Александр НАДИШИН,

В течение месяца правительство примет решение по проекту объединения трех белорусских авиакомпаний в одну крупную национальную авиакомпанию. По мнению разработчиков проекта, объединение позволит оптимизировать расходы авиаперевозчиков, что в условиях кризиса и обостряющейся конкуренции даст дополнительный стимул для развития авиационной отрасли страны.

В настоящее время в Беларуси действуют три авиакомпании: "Трансавиаэкспорт", "Гомельавиа" и "Белавиа". Именно их и предполагается объединить в одну под маркой единой Национальной авиакомпании "Белавиа". Инициатором объединения и разработчиком проекта стал директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Вадим Мельник, что и неудивительно.

С момента своего назначения на нынешний пост В. Мельник целенаправленно ведет работу по объединению и укреплению компаний, подчиненных департаменту. Так, в конце 2005 года по его инициативе были объединены "Белаэронавигация" и Центр координации и обеспечения полетов. В 2006 году В. Мельник инициировал объединение "Белавиа", "Белавиа ГСМ" и Центрального агентства воздушных сообщений (ЦАВС), что вызвало бурную реакцию некоторых руководителей подчиняемых "Белавиа" предприятий. В частности, руководство ЦАВС оказало активное сопротивление объединительному проекту и в своем противостоянии дошло до сыновей президента, добившись их поддержки и тем самым отстояв свою независимость.

Впрочем, несмотря на активное противостояние руководителей отдельных предприятий, директор Департамента по авиации все же продолжил свою объединительную работу. Ее итогом и стал новый проект по объединению "Белавиа", "Гомельавиа" и Трансавиаэкспорта". На этот раз процесс объединения может пройти не так гладко, как того хочется В. Мельнику. Перед тем как отправить проект на углубленный анализ в Министерство экономики, где он сейчас и находится, оценку ему дали руководители объединяемых предприятий.

С включением "Гомельавиа" в состав РУП "Национальная авиакомпания "Белавиа" проблем не возникло. Гомельская компания, по сути, уже является филиалом "Белавиа", поэтому проект лишь юридически закрепит это положение. Совсем другое дело с РУП "Авиакомпания Трансавиаэкспорт". Во-первых, директор предприятия выступил против того, чтобы стать придатком "Белавиа". "Трансавиаэкспорт" занимается грузовыми перевозками, и этот бренд уже имеет устоявшуюся положительную репутацию. В этой ситуации переподчинять компанию пассажирскому перевозчику не совсем целесообразно. Во-вторых, и "Белавиа" не горит желанием подминать под себя компанию, которая занимается грузовыми авиаперевозками, видя в этом серьезные проблемы. Впрочем, что решит правительство, пока сложно сказать. Принятие окончательного решения по проекту ожидается в течение ближайшего месяца.

Комментарий по делу

Генеральный директор РУП "НАК "Белавиа" Анатолий ГУСАРОВ:

- Проект сейчас находится на стадии более углубленного экономического анализа. На мой взгляд, то, что сегодня происходит в любой области экономики и в авиации в том числе - укрупнение существующих компаний, их объединение - это просто необходимая ныне вещь. Я лично не являюсь сторонником объединения "Белавиа" и "Трансавиаэкспорта" как грузовой компании.

Мы никогда не занимались перевозкой грузов в том формате, как сейчас. Мы регулярный пассажирский перевозчик - здесь очень много нюансов, своих особенностей. Тут и технология совершенно иная, и мышление абсолютно другое у всего персонала.

С точки зрения пассажирских перевозок раздробление авиакомпаний ничего не дает, лишь ослабляет в конкурентной борьбе. Если говорить откровенно, то "Белавиа" сегодня находится в сложном финансовом положении, "Гомельавиа" - в архисложном. Если нам не укрупниться, не объединить какие-то усилия, будет очень сложно выжить. Ведь речь, прежде всего, идет о выживании коллектива людей компании "Гомельавиа", которых можно переучить и потом использовать на "Боингах". Поэтому мы свое мнение по проекту высказали, а как решит правительство, так и будем дальше работать.
-25%
-20%
-35%
-15%
-10%
-10%
-15%
-20%
0066856