Поддержать TUT.BY
143 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  2. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  3. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  4. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  5. Владимир Макей: «Сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы»
  6. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  7. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  8. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  9. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  10. За сутки в Беларуси зарегистрировано 1175 новых случаев COVID-19
  11. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  12. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  13. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  14. «Семь лет врачи думали, что симулирую». История Анжелики, которая больна дистрофической миотонией
  15. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  16. «Запретили пить, курить и заниматься музыкой. Он спросил, зачем тогда жить». Вышла биография культового белорусского музыканта
  17. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  18. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  19. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  20. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  21. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  22. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  23. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  24. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  25. Референдум в Кыргызстане: страна становится президентской республикой
  26. В 5 месяцев Соню парализовало, в 18 — она чемпионка, модель и едет от Беларуси на конкурс красоты
  27. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  28. «Письма Шрёдингера» и рассказы в неволе. Максим Знак в заключении написал более сотни произведений
  29. БАТЭ в скандальном матче сумел уйти от поражения, «Шахтер» на 4 очка оторвался от преследователей
  30. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком


Александр Заяц,

Проверки
Порядок организации и проведения проверок

Перечень контролирующих органов и сфер их деятельности

Группы риска и критерии отнесения проверяемых субъектов
В минувшую пятницу президент Лукашенко подписал указ "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". По мнению ряда независимых экспертов, этот документ является прогрессивным в сфере проверок. Однако какова будет правоприменительная практика сказать пока сложно.

Взаимоотношения бизнеса и проверяющих органов долгое время были не только далеки от идеальных, но и носили ненавистнический характер. Ситуация несколько изменилась в конце 2008 года, когда президент ввел мораторий на проверки. Документ был рассчитан на шесть месяцев, за это время правительство и контролирующие органы должны были подготовить проект еще одного указа, четко прописать кто, кого и с какой периодичностью должен проверять. Впрочем, в коридорах власти проект указа не нашел полного понимания. В итоге финальную версию документа дорабатывала Администрация президента.

Незадолго до подписания президентского указа бизнес-ассоциации от лица предпринимателей высказали озабоченность по поводу резкого увеличения количества рейдовых проверок (в основном налоговиков) предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. "Они как с цепи сорвались", - говорит председатель МССПиР Владимир Карягин. При этом имели место быть "грубые формы обращения с предпринимателями, применение угроз, запугивания, а также использование иных методов оказания "давления" на предпринимателей". Любопытно, что уже после обнародования указа №510 председатель правления ОАО "Белагропромбанка" Сергей Румас в интервью программе "Контуры" телеканала ОНТ признался, что в 2008 году банку пришлось пережить около 300 проверок.

Согласно проведенному Международной финансовой корпорацией (МФК) исследованию деловой среды, лишь 20% белорусских малых и средних предприятий избежали в течение 2008 года проверок. В среднем на одном предприятии, которое подвергалось проверкам в 2008 году, побывало 3,3 плановых и 1,8 внеплановых проверок. На ИП "проверочная нагрузка" была несколько ниже, но они чаще подвергались внеплановым проверкам. По результатам опроса, 70% частных субъектов малого предпринимательства считают, что действующая система проверок финансово-хозяйственной деятельности носит не предупредительный, а карательный характер. Только штрафов среднее МСП выплатило за год в эквиваленте 617 долларов США, ИП каждая проверка обходилась 144 доллара. Примерно такие же суммы были затрачены на устранение выявленных нарушений.

Передовой опыт

Большинство положений нового указа президента №510 вступает в силу с 1 января 2010 года. Однако уже сейчас эксперты называют данный нормативный документ "самым прогрессивным и комплексным". Примечательно, что ряд положений исходили непосредственно от общественных бизнес-ассоциаций и международных институтов. В частности, советник по правовым вопросам МФК Валерий Фадеев отметил, что деятельность МФК в последнее время была сосредоточена на подготовке документов по совершенствованию контрольной деятельности в Беларуси. "Мы вместе с правительством, Комитетом госконтроля и рядом министерств и ведомств работали в этом направлении. Специалисты из госорганов имели возможность перенять зарубежный опыт на семинарах в Швеции и Англии. И многие из почерпнутых моментов нашли отражение в указе. Например, впервые введен контрольный список вопросов (чек-лист) – перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством", - говорит В.Фадеев. Владимир Карягин с радостью дополняет, что в новом указе использован ряд предложений из Национальной платформы бизнеса Беларуси, которую подготовили независимые экономисты и юристы.

Чем хорош указ?

Как говорится в комментарии пресс-службы президента, проанонсировавшей выход указа, документ "направлен на сокращение числа проверок, исключение дублирующих полномочий контролирующих органов, созданию гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля, которая не подавляет деловую инициативу в стране и позволяет проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях". Валерий Фадеев называет принятый указ "прогрессивным документом, направленным на существенную либерализацию контрольной деятельности". "Мы впервые получили системный перечень контрольных органов и сферы их компетенции", - отмечает эксперт.

Действительно установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности. Впервые определен перечень всех контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля. Наибольшая ответственность отведена налоговикам, Минфину, МЧС, МВД. Органы, не включенные в перечень, проводить проверки субъектов хозяйствования не вправе.

Важное значение для оживления деловой активности должен сыграть запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных фирм в течение двух лет со дня их госрегистрации.

Предусмотрено освобождение субъектов хозяйствования от административной ответственности в случае незначительности совершенных нарушений. Так, не являются административными правонарушениями неуплата налогов в размере не более 1% от исчисленных плательщиком. За такую помарку штрафовать не будут, но при условии, что ее устранят, а вред возместят в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки.

Планирование будет публичным

В пресс-службе президента утверждают, что процесс планирования проверок перестанет быть сугубо внутренней, конфиденциальной процедурой контролирующих органов, станет открытым для субъектов хозяйствования. О графиках плановых проверок будут заранее уведомлять и соответствующую информацию размещать на специальном сайте в интернете.

Кроме того, количество дней, которое проверка может провести на предприятии, по новому указу ограничено. Так срок проверки юридических лиц не может превышать 30 рабочих дней, а индивидуальных предпринимателей - 15 рабочих дней.

Координация всех плановых проверок возложена на Комитет госконтроля. Как следствие, в течение одного года одну фирму могут проверить по плану только раз, и, если вопросы есть у нескольких органов, проверка должна быть совместной.

Указом ограничено проведение рейдовых проверок, которые в настоящее время проводятся на любой территории, в отношении любого субъекта и по любым вопросам.
Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли 'Форекс Клуб'
Партнер рубрики -
Международная Академия
Биржевой Торговли
"Форекс Клуб"
Согласно новому механизму такие проверки могут быть назначены только отдельными органами и только по уже имеющейся информации о нарушении. Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции КГК, МНС, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при президенте Беларуси, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Нацбанком, подразделениями Государственной автомобильной инспекции, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций. Проведение проверок без указания конкретного субъекта возможно только на автомобильных дорогах, на торговых местах и в палатках, расположенных на рынках, а также на объектах строительства, но не чаще одного раза в месяц на одной и той же территории.

Группы риска и правоприменительная практика

Наиболее революционное и основополагающее положение указа состоит в том, что власти отказываются от тотального контроля и переходят к контролю по так называемым группам риска. Все субъекты хозяйствования распределены по группам риска на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества. Субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой группе риска, будут проверяться не чаще одного раза в год, к средней - не чаще одного раза в 3 года, к низкой - не чаще одного раза в 5 лет. При этом если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства установлено не будет, следующая плановая проверка этого субъекта, отнесенного к высокой группе риска, может быть назначена не ранее чем через 2 года, а отнесенного к средней группе - не ранее чем через 5 лет.

Так, к примеру, к высокой группе риска относится "наличие двух и более случаев в календарном году непредставления, несвоевременного представления налоговой отчетности", "невыполнение в календарном году госзаказа" или "основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития, нормативов государственных социальных стандартов". С другой стороны, контролер вправе моментально заинтересоваться компанией, "если стоимость экспорта по данным таможенных деклараций превышает сумму выручки от реализации по данным налоговых деклараций", или "суммы займов и кредитов, полученных из-за пределов Республики Беларусь, значительно превышают сумму выручки проверяемого субъекта". Валерий Фадеев не согласен с некоторыми из этих критериев. "Если человек 2 раза в год на 1 день опоздал с подачей декларации, то что это уже высокая степень риска? Или возьмем выполнение госзаказа. Если сам заказчик опоздал (а это часто случается) с предоставлением информации, то как будет трактоваться этот пункт? Сразу высокая степень риска?" - задается вопросами эксперт. "Розничная торговля почему-то отнесена в группу с высокой степенью риска. А это сфера, в которой активнее всего задействован малый бизнес", - негодует председатель СЮЛ "Республиканская конфедерация предпринимательства" Виктор Маргелов. Председатель Белорусского союза предпринимателей (БСП) Александр Калинин в интервью БЕЛТА отметил, что отнесение предприятий к группам риска в республике вводится впервые и поэтому возможны "элементы субъективных подходов". "Поэтому и надо посмотреть, какой будет правоприменительная практика. Если всех отнести одним махом к высокой группе риска, эффекта не будет от этого", - сказал А. Калинин.

Контролеры будут держать ответ

Важно отметить, что в указе прописаны права проверяемых. Правда, проверять по-прежнему могут все: в списке контролирующих органов значатся все надзорные инстанции, которые осуществляли контроль и раньше. Валерий Фадеев согласен с тем, что "контролирующих органов все равно осталось очень много". "Они обладают перекрестными полномочиями. Ведомственный контроль остался, однако непонятно что он будет проверять, если есть налоговая, санэпидемстанция, пожарники и так далее. То есть здесь еще достаточно вопросов", - отмечает эксперт.

С другой стороны, за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение, усилена ответственность должностных лиц контролирующих органов. За необоснованную проверку чиновников будут не только штрафовать, но могут даже лишить должности. А если суд докажет корыстные или личные мотивы, по которым была отправлена проверка, то чиновника могут привлечь к уголовной ответственности. Сама же проверка в этом случае признается незаконной. Валерий Фадеев подчеркнул, что "в документе предусматривается штраф для должностных лиц, совершивших незаконную проверку, в размере от 20 до 100 базовых величин. Я думаю, этот фактор будет отбивать у контролеров желание превышать свои служебные полномочия".

…Судя по объему указа и его приложений, бизнес останется под пристальным оком контролирующих инстанций. Вероятно, уже не будет массовых перекрестных проверок. При этом, как отмечают эксперты, возможностей придраться у контролирующихся организаций меньше не стало.



-30%
-17%
-30%
-30%
-53%
-20%
-20%
-15%
-10%
-50%