1. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  2. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  3. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  4. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  5. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  6. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  7. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  8. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  9. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  10. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  11. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  12. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  13. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  14. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  15. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  16. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  17. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  18. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  19. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  20. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  21. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  22. Акции в честь 8 Марта и заседание МОК по Беларуси. Онлайн дня
  23. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  24. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  25. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  26. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  27. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  28. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  29. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  30. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта


Вся правда о потребительском кредитовании и возможности моментально реализовать свою мечту устами гостей студии Радио TUT.BY заместителя директора по розничной торговле салона бытовой техники "Умные вещи" Михаила Ширко и директора по маркетингу Алексея Долгих

Полный вариант беседы слушайте тут


Что такое покупка товара в кредит?


Алексей: С точки зрения магазина, как продавца, кредит - это обычная продажа. Вопрос заключается в том, что деньги нам перечисляет банк, и он же заключает кредитный договор с покупателем. Основной нюанс касается больше покупателя. Он получает возможность приобрести товар с отложенным платежом.

А как на практике работает схема покупки в рамках потребительского кредитования?

Люди неоправданно опасаются двойной ответственности перед магазином и банком. Эта психология складывалась годами. Должно пройти время, прежде чем белорусы привыкнут к такому способу потребления товаров, как их покупка в кредит.
Михаил: Сам процесс покупки в кредит предельно прост. Потребитель приходит в магазин, где ему предлагается товар не только за наличные деньги, но и кредит. Например, в сети "Умные вещи" представлены четыре банка, которые кредитуют потребителей. Безусловно, в первую очередь покупатель обращается к продавцу и если покупатель изъявляет желание купить товар, на который у него не хватает средств, то продавец предлагает покупателю обратиться к специалисту банка прямо в торговом зале. Потребителю остается только выбрать наиболее оптимальный кредитный вариант.

Кто, в конечном счете, платит за товар? Действительно ли существует двойная ответственность покупателя перед магазином и банком?

Банк полностью оплачивает магазину стоимость покупки. В свою очередь покупатель, заключивший кредитный договор, несет ответственность за возврат кредита исключительно перед банком.

Какой процент от общего числа покупок совершается в кредит?

Насколько можно судить из открытых источников, на Западе до 70 процентов ВВП приобретается людьми в кредит. Понятно, что речь идет о дорогостоящих приобретениях, включая жилье. Мы в Беларуси до этой цифры не дотягиваем очень сильно. У нас 30-50 процентов покупок совершается в кредит. Хотя, с точки зрения этих цифр, уже можно сказать, что страх перед кредитами постепенно уходит.

Существуют ли товары, которые невозможно купить в кредит?

Что касается бытовой техники, то банки не выдвигают в ее отношении никаких кредитных ограничений. Единственное ограничение - это минимальная планка стоимости кредитуемого товара. Большинство кредитных программ предусматривают сумму кредита не менее 300 тысяч белорусских рублей. Это не значит, что нужно взять товар, который стоит дороже упомянутой суммы. Можно взять несколько единиц товара. Например, пять чайников.

Часто ли белорусы прибегают к подобным "комплексным" закупкам?

Конечно, чаще всего среднестатистический покупатель приобретает в кредит одну дорогостоящую единицу товара. Но тенденция "комплексных" или семейных покупок, когда приходит в "Умные вещи" молодая семья и выбирает все, что нужно существует. Тем более что у покупателей есть выбор из четырех банков, предоставляющих услуги кредитования в сети "Умные вещи".
Алексей: Мы стремимся, чтобы в наших магазинах банки были представлены не в единичном, монопольном виде. Выбор имеет значение. Мы же не представляем один товарный бренд. Поэтому когда в магазине представлено несколько банков, мне кажется, это стимулирует их к хорошей работе, конкуренции.

Конкуренция банков не вносит смуту в продажи? Ведь у каждого банка свои условия, программы, процентные ставки и так далее.

Вряд ли современного белорусского покупателя можно испугать проблемой выбора. У нас в салонах большой выбор товара и продавцы помогают покупателю определиться. Точно так же с банками. Представители банка подробно рассказывают об условиях кредитования, и каждый человек выбирает оптимальный для себя вариант. Хорошо когда есть выбор.

Какой самый выгодный кредит можно получить на покупку техники в салонах "Умные вещи"?

Дело в том, что каждый банк старается выдать как можно больше кредитов. Соответственно между банками существует конкуренция. Кто-то дарит клиентам подарки, кто-то привлекает ставками по кредиту. Например, в наших салонах можно взять кредит на 8 месяцев под 8 процентов, на 10 месяцев под 10 процентов. Выгоду каждый покупатель определяет для себя сам.

У вас дома есть что-то купленное в кредит?

Алексей: У меня нет.
Михаил: Я покупал в кредит холодильник и не жалею.

Можно ли говорить о товарах, которые выгодно покупать в кредит, и о тех, которые покупать на заемные средства не выгодно?

Алексей: Зачем связываться с кредитом ради суммы, которая у вас и так есть. Если только ради спортивного интереса. Хотя можно сказать, что есть товарные группы, которые банки кредитуют охотнее других. Например, на холодильник кредит получить проще, нежели на ноутбук. Мы это объясняем тем, что с холодильником труднее уехать за границу. Банки больше рискуют, когда их клиенты покупают дорогую и мобильную технику.
Михаил: Это не значит, что купить ноутбук в кредит - сложно. Просто банки добавляют еще одну ступень проверки кредитополучателя.

В каких случаях банки отказывают кредитовать покупку бытовой техники?

Михаил: Отказы действительно есть. По каким причинам банки отказывают, сказать сложно. Причину отказа банки могут не сообщить даже человеку, который запрашивал кредит. Мы не вмешиваемся в работу банков.
Алексей: Можно сказать, что по сравнению с ноябрем прошлого года, процент отказа в выдаче кредитов возрос. Если в прошлом году у нас в среднем каждое четвертое-пятое обращение получало отказ, то в этом году, каждый третий получает отказ. Так что для нас стало еще более актуально вести работу с несколькими банками. Это дает людям шанс действительно получить кредит, так как условия работы банков отличаются. В одном банке могут дать отказ, а рядом за соседнем столиком выдадут кредит.
Алексей: Полтора года назад мы об этом только читали, что, например, в крупном российском магазине стоят пять банковских столиков. Клиент садится за один - отказывают, садится за другой - получает. У нас, что-то похожее уже начинает происходить. Тем более что для оформления кредита нужен только паспорт, в крайнем случае банк может запросить личную страховую карточку. И все, в течении 30 минут вы счастливый обладатель бытовой техники.

Кто занимается клиентом в то время, пока ожидается ответ банка по кредиту?

Михаил: На самом деле все происходит очень быстро. Пятнадцать-двадцать минут и заявка уже обработана. В это время покупатель, как правило, уточняет нюансы договора и выплаты кредита. Хотя бывают случаи, когда покупатель прогуливается по залу, а продавцы предлагают ему следующую покупку в кредит. Наши продавцы не дадут человеку скучать.

Правда ли, что при посещении магазина, покупатели сначала обращают внимание на товары, о которых они мечтают и лишь, затем смотрят на то, что им реально доступно?

Алексей: Есть такой фактор, когда наши желания превосходят наши возможности. Это в какой-то степени психологическая проблема. Кредитные программы - это вклад банков в то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. Дорогие и красивые вещи привлекают внимание. Поэтому зачастую подходят именно к ним. Нельзя сказать, что это массовая тенденция. Наши люди соизмеряют свои возможности и желания. Но человек всегда хочет переступить через ограничения. Если, например, покупатель располагает миллионом рублей, он смотрит на товар, который дороже миллиона на 100-200 тысяч рублей. Это правильное стремление к лучшему.

Продавец подталкивает покупателя к покупке, к мечте?

Михаил: Он рассказывает покупателю о том, что покупатель может реализовать свою мечту. Ни в коем случае не подталкивает.
Алексей: Основная задача продавца - рассказать про характеристики товара. Не секрет, что если товар дороже, то этому есть техническое обоснование. Если вам расскажут о холодильнике за два миллиона, и за четыре вы ясно поймете, чем они отличаются друг от друга по своим характеристикам.

Как вы выбираете банки-партнеры?

Алексей: Выбираем с позиции обычных потребителей. Берем данные по кредитным программам и смотрим, например, на сумму переплаты. То есть нас интересует, сколько наш покупатель заплатит банку в итоге. Если мы в роли обычных покупателей чувствуем, что не согласились бы с условиями кредита конкретного банка, то мы в партнеры его не приглашаем.

Акционные предложения и скидки сохраняются на покупки в кредит?

Алексей: Конечно. Все действует. Если идет какая-то акция, как например, у нас сейчас акция с купонами, то ее привилегии распространяются на все способы оплаты. Наши специальные купоны принимаются к оплате и стоимость товара вместо, например, миллиона превращается в 900 тысяч. После этого покупатель сам решает, какую часть суммы он оплатит сам, какую получит в кредит. Заключается кредитный договор и все. Точно так же сумма в миллион за счет скидок может уменьшиться до 900 тысяч, добавляем купон - сумма уменьшается до 800 тысяч. После этого процедура с выдачей кредита и определением собственных финансовых возможностей повторяется.

"Умные вещи" не думают о кредитовании покупателей собственными силами?

Алексей: Такого в планах у нас нет. На белорусском рынке такой опыт был. Но в прошлом году цивилизованная схема, когда кредиты выдают те организации, которые на них зарабатывают, стала преобладать. Сложность заключается в том, что рискует тот, кто дает деньги. Если мы будем брать на себя эти риски, то придется строить систему проверки людей на платежеспособность. У банков система проверки отлажена, и продублировать ее будет очень сложно и дорого.

А выпущенные "Умными вещами" купоны - это не кредит своего рода?

Алексей: Мы принимаем купоны как деньги. То есть у сети "Умные вещи" есть своего рода "деньги". Их раздают наши партнеры при выполнении определенных условий. Купоны в какой-то мере бесплатные.

С каким банком приятнее всего в вашей сети магазинов?

Михаил: Я бы не стал выделять один банк. Критерии отбора банков, с которыми мы работаем одинаковые, и все наши банки-партнеры им соответствуют.
Алексей: Один и тот же банк, работая у нас в соседстве с другими банками, работает совершенно по другому, нежели в магазине, где он имеет монопольное влияние. Вопрос конкуренции присутствует.

Можно ли говорить, что для клиентов салонов бытовой техники "Умные вещи" действуют специальные кредитные предложения?

Михаил: Эти предложения всегда были и будут. На данный момент только в наших магазинах покупатели могут получить кредит на восемь месяцев всего под восемь процентов.

Покупка в кредит - помогает реализовать заветные желания?

Алексей: Сегодня люди в основном удовлетворяют за счет кредита свои потребности. Хотя у нас не настолько все плохо, чтобы исчезло желание иметь качественную технику. Боятся кредитов не нужно, не столько вы переплачиваете, чтобы опасаться потерять деньги. Кредит дает возможность реализовать свою мечту. Мечту нужно осуществлять.

-17%
-5%
-11%
-20%
-70%
0070970