
Директор Департамента по гидрометеорологии Министерства природы и охраны окружающей среды Мария Герменчук убеждена, что строительство АЭС не помешает развитию агротуризма в Островецком районе и прилегающих территориях.
"Строительство АЭС для развития агротуризма — это не минус, а плюс, который надо использовать", — заявила специалист во время недавней встречи в Островце ученых и специалистов с местными жителями и представителями общественных организаций.
Председатель Островецкого райсполкома Адам Ковалько также не видит никаких проблем для развития агротуризма в случае строительства атомной станции на Островецкой площадке: "Я официально заявляю, что если есть желающие развивать агротуризм в нашем регионе, приходите со своей программой, мы вам поможем".
Однако окончательно переубедить многих жителей Нарочано-Вилейского Поозерья в том, что АЭС действительно не помеха агротуризму, невозможно. Поэтому те, кто еще недавно размышлял о строительстве в своем крае усадеб, а особенно те, кто уже открыл свой бизнес, серьезно сомневаются в перспективности и эффективности вложенных в агротуризм инвестиций.
"Если даже предположить, что найдутся сумасшедшие деньги на строительство АЭС и начнется хотя бы промышленное строительство объектов, это уже неблагоприятно отразится на экологическом состоянии наших мест. А в последствии можно ожидать, что через всю Беларусь будут вывозить радиоактивные отходы", — представляют жители совсем нерадостные перспективы.
Противники строительства АЭС, которых хватает не только в Нарочанском крае, надеются, что белорусские власти просто не найдут денег на реализацию проекта, даже с учетом предполагаемого финансирования строительства россиянами. Кстати, и сторонники АЭС задаются вопросом, откуда возьмутся нужные миллиарды долларов в нынешней экономической ситуации, когда Беларусь и так вся в долгах?
Деньги, необходимые на строительство АЭС, кстати, действительно сумасшедшие. Еще в прошлом года вице-президент российской компании "Атомстройэкспорт" Александр Глухов заявил, что строительство собственной АЭС обойдется Беларуси в 8-12 млрд. долларов.
"Думаю, даже эта сумма со временем станет больше, — убежден доктор наук, профессор Георгий Лепин. — У АЭС есть одна особенность. Ее цена по мере строительства непрерывно растет. Например, в Финляндии до строительства АЭС говорили, что это дешевый проект. Теперь так не говорят".
По его словам, за время строительства стоимость финской станции увеличилась в 2 раза. При этом были сдвинуты первоначальные сроки строительства: "Думаю, с учетом ожидаемых затрат, окончательная сумма строительства нашей АЭС будет значительно выше предполагаемых 12 млрд. долларов".
С таким предположением можно согласиться. Когда только зашли разговоры о строительстве АЭС в Беларуси и были проведены предварительные расчеты ожидаемых затрат на этот проект, было объявлено, что атомная станция обойдется Беларуси в 3,5-4 млрд. долларов. Станцию еще не начали строить, а ожидаемые затраты на нее (по оценке российской стороны) уже возросли, как минимум, вдвое.
В условиях кризиса рост затрат может привести и к желанию по максимуму включить механизмы экономии. К примеру, работающим на Островецкой площадке геологам уже урезали зарплаты. "Наша зарплата по сравнению с серединой прошлого года значительно упала", — рассказали "Белорусским новостям" в частной беседе представители одной из бригад, продолжающих исследовать площадку. Как отметили собеседники, раньше они получали до 4 млн. рублей. Уменьшение заработков специалисты объяснили финансовым кризисом и падением объемов работ.
"У Беларуси нужных миллиардов долларов нет, и в ближайшем будущем их появление не предвидится, — считает руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. — Финансировать в Беларуси стройку при не до конца урегулированных финансовых, производственных и торговых отношениях Россия пока едва ли согласится. Если же, в конце концов, российский капитал будет задействован при строительстве АЭС, то Россия будет владеть частью производимой на АЭС электроэнергии. Можно сказать, что к нефтяной и газовой зависимости от соседей появится зависимость и в производстве электроэнергии".
Чтобы частично снизить стоимость строительства АЭС, Беларусь намерена задействовать в реализации проекта собственные предприятия и оборудование. В частности, предполагается, что белорусские предприятия смогут поставлять для будущей станции насосы, теплообменники, трубопроводы, стройматериалы и другие изделия.
Такой вариант экономии лучше, чем вариант объявления АЭС народной стройкой. Подобную инициативу еще в сентябре прошлого года озвучил ведущий научный сотрудник института социологии Национальной академии наук Михаил Хурс.
"Мы даже внесли предложение объявить строительство "народной стройкой": зачем занимать у кого-то, если мы знаем из банковской и финансовой статистики, что много средств населения лежит, которые можно направить на финансирование строительства".
По словам ученого, в декабре 2007 — феврале 2008 года институт социологии провел соцопрос, в ходе которого по случайной выборке было опрошено 2 011 респондентов во всех регионах страны. Около 49% опрошенных выразили готовность вкладывать свои свободные средства в строительство АЭС. В частности, около 6% опрошенных заявили о своей готовности вложить свои свободные средства на долгосрочные депозиты на 7-10 лет под ставку 1,5-2% годовых.
Эксперты считают такие вложения для банков невыгодными. Депозиты хороши тогда, когда у банков потом есть, чем возвращать деньги, и при этом заработать прибыль. Поэтому банку выгоднее пускать деньги в проекты, которые приносят прибыль быстрее, чем заканчивается депозитный срок.