
Ровно 52 года назад - 2 марта 1957 года Минский автозавод выпустил первый в мире 40-тонный самосвал "МАЗ-530". Сегодня отечественный гигант машиностроения переживает нелегкие времена и автомобили с его конвейера сходят гораздо реже, чем могли бы. Известия о возникших сложностях упорно циркулируют в информационном пространстве. Однако подтвердить факты на самом предприятии оказалось делом не из легких.
Как сообщил TUT.BY один из сотрудников МАЗа, "на этой неделе 1-я смена будет работать 3 дня - во вторник, среду и четверг, вторая смена всю неделю отдыхает". По его словам, на складах завода находится около 8 тысяч машин.
Начальник управления маркетинговых коммуникаций МАЗа Ольга Иссер заявила TUT.BY, что "мы начали работу в марте по тому же графику, что и в феврале. Некоторые производства завода вынуждены периодически работать неполную рабочую неделю. На этой неделе также будут так называемые дни простоя. Сегодня, например, я знаю, что главный конвейер не работает. Но я еще хочу подчеркнуть, что это делается для предотвращения роста объемов складских запасов. При этом рабочие, которые находятся в простое, получают 2/3 тарифной ставки оклада. Важно отметить, что сокращенная неделя есть для отдельных подразделений. Но, например, подготовительное подразделение, автобусное производство работают полную рабочую неделю". "Руководители завода делает все возможное, чтобы не допустить сокращения численности персонала", - подытожила О.Иссер. Всего на предприятии работает более 25 тысяч человек.
Начальник управления маркетинговых коммуникаций МАЗа не стала называть цифру складских запасов предприятия, лишь отметила, что этот параметр находится "в пределах нормы". При этом она признала, что имеются сложности с поставкой техники в Россию, однако на заводе надеются, что антикризисная программа, подписанная правительствами России и Беларуси, позволит стабилизировать ситуацию.
В сложившихся условиях руководство гиганта пытается диверсифицировать рынки сбыта. В частности, речь идет о наращивании объемов сбыта на рынки Венесуэлы, Ливии, Ирана. Недавно МАЗ заключил контракт на поставку автотехники в Венесуэлу. Как сообщает пресс-служба МАЗа, по заказу Министерства сельского хозяйства Венесуэлы в эту страну будет отгружено более 60 единиц автотехники, среди которых 40 самосвалов "МАЗ-551633". МАЗ планирует закончить отгрузку всей партии до конца марта 2009 года.
Как полагают аналитики, сложности заключаются в том, что многим производственным технологиям требуется модернизация. По словам вице-премьера Владимира Семашко, МАЗ в 2008 году инвестировал в развитие производства 380 млн долларов. Однако до 2014 года в развитие завода необходимо вложить еще как минимум миллиард долларов, чтобы попытаться удвоить выпуск продукции - до 50 тыс. машин. В 2008 году МАЗ изготовил 23763 единицы автомобилей, включая машинокомплекты, 1 813 тыс. единиц пассажирского автотранспорта, 708 автокранов, 3 440 прицепов к легковым автомобилям.
Инвесторы не торопятся
Недавно Минский автозавод сменил организационно правовую форму. Бывшее унитарное предприятие стало открытым акционерным обществом. Впрочем, государству по прежнему принадлежат 100% акций. С другой стороны, очевидно, что создание ОАО является один из этапов по привлечению инвестиций. В прошлом году вероятность прихода на МАЗ инвестора была довольно реальной. Интерес к заводу проявляли российские компании - "Русские машины" и "Ростехнологии".
Олег Дерипаска, глава холдинга "Базовый элемент" и входящий в его состав ОАО "Русские машины", периодически наведывается в Минск и встречается с президентом Лукашенко. Последний раз по официальной информации это произошло в мае 2008 года. Российский олигарх предложил создать на базе подконтрольной ему компании и МАЗа машиностроительный холдинг. В частности, объединить в единую производственную структуру МАЗ и завод "Урал" (Челябинская обл., Миасс), который специализируется на производстве автомобилей повышенной проходимости.
Однако, по неофициальной информации, переговоры с "Русскими машинами" пока приостановлены. Дело в том, что российского олигарха серьезно надломил финансовый кризис. Как итог, он потерял по данным журнала "Форбс" 18 млрд долларов. Недавно владелец "Базового элемента" был вынужден вернуться к оперативному управлению холдингом, став его генеральным директором, сообщает "Коммерсант". Данный шаг связывают с кризисной ситуацией, в которой оказался холдинг. Впрочем, как сообщили TUT.BY на ОАО "Русские машины", "переговоры между компаниями не прекращены. Возможно, в течение ближайших месяца-двух они возобновляться и уже можно будет более предметно что-то вам сообщить".
В госкорпорации "Ростехнологии" подтвердили, что "имеется интерес к организации совместного производства с МАЗом, но ход переговоров отказались комментировать". Как сообщал "Интерфакс", МАЗ и БелАЗ обратились в "Ростехнологии" с просьбой помочь в организации производства на территории РФ. Как пояснил гендиректор КамАЗа Сергей Когогин на форуме "Россия-2009", белорусские предприятия основную часть комплектующих закупают в России, а свои автомобили также в основном продают в России. Таким образом, при организации производства здесь они могли бы серьезно сэкономить на транспортных расходах. Как сообщила газета РБК daily, "Ростехнологии" разрабатывают идею объединения военно-промышленных активов под своей крышей и в единый холдинг могут войти МАЗ, "Урал" и КамАЗ.
К слову, в 2008 г. КамАЗу удалось продать лишь около 47,5 тыс. автомобилей при плане 62 тыс. На 2009 г. планируется реализовать около 35 тыс. автомобилей. Как пишет газета "Белорусы и рынок", в 2009 г. продажи белорусских грузовиков могут упасть на 40% (до 15 тысяч штук). Если учесть что сейчас на складах может находиться уже половина этого количества, то становится понятно, почему людей отправляют в отпуск.