. Поэтому привлечение прямых инвестиций в обрабатывающие отрасли с высокой добавленной стоимостью – это вопрос национальной безопасности страны.

Агентство недавно получило лицензию на осуществление деятельности антикризисного управляющего – это заметно расширяет сферу вашей работы. Но сейчас, в кризис, сложно найти инвестора и для вполне благополучных предприятий. Не станет ли привлечение инвесторов на убыточные предприятия невыполнимой задачей?

Как правило, высокорентабельные предприятия не продаются – должно же оставаться какое-то национальное достояние. С другой стороны, менее успешные предприятия стоят дешевле, и если это предприятие входит в сферу влияния стратегического зарубежного инвестора, этому инвестору выгоднее купить такое предприятие и довести его до ума.

Но у нас ставится условие как минимум сохранить профиль инвестируемого предприятия. Какой смысл инвестору приходить на убыточное предприятие и продолжать делать то, что делать оно не может?

Это неправильный подход. У нас сложилась практика выставлять инвестору пакет условий: построить спортивный дворец, школы, детские сады. В данном случае логичнее было бы пользоваться старой поговоркой: "Не до жиру – быть бы живу". Возьмите пример "Луча": с одной стороны, мы требуем сохранить нашу торговую марку, а с другой – речь идет о том, что эта площадка в центре города не будет производственной, там будет некий бизнес-центр. Никакого "Луча" там не будет.

Или, например, "Горизонт". На улице Красной нет производства телевизионной техники – все уже выведено в совершенно другое производство. Был найден стратегический партнер, который стал выпускать не столько телевизоры, сколько целую линейку бытовой техники.

Вопрос, скорее, стоит не о сохранении профиля, а о создании рабочих мест. Сегодня инвестора не грузят социальными проблемами, а подходят к нему более гибко.

Когда будут приняты постановления правительства, регламентирующие порядок заключения инвестиционных договоров на всех уровнях, а также утверждена примерная форма такого договора? Когда реально можно будет выходить с предложением о заключении договора?

Вчера. Не нужно ожидать, чтобы на любой шаг выходило соответствующее постановление Совета Министров. Требования к инвестиционному договору указаны в Инвестиционном кодексе. А можно обратиться в наше агентство, где мы предоставим примеры таких инвестиционных договоров и при необходимости подготовим договор и согласуем его с органами государственного управления.

Какие существенные результаты уже достигнуты в процессе привлечения иностранных инвесторов? Выработан ли механизм проведения инвестиционных проектов от подписания договора или распоряжения до пуска объекта в работу? Какова роль Национального агентства в этом вопросе?

Нужно отметить изменения в подходах к работе с иностранными инвесторами. Если в 2000-2005 годах было очень много портфельных кредитных инвестиций, то есть кредиты зарубежных банков брались под гарантии государства, то в этом году ситуация изменилась. Правительство проанализировало эффективность таких кредитов, и оказалось, что количество нереализованных проектов составило 50%. То есть 50% кредитных ресурсов были использованы неэффективно. Поэтому сейчас речь идет об изменении стратегии работы с инвесторами и о привлечении стратегических инвесторов, где наравне с инвестиционными ресурсами привлекаются и технологии, и корпоративная западная культура, в том числе и в сфере управления предприятием. Я думаю, итоги этой стратегии можно будет подводить ближе к середине следующего года.

В Беларуси создается институт инвестиционных агентов. Кем они станут по отношению к Национальному инвестиционному агентству - конкурентами или партнерами?

Деятельность инвестиционных агентов регулируется Указом президента № 4.1.3, и в течение трех месяцев по этому указу правительство должно разработать положение.

Стратегия нашего агентства – не монопольное участие нас на рынке инвестиционных услуг, а партнерство с инвестиционными агентами. По идеологии, которой пользовался глава государства при введении инвестиционных агентов, эти агенты должны быть зарубежными партнерами. Это могут быть юридические компании, банки и физические лица, которые обладают доверием у зарубежного инвестора. Естественно, этому агенту нужно помочь, ознакомить с законодательством, с процессами либерализации, вооружить его информационными материалами. И функция партнера для этих инвестиционных агентов делегируется Национальному инвестиционному агентству. Поэтому мы рассматриваем их как партнеров, но никак не конкурентов.

Почему у нас в Беларуси нет кредитования стартапов, как это есть в Европе и России, если есть хорошая идея, но нет абсолютно никакого способа найти денег? Она так и останется всего лишь идеей?

Я не согласен с тем, что у нас вообще нет венчурного капитала. Некоторые банки получают кредитные линии от международных финансовых корпораций, от ЕБРР именно для финансирования малого бизнеса на очень льготных условиях.

По моей информации, по инициативе Государственного комитета по науке и технологиям уже подготовлен проект указа президента о создании Национального венчурного агентства, который может быть принят уже в этом году. Поэтому если проект физического лица носит инновационный характер, то можно будет обратиться туда за поддержкой.

Повышается ли привлекательность белорусского малого и среднего бизнеса в плане инвестиций? Инвестируются ли мелкие проекты?

Мелкий бизнес с точки зрения роста предприятия очень перспективен. Но не нужно питать иллюзий, что малый бизнес может заменить "выпадающие" доходы от изменения конъюнктуры на внешних рынках для нашего стратегического экспорта. С моей точки зрения, функция малого бизнеса состоит в решении проблем местного, регионального характера в создании новых рабочих мест. При тех льготных условиях, которые предоставляются малому бизнесу в регионах, перспективы развития такого бизнеса очень большие. Раньше во многих случаях малый бизнес использовался как источник повышения уровня благосостояния отдельных чиновников. Сегодня эта проблема на законодательном уровне устранена.

Куда больше идут инвесторы – в Минск или регионы? Проявляется ли вообще интерес к регионам?

Естественно, больше внимания уделяются именно Минску, потому что там больше покупательская способность. Но условия налогообложения в малых городах на порядок привлекательнее и лучше. Даже предприятия, которые работают в Минском регионе, регистрируют офисы в малых населенных пунктах, платят местные налоги, а продукцию реализуют в Минске.

12 ноября начнется Белорусский инвестиционный экономический форум. Накануне предыдущего форума в Лондоне было очень много разговоров о несвоевременности такого мероприятия. Кризис продолжается, и надежд на то, что Беларусь будет тихой гаванью, не затронутой кризисом, ни у кого не осталось. Что поддерживает интерес к инвестиционным проектам в Беларуси?

Форум в Лондоне и форум в Минске – это мероприятия разного уровня. В Лондоне форум больше напоминал местную тусовку. Беларусь на тот момент была terra incognita, и участие наших представителей в таком мероприятии помогло спозиционировать Беларусь как самостоятельную страну, которая не является придатком Российской Федерации. Желание привезти оттуда многомиллионные контракты изначально было неправильным.

Нынешний форум имеет совершенно другую особенность. Если там инвесторов считали по пальцам, то сейчас количество участников превышает в разы возможности площадки форума – Национальной библиотеки: только со стороны иностранных инвесторов было подано более 600 заявок. Сюда приходят инвесторы с конкретными интересами и конкретными инвестиционными проектами.

Те бизнесмены, которые попросили встречу у профильных премьер-министров, предлагают реальные инвестиционные проекты с реальными инвестиционными ресурсами.

Какие проекты будут представлены?

Проекты по мусоропереработке, вложение инвестиций в добычу полезных ископаемых, логистику, фармацию. Таких проектов много. Я бы сказал, что сейчас интерес к Беларуси выше, чем даже в предкризисный период.

То есть все шаги нашего правительства по либерализации экономики оправдывают себя с точки зрения привлечения инвестиций?

Я могу отметить явную тенденцию системного подхода работы правительства в экономике. Все шаги по либерализации, упрощению налоговой системы, заявительному принципу, реформированию банковской системы, изменению работы с инвесторами – это действительно системный подход с ориентиром на создание в Беларуси национальной экономики и формированию совершенно новых отраслей. И для этого нам не обойтись без западных технологий и западного партнерства, без интегрирования в транснациональные компании. Мы находимся на переломном моменте формирования новой промышленной политики, и иностранному инвестору отводится очень значимая роль.

Насколько важна в привлечении инвестиций позитивная оценка наших усилий со стороны МФК и Всемирного банка в очередном исследовании "Doing business"? Обращают ли внимание инвесторы на этот рейтинг?

Конечно, обращают. Сам факт того, работают ли международные финансовые институты в той или иной стране, для многих компаний, особенно транснациональных, является принципиальным и определяющим. То, что к нам лицом повернулся Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, МВФ, - неоценимый шаг. Именно эти институты во многом играют роль правительственных консультантов. Благодаря их действиям и условиям, которые они выставляют при выдаче кредитов, и происходит реформирование белорусской экономики и то, к чему в силу каких-то национальных особенностей не готово было правительство.

На следующий год правительство и Нацбанк анонсировали продолжение либерализации. Вносит ли свои предложения Национальное инвестиционное агентство?

Одно из наших радикальных предложений – создать аналогичные условия и для наших предприятий, довести наши предприятия до такого уровня, чтобы они выступали в качестве покупателя и могли выбирать инвесторов.

Партнер программы

-20%
-50%
-15%
-20%
-21%
-15%
-30%
-10%
0073182