Андрей КОЖЕМЯКИН,

Белорусский бизнес близок к тому, чтобы выиграть битву в войне против административных процедур. Как рассказал "Белорусским новостям" председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, в правительстве завершается работа над созданием единого регистра административных процедур.

Разговоры о появлении указа президента о государственном регистре административных процедур, осуществляемых в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей, пошли еще летом. Предполагалось, что будет составлен закрытый список процедур. Осуществление административных процедур, не включенных в этот список, будет признано незаконным. Внесение в закрытый регистр новых процедур должно происходить на основе обоснований, предоставленных чиновниками.

Бизнесу идея понравилась, но разговоры о ней постепенно поутихли. Однако выяснилось, что процесс на самом деле продвигается. "Единый регистр процедур существует уже полтора месяца. Полторы недели назад мне сообщили, что над ним идет черновая работа. Последнее, что я знаю — законопроект о едином госрегистре административных процедур находился на согласовании в Минюсте", — рассказал Виктор Маргелов.

Впрочем, пока не до конца ясно, каков окажется статус единого госрегистра и облегчит ли его выход бизнесу жизнь: "Одни силы во главе с вице-премьером Андреем Кобяковым, который возглавляет рабочую группу по упорядочению административных процедур, хотят сделать регистр обязательным, другие — информационным. Кто победит — сказать сложно. Думаю, будет и не вашим, и не нашим. Но на последнем заседании Кобяков высказался за то, чтобы этот регистр носил почти обязательный характер".

"Если регистр получит статус "почти обязательного", то власть перестанет быть властью. Чиновникам придется пройти долгий путь, чтобы внести в закрытый регистр новую административную процедуру", — пояснил В.Маргелов. Также он уточнил, что указ о регистре появится примерно через два месяца: "Но министерствам и ведомствам будет дан полугодовой переходный период, чтобы привести нормативные акты в соответствие с документом".

Возможно, с появлением регистра произойдут кардинальные перемены для бизнеса. Хотя работа правительства по упорядочению административных процедур оценивается неоднозначно. Поэтому, считают эксперты, говорить о серьезной дебюрократизации экономической жизни в стране и прогнозировать улучшения пока нет смысла.

Масштабную реформу по упорядочению административных процедур правительство затеяло летом 2007 года. Тогда чиновники высоко ранга в кои-то веки согласились с бизнесом, что экономическая деятельность в стране сильно зарегулирована и забюрократизирована. Как не согласиться, если для того, чтобы заниматься отделочными работами, необходимо было обязательно провести экспертизу обыкновенной линейки. То есть съездить в соответствующую инстанцию и проверить, ровная она или нет. Индивидуальным предпринимателям, желающим ремонтировать бытовую технику, предлагалось создавать лабораторию на уровне крупного завода.

Масштабная работа подразумевала рассмотреть и дать правовую оценку более 1000 процедур. Однако уже тогда бизнес-сообщество скептически отнеслось к глобальным потугам Совмина. "Мы еще тогда говорили, что на 10 упрощенных процедур может появиться 20 новых. Так что это был неоднозначный процесс, включающий появление новых барьеров абсолютно непонятного звучания", — вспоминает экономист Александр Потупа.

"Более того, из процесса рассмотрения были фактически исключены процедуры, связанные с лицензированием деятельности. А ведь здесь было и остается много барьеров. Также фактически в стороне остались процедуры, совершаемые органами местной власти. Хотя и здесь было в чем разбираться. В одних областях — 60 процедур, в других — 2-3 процедуры. Складывалось впечатление, что здесь сосуществуют несколько разных стран. И разобраться в этом было сложно".

По мнению А.Потупы, затея правительства не принесла существенных облегчений бизнесу: "Работа оказалась сотрясением воздуха с большим количеством пустых заседаний. Затронутыми на сегодня оказались около 5% процедур, но это капля в море".

Чтобы кардинально изменить ситуацию в пользу бизнеса, необходимо иначе подойти к решению проблемы. "Поэтому я считаю, что появление единого регистра — это вторично. Принципиальная ошибка, о которой мы заявляли еще летом 2007 года, заключается в отсутствие методологии определения "хороших" и "плохих" процедур. Непонятно, какая из них какая и в соответствие с каким алгоритмом ее исключать? Каждая процедура должна быть обоснована. Зачем она нужна, во сколько обходится. Есть обоснование — можно обсуждать. Нет обоснования — нет процедуры".

А.Потупа считает, что отсутствие обоснования введения процедур "является источником коррупции. Барьеры для бизнеса устанавливаются в интересах определенных группировок, "крыш". В результате бизнес несет потери и вынужден просто покупать процедуру. Поэтому я считаю, что попытка чиновников протащить процедуру должна наказываться".

Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин уверен, что "отстаиванием действующих административных процедур и изобретением новых чиновники пытаются объяснить свою значимость. Должен же он за что-то получать зарплату, вот и защищает процедуры. Поэтому надо радикально сократить госаппарат, тогда автоматически сократиться и количество процедур".

Кстати, кое-какие изменения в вопросе применения административных процедур произойдут через месяц, когда вступит в силу закон "Об основах административных процедур". Документом будет регламентировано появление новых процедур, что бизнес-сообщество уже назвало определенным прогрессом.
{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-24%
-30%
-15%
-50%
-17%
-15%