1. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  2. Премьер-министр России в Минске: налоговая интеграция и анонс встречи Лукашенко и Путина
  3. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  4. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  5. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  6. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  7. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  8. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  9. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  10. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  11. Власти взялись за лопаты и грабли. Кто и где трудился на субботнике
  12. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  13. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  14. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  15. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  16. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  17. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  18. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  19. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  20. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  21. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  22. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  23. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  24. «Переворот планировался на 9 мая». В ФСБ России прокомментировали задержание Зенковича и Федуты в Москве
  25. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  26. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  27. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  28. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  29. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  30. «Однажды ночью мой грузовик ограбили». История Натальи, которая в 40 лет стала дальнобойщицей


В условиях мирового финансового кризиса крупным предприятиям как никогда важно тщательно продумывать каждый шаг. Ведь таким гигантам, как "Горизонт", недостаточно просто достойно выйти из кризиса. Они стремятся приоткрыть дверь на Запад и конкурировать с мировыми брендами. Секретами выживания на зарубежных рынках в прямом эфире Радио TUT.BY делились заместитель генерального директора по бытовой технике и электронике ОАО "Горизонт" Кирилл Громов и начальник управления маркетинга Андрей Орлов.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
 
Недавно вы заявили, что сверхнормативного затоваривания и складских запасов у вас нет. Как вам удается обеспечить реализацию белорусских продуктов на фоне всеобщего затоваривания?
 
К.Г.: Мне ваш вопрос кажется странным. Дело в том, что белорусская продукция ничем не хуже зарубежных аналогов! Мы как потребители знаем, какая бытовая техника продается в магазине. На прилавках также представлено огромное количество иностранных брендов: Sony, Samsung, Panasonic, LG. Мы понимаем, что нужно быть не хуже зарубежных производителей для того, чтобы хорошо продаваться на белорусском рынке. Человек приходит в магазин, чтобы купить понравившуюся ему вещь. Это нормальная ситуация, потому что покупатель платит за приобретенный товар деньги.

В своей идеологии продаж мы не используем ничего сверхъестественного. Принципиальная позиция нашего предприятия - направленность на продукт высокого качества. Нам не должно быть за него стыдно перед покупателем. 

Все белорусские предприятия стараются и концентрируются на продаже своей продукции, но не у каждого получается ее продать...
 
К.Г.: Я могу говорить только о рынке бытовой техники и электроники. В Беларуси наша сильная сторона - это партнеры компании. В республике практически в каждом уголке есть надежная опора, которая помогает нам в любых ситуациях.
 
У "Витязя" - вашего ближайшего белорусского конкурента - по состоянию на прошлую неделю было на складах более ста пятидесяти тысяч единиц продукции. Перенимают ли они ваш опыт?
 
К.Г.: Коллеги с "Витязя" на белорусском рынке все-таки являются для нас конкурентами. Не думаю, что они приехали бы к нам за опытом. Уверен, что у них не так все плохо, как об этом говорится в СМИ. На мой взгляд, есть только одна причина, которая объясняет большую затоваренность складов "Витязя". Я считаю, что наше предприятие произвело очень серьезные шаги в части диверсификации и реорганизации производства, а наши витебские конкуренты этого не сделали. Слово "Горизонт" с давних лет в Беларуси ассоциируется с телевизором. Сейчас мы приняли решение активными шагами двигаться в сторону LCD, жидкокристаллических телевизоров. В достаточно большом ассортименте продаем микроволновые печи, качество которых не вызывает сомнений. Наш партнер - известная китайская компания Midea Group - лидер номер один в мире. Они производят технику с брендами BOSCH SIEMENS, Delonghi, Electrolux, Sanyo и другие.
 
Выгодно ли в кризис заниматься выпуском телевизоров?
 
К.Г.: Многие задают вопрос, стоит ли чем-либо заниматься в кризис. На самом деле, это время, когда у Беларуси есть шанс сделать серьезный прорыв в бизнесе.
 
А.О.: Кризис приравнял позиции лидеров и аутсайдеров. Сейчас у всех есть возможность, находясь в более активной позиции, проявлять себя.
 
К.Г.: На мой взгляд, слово "кризис" ушло в прошлое. Было время, когда произошло падение рынка и все застопорилось, но сейчас этого нет! Началась новая жизнь, и так, как было раньше, больше никогда не будет. Необходимо заново строить работу на старых рынках. То есть механизмы, описанные в книгах о маркетинге и искусстве продаж, устарели. Отечественные маркетологи предлагают много интересных антикризисных решений. Думаю, Беларусь сможет выйти из кризиса достойно.
 
Какие шаги предпринимает ваше предприятие, для того чтобы достойно выйти из кризиса и победить конкурентов на белорусском рынке?
  
К.Г.: Я уже сказал о том, что очень большое внимание уделяется продуктовой позиции. То есть в существующий ассортимент будут добавляться новые интересные продукты. Например, вместе с нашим совместным китайским предприятием мы планируем добавить несколько современных моделей пылесоса. Уже думаем о выпуске масляных обогревателей.
 
В области электроники мы сейчас отрабатываем проект по привлечению очень серьезного партнера в части LCD-телевизоров. Мы хотим, чтобы телевизоры стали лучше по качеству и по дизайну. Принято стратегическое решение по развитию розничной торговли в Республике Беларусь. Я думаю, что до конца года около десяти магазинов в этой сети будет объединено.
 
При расширении ассортимента продукции и повышении ее качества цена будет расти, но ведь доходы белорусов не увеличиваются. Для кого вы делаете эту продукцию?
 
К.Г.: Я не думаю, что цена на продукцию будет выше существующей. Сегодня основная комплектующая часть в телевизоре - это жидкокристаллическая LCD-панель. От того, как она будет продаваться на рынке, зависит цена телевизора.
 
Какой процент производимой вами продукции идет на экспорт и, соответственно, на внутренний рынок?
 
К.Г.: Экспорт - это очень важное направление для любого успешного предприятия. У нас есть интересные предложения по работе в Европе. Любое белорусское предприятие сталкивается с определенными проблемами в рынках экспорта.
 
Каковы типичные проблемы экспорта для всех белорусских предприятий?
 
К.Г.: К счастью, белорусы хорошо относятся к товарам собственного производства. На российском рынке позиция принципиально отличается. Для белорусов важно, чтобы качество соответствовало цене. В России если цена будет низкая, товар будет продаваться. Для того чтобы работать в сегментах низкой цены, нужно быть очень эффективным. Мы понимаем, что на рынках экспорта мы сталкиваемся не только с мировыми, но и с местными брендами. Там есть свои "Горизонты" и "Рубины", но мы можем там работать! Не так давно я столкнулся с очень интересной ситуацией. В магазине "Эльдорадо" семья выбирала телевизор. Продавец-консультант предложил покупателям товар зарубежных марок, а они поинтересовались белорусскими аналогами. Люди считают, что за те же деньги белорусы сделали более качественный продукт.
 
Вы сказали, что была произведена диверсификация экспорта. Какие новые рынки удалось открыть и в чем заключаются сложности в проникновении на них?
 
К.Г.: В последнее время наше предприятие не работало на рынках европейских стран. Можно сказать, что мы приоткрыли дверь на Запад и пытаемся засунуть ногу, чтобы эта дверь не захлопнулась.
 
Движетесь ли вы куда-то, кроме рынков европейских стран?
 
К.Г.: Дальше неинтересно двигаться, потому что в борьбу вступает такой конкурентный фактор, как логистика. Поэтому все производители стараются приблизить производство продукции к местам ее продажи. Вы прекрасно знаете, что за доставку продукта необходимо заплатить лишние деньги. На рынке бытовой техники идет борьба не на доллары, а на центы. По этой причине из-за лишних десяти долларов теряется привлекательность товара и его конкурентоспособность на рынке экспорта.
 
Насколько сократились объемы поставок на внешние рынки с начала кризисных времен?
 
К.Г.: На сегодняшний момент объемы поставок упали примерно на 15-20%.
 
Поглощает ли эту разницу белорусский рынок?
 
К.Г.: На белорусском рынке мы не потеряли объемов продаж. Безусловно, в начале года у нас были некоторые волнения. Действительно, в то время продукции продавалось несколько меньше. По итогам на первое августа текущего года мы находимся в поставленном плане и как минимум повторяем 2008 год.
 
Как изменилась структура экспорта с начала кризисных времен?
 
К.Г.: Всех интересуют дешевые сегменты - эконом-версии. Мы считаем, что наше предприятие - это не бренд премиум-класса, а очень хороший середнячок. У нас есть только одна модель телевизора, которую можно отнести к премиум-классу, и она практически продана. Я имею в виду 47 дюймов LCD TV. У него прекрасный дизайн и, несмотря на немаленькую цену, все покупатели остались довольны.
 
А.О.: Наша продукция ориентирована на массового покупателя. В связи с этим самый широкий модельный ряд и большие продажи идут в массовом сегменте.
 
К.Г.: В наших небольших квартирах сложно поставить телевизор больше тридцати двух дюймов. Это оптимальная и народная диагональ, которая в мире занимает 40% от общих продаж.
 
А.О.: Поэтому именно в этой диагонали у нас представлено самое большое и разнообразное предложение.
 
После январской девальвации почувствовали ли вы всплеск интереса к белорусской продукции?
 
К.Г.: Действительно, всплеск был. Многие думали, что повторится ситуация девяностых годов. Я не скажу, что за те четыре дня мы очень повысили продажи. Проблема в том, что люди часто жалеют о спонтанных покупках. Многие купили большие телевизоры, потому что они дорогие. Людям казалось, что такая покупка в результате поможет сэкономить много денег. Потом покупатели приходили обратно в магазин и просили вернуть деньги за приобретенный товар. Естественно, мы шли им навстречу. Было понятно, что люди в состоянии стресса наделали спонтанных покупок, о которых пожалели.
  
Ужесточились ли нормативы с начала года по отношению к разным этапам производства?
 
К.Г.: Однозначно да! Правда, нужно понимать, что есть разные уровни дефектации.
 
А.О.: Надо понимать, что наш продукт многокомпонентный. Технология его производства сложна, и, естественно, производство не может работать с нулевым процентом брака. На сегодняшний день он составляет 0,8%. Ведь в производстве используется много сложных и трудоемких технологических операций. Мы знаем мировой уровень, стремимся к нему и делаем все для того, чтобы наши показатели не выходили за рамки мировых брендов.
 
К.Г.: Я сегодня видел письмо из Могилева. В нем шла речь о магазине "Горизонт", который не имеет никакого отношения к нашему предприятию. Директор просит меня позаниматься улучшением сервиса в Могилевской области, потому что там есть несколько фактов некачественных действий. Мы воспринимаем это как нонсенс, потому что нам не выгодно, чтобы такие письма шли в наш адрес. Никто не может работать без дефектов.
 
Как вы стимулируете спрос на внутреннем рынке?
 
К.Г.: Мы не принимаем никаких особенных элементов. Важно понимать, что не везде нужно принимать ценовой фактор. Возможно, требуется дополнительная реклама или игровые акции. Сейчас мы очень надеемся, что банки возобновят потребительское кредитование. Ведь простым гражданам нелегко заплатить за жидкокристаллический телевизор сразу несколько миллионов рублей.
 
Каким "Горизонт" собирается выйти из сложных времен и чего ждать белорусским потребителям от вашего предприятия через год?
 
К.Г.: Мне бы хотелось, чтобы "Горизонт" вышел из этих времен достойно. Сейчас у всех белорусских предприятий есть такой шанс, который просто нужно использовать.
 
А.О.: Мы планируем расширить модельный ряд телевизоров. В дальнейшем это будут модели с большими функциональными возможностями. Безусловно, цена будет конкурентной, чтобы белорусы могли удовлетворить свой спрос.
-15%
-10%
-15%
-25%
-20%
-20%
-20%
-10%
0072916