1. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  2. Новый декан у ФМО БГУ и большой красно-зеленый флаг в Новой Боровой. Что происходило в Беларуси 4 марта
  3. Две машины в Андорру, пять — в Эстонию, 121 — в Германию. Интересные факты об экспорте авто из Беларуси
  4. ЕЭК предложила Беларуси избавиться от обязательного перечня белорусских товаров в магазинах
  5. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  6. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  7. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  8. Белорусские биатлонистки стали вторыми в эстафете, проиграв одну секунду
  9. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  10. Носкевич: Уголовное дело Тихановского до конца месяца будет передано прокурору для направления в суд
  11. Как Беларусь зарабатывает на реэкспорте цветов в Россию
  12. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  13. Итоги ажиотажа: за два месяца техосмотр прошло столько машин, сколько раньше за полгода
  14. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  15. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  16. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  17. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  18. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  19. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  20. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  21. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  22. Минское «Динамо» снова проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  23. Казакевич озвучил социальный портрет «преступника», «связанного с протестной активностью»
  24. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  25. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  26. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  27. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  28. Год с коронавирусом. В какие страны сейчас могут слетать белорусы и что для этого нужно
  29. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  30. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности


Ирина ЛЕВШИНА,

Киев предлагает Минску участвовать в строительстве нефтепровода "Одесса - Броды". "Здесь есть и политическая составляющая, но экономическая целесообразность и польза в данном случае несомненная", - заявил посол Украины в Беларуси Игорь Лиховый 21 августа на пресс-конференции в Минске. Проект "Одесса - Броды" - возможность привлечь альтернативную нефть, однако сегодня для Беларуси участие в нем не актуально, считает эксперт.

Азербайджан уже подтвердил свою готовность участвовать в проекте в качестве поставщика нефти, отметил Игорь Лиховый. "Не осталось безучастным" к украинской инициативе и белорусское руководство, которое сейчас изучает этот вопрос, сообщил посол.

По словам дипломата, в последнее время проект по поставке каспийской нефти в страны Балтии "Одесса - Броды" приобрел "еще большую актуальность". "Пройдет немного времени, когда мы получим легкую каспийскую нефть, в которой заинтересованы и европейские, и белорусские нефтеперерабатывающие предприятия", - считает Лиховый.
Как известно, поставщиком нефти в Беларусь является Россия. Однако отношения со страной-союзницей в последние годы складываются не так гладко, как прежде. И в случае очередного конфликта белорусские нефтеперерабатывающие заводы рискуют стать заложниками большой политики.

Очевидно, что это понимают и в Москве. Не зря в июне Россия приступила к строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы в обход Беларуси. Проект БТС-2 был запущен, несмотря на экономические доводы экспертов - российских в том числе - о его убыточности.

Впрочем, даже при самом благоприятном развитии отношений с Россией придет время, когда российской нефти не будет хватать и белорусские НПЗ столкнутся с серьезным дефицитом сырья, отмечают эксперты.

"Одесса - Броды" для Беларуси представляет интерес как перспективный проект. На сегодняшний день участвовать в нем острой необходимости нет, считает экономический обозреватель Татьяна Манёнок.

"Пока этот проект существует всего лишь теоретически, - отметила эксперт в интервью для БелаПАН. - Сегодня нефтепровод работает в реверсном режиме, хотя еще весной президент Ющенко принял решение о переориентации на аверсный режим. Правительство Украины пока такого решения не приняло, потому что нет ресурсов для заполнения трубы нефтью в прямом направлении".

Азербайджан, отмечает Манёнок, может обеспечить поставки в прямом направлении только 5 млн тонн нефти. "Этого достаточно для загрузки исключительно украинских НПЗ, но мало, чтобы реализовать проект достройки нефтепровода до Европы", - добавила она.

При этом эксперт не исключает, что лет через десять появится возможность наполнить эту трубу, учитывая, что и Азербайджан, и Казахстан увеличивают добычу нефти.

По словам Манёнок, "альтернативный маршрут поставки нефти был бы выгоден для Беларуси в том случае, если бы наша страна, как и другие, получала нефть по мировым ценам".

Эксперт напомнила, что вопрос о диверсификации поставок стал актуален в начале 2007 года после нефтяного конфликта с Россией, и тогда в Минске была разработана концепция энергобезопасности, согласно которой к 2010 году Беларусь должна получать до 20% нефти по альтернативным нефтепроводам.

"Этого не случилось и не могло случиться, - считает Манёнок. - Во-первых, Беларусь имеет достаточно российской нефти и самую привлекательную цену среди стран-импортеров. Минус транспортные издержки, минус экспортная пошлина в 30%. В свою очередь, для российских нефтяных компаний, которые работают в Беларуси на давальческих условиях, здесь созданы привлекательные условия. Правила игры сформированы давно и пока устраивают обе стороны".

Кроме того, полагает Манёнок, Россия, которая "чрезвычайно ревностно относится к любым альтернативным проектам поставки газа или нефти, постарается не допустить участия Беларуси в этом проекте". Это и есть тот самый политический фактор, о котором упомянул на пресс-конференции посол Украины, считает эксперт.

На днях появилась информация о том, что на запуск европейско-азиатского нефтетранспортного коридора Еврокомиссия выделила порядка 180 млн евро. Этого хватит для подготовки технической документации, составления бизнес-плана и начала строительных работ.

"Европа очень заинтересована в данном проекте, так как это - единственный альтернативный нефтепровод для поставок в страны ЕС. Такая заинтересованность, возможно, ускорит наполнение нефтепровода ресурсами. Но произойдет это явно не завтра", - подчеркнула эксперт.

Сегодня для Беларуси приоритет - добиться приемлемых условий поставки нефти из России, убеждена Татьяна Манёнок.

Справка

Нефтепровод "Одесса - Броды" был построен Украиной в 2001 году для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход России. Из-за отсутствия ветки в Польшу на Плоцк и Гданьск трубопровод используется Украиной для прокачки небольших объемов российсской нефти (по условиям договора - до 9 млн тонн в год) в реверсном режиме. Для прокачки каспийской нефти из Азербайджана в Европу необходимо запустить нефтепровод в аверсном направлении.

14 мая 2009 года президент Украины Виктор Ющенко утвердил указом план неотложных мер по обеспечению реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), в основе которого лежит использование в аверсном режиме нефтепровода "Одесса - Броды". В документе сказано о необходимости проработать вопрос о привлечении к проекту Беларуси, Казахстана, Словакии, Чехии и России.

Проект планируется реализовать в трех направлениях: северном - через Польшу, западном - через Словакию, Чехию и Австрию, восточном - через Беларусь. Общая проектная мощность транспортного коридора оценивается в 40 млн тонн нефти в год.
-25%
-5%
-15%
-25%
-5%
-10%
-10%
-20%
0072606