Василий МАТВЕЕВ,

фотоБелорусский цементный завод увеличил объемы производства на 7 процентов и освоил выпуск двух новых видов продукции

Как и куда ее продавать в условиях падения спроса? Вопрос актуален для каждого из трех гигантов цементного производства - Костюковичей, Кричева и поселка Красносельский. Три последних года предприятия отрасли работали исключительно на внутренний рынок. Дело понятное: в стране выросли объемы строительства жилья, цемент позарез был нужен дома. И он был. Но как теперь подступиться к прежним зарубежным партнерам, успевшим отвыкнуть от белорусского товара? В Костюковичах нашли свой ответ на сложный экспортный вопрос.

Много сил отдано повышению качества продукции. В этом году, например, запущена новая технологическая линия по помолу песка. Он сушится в мельнице, многократно измельчается и только затем подается в сырьевую смесь. Качество клинкера - основного компонента цемента - благодаря этому заметно повышается. В начале года на БЦЗ также появился новый роллер-пресс. Специалисты понимают, насколько важно предызмельчить цементную смесь, прежде чем она попадет в шаровую мельницу. Эффективность на выходе - порядка 10-15%. И это хороший результат.

Второй год работает линия по сжиганию альтернативного топлива. Кто-то махнул рукой еще в самом начале, кто-то отказался из-за нестандартности сырья, а мы попробовали... Сегодня завод сжигает любые шины: от легковых до крупногабаритных БелАЗовских. За четыре месяца через печь прошли уже 3500 тонн резиновых "дров", - рассказывает "Р" Игорь Ложечников, главный инженер БЦЗ. - Все просто. Денег за "топливо" платить не нужно - его везут сюда как утиль. Польза же чрезвычайно велика. Представьте: тонна резины равна по энергоотдаче 1000 кубов природного газа. А в 2008-м мы сожгли 4500 тонн. Размеры прямой экономии подсчитать несложно...

Полным ходом идут работы и на площадке, где вскоре должна появиться новая линия мощностью 1,8 млн тонн цемента в год. Газопровод уже вынесли за пределы стройплощадки, подводятся коммуникации… Как ожидается, подготовительный период займет еще около полугода. Собственно стройка стартует в начале 2010-го.

- В 2007 году подписано рамочное соглашение с китайской корпорацией "Ситик", которая должна поставить и смонтировать три такие линии на всех цементных заводах Беларуси. Сейчас специалисты БЦЗ находятся в Китае, где, как ожидается, будет подписан договор на базовое проектирование, - продолжает Игорь Ложечников. - Мы хорошо понимаем: немало времени уйдет на перевод и адаптацию проекта к белорусским стандартам. Тем не менее к концу следующего года линия должна быть введена в эксплуатацию. А значит, к нынешним 1 040 000 тоннам у нас прибавится еще почти 2 млн тонн.

Пока же все силы брошены на покорение экспортных высот. Здесь приходится нелегко: цены на цемент в России сильно упали, рынок заполонили своей продукцией турки и китайцы. В январе-феврале БЦЗ начинал всего с 10%  экспорта в Брянск, Смоленск, Москву и Петербург. Сейчас продажи в страну-соседку идут по нарастающей: во втором квартале поставлена задача выйти, минимум, на 15-20%  экспорта от общего объема производства. Реально? Вполне. Во многом для этого на заводе освоили выпуск двух наиболее востребованных видов цемента (песчанистого и нормированного) и запустили мельницу помола извести. Кроме того, перешли на новый вид упаковки биг-бэг, вмещающей от 800 до 1000 кг цемента. Уже очень скоро, надеются на предприятии, эти огромные мешки с торговой маркой БЦЗ снова замелькают на всех ведущих стройках Европы.

Кстати

Белорусский цементный завод - единственное предприятие отрасли, показавшее 7-процентный темп роста объемов производства по итогам первого квартала 2009 года.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-20%
-10%
-10%
-15%
-10%
-20%
-50%
-10%