О дистанционном обучении для бизнеса в прямом эфире Радио TUT.BY рассуждал заместитель директора по маркетингу консалтинговой группы "Здесь и Сейчас" Дмитрий Хохлов.
Полный вариант беседы слушайте тут
Насколько востребовано дистанционное обучение на рынке бизнес-услуг?
Если рассматривать мировую тенденцию, то рынок дистанционного образования растет большими темпами. Тем более, что интернет, как средство передачи контента, подстегнул этот рынок. В Беларуси этот рынок находится в зачаточном состоянии. Мы практически не видим игроков, которые предоставляли бы такую форму обучения. Тому есть несколько причин. Первая - рынок образования рос большими темпами, и игрокам не нужно было уходить в новые сегменты. Вторая - мы пока не можем повторить в Беларуси американскую или европейскую модель, когда человек или компания заплатила за обучение и проблема человека, сколько он будет обучаться. Он может проходить один и тот же курс в течение года или двух. Наша законодательная база не позволяет компании эффективно оказывать услуги по обучению так долго.
Дистанционное образование в сфере бизнеса было бы востребовано в Беларуси?
В текущих условиях оно было бы востребовано. Некоторые компании даже создают свои внутренние учебные центры, которые занимаются дистанционным образованием либо закупают такого рода услуги в России. Это экономит ресурсы и такое образование дешевле. Для конечных клиентов это еще экономит время.
Неужели условия ведения бизнеса в нашей стране изменяются настолько быстро, что приходится доучивать людей?
Доучивать необходимо всегда, хотя бы потому, что специалисты должны расти. И не важно, как обучать, дистанционно или очно. Дистанционное образование хорошо, если ваш бюджет ограничен. При условии, что вы выберете хорошего провайдера этих услуг, который предоставит хорошие курсы. Если вы выбираете очное обучение, то оно, конечно, будет дороже, но контакт с носителем технологий будет более тесным и интенсивным.
Каковы критерии и условия организации дистанционных учебных курсов?
Есть разные формы дистанционного обучения. Есть форма с рассылкой учебных материалов почтой, а есть интернет с его интерактивными курсами и возможностью общаться с преподавателем, просматривать видеозаписи лекции. Такой процесс можно считать достаточно качественным, при условии, что компания, которая организовала этот процесс, не пожалела ресурсов и средств. Для того, чтобы реализовать подобного рода решение, нужно порядка 100 тысяч долларов на старте и полгода для создания самих курсов. Это, кстати, одна из причин по которой никто из белорусских игроков не заявлял на рынке услуги подобного рода.
Насколько эффективно дистанционное образование?
И в очном, и в дистанционном обучении самый главный критерий эффективности - это мотивация. Независимо от того, придете вы на лекцию или подойдете к компьютеру вы можете максимум, минимум или ничего. Форма не имеет значения. Значение имеет содержание. Интернет позволяет сегодня повторить практически все, что можно сделать в классе. Вплоть до удаленных деловых игр. Дистанционное обучение - хороший выбор для компаний, которые сильно распределены регионально. Это обучение является стандартом для таких крупных корпораций как "Фольксваген". У этой автомобильной компании больше 20 тысяч сотрудников, которые разбросаны по всему миру и во всей структуре очное обучение занимает всего 10 процентов. Хороший пример холдинг "Атлант М", в котором я внедрял систему дистанционного обучения. В нем порядка 600 сотрудников проходит ежегодное обучение в дистанционной форме. И система контроля, оценки напрямую связана с системой мотивации. Она завязана на систему компетенции.
Может ли дистанционное обучение заменить практические занятия?
Естественно заменить тренинги, занятия, на которых вырабатываются навыки, нельзя. Получить навыки дистанционно нельзя. Невозможно удаленно научиться крутить гайки, резать правильно ножницами, общаться с клиентом и так далее. Есть ряд программ, в которых важен личный контакт с преподавателем. Дистанционно сложно научиться переговорным технологиям. Зато научиться основополагающим дисциплинам вполне возможно. В этом случае лишь небольшая часть опыта теряется при дистанционной форме обучения. Впрочем, не известно, что будет в будущем. Технологии голографической передачи информации уже начали применяться. Не исключено, что через 10 лет дистанционное обучение приблизится к очному.
Что может спровоцировать бурное развитие дистанционного обучения в Беларуси?
Текущая ситуация. Вполне возможно, что она и спровоцирует. Бюджеты на обучение уменьшились, но в тоже время не обучать персонал нельзя. Ведь это основной ресурс в условиях кризиса. А дистанционная форма всегда дешевле. Насколько? Если смотреть на американский и европейский опыт, то программы дистанционного обучения часто предлагаются с дисконтом в 40-50 процентов.
То есть если обучение в вузе в год стоит тысячу долларов, то дистанционный курс будет стоить 500?
По крайней мере, должен стоить 500. Просто потому что затраты структуры, которая оказывает услуги по обучению, будут меньше.
В условиях кризиса это подъемная цена для белорусских компаний?
Почему нет. Нужно понимать, что на рынке есть компании, которые обучают сотрудников и те, которые не обучают. Дистанционная форма не подстегнет компании, которые не обучают сотрудников. Зато те, кто потребляет образовательные услуги, смогут часть курсов получить дистанционно.
Могут образованием белорусов заняться западные компании? Ведь перевести курс на русский язык и продать его в Беларуси не сложно.
В этом проблем нет. Есть несколько причин почему. Если мы говорим о форме обучения с использованием интернета, то нужно иметь ввиду, что в Беларуси интернет-доступ еще не так развит как на Западе. Для насыщенных мультимедийных курсов нужно иметь хороший канал доступа. Мало у кого в Беларуси есть мегабитный канал. Во-вторых, когда ты обучаешь слушателей через интернет, не так важно где физически находится ваш слушатель. Уверен, что многие зарубежные школы находят себе слушателей и у нас. А вот активная работа на нашем рынке предполагает столкновение с законодательством с серьезной защитой прав потребителей. Если в России и на Западе услуга считается оказанной, когда получены деньги, то у нас услуга оказана в тот момент, когда ее потребитель подписал акт о том, что услуга действительно оказана. И можно попасть в ситуацию, когда потребитель будет учиться два года, а для того чтобы провести полученные от него деньги, вам нужно дождаться подписания акта выполненных работ. И тут ты хоть домой к нему приезжай. Так что у нас единственный законный вариант работы - ставить временные ограничения для прохождения курсов. А это принципиально нарушает саму идею дистанционного обучения, когда вы сами выбираете, когда и чему учиться.