Поддержать TUT.BY
141 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  2. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  3. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  4. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  5. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  6. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  7. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  8. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  9. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  10. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  11. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  12. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  13. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  14. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  15. «Не надо изобретать велосипед». Минский архитектор показал, как выглядит его загородный дом
  16. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  17. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  18. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  19. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  20. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  21. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  22. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  23. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  24. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  25. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  26. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  27. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  28. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  29. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  30. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах


Эдуард ТРОШИН,

Рынок грузовых международных автоперевозок оказался в весьма сложной ситуации. Для спасения отрасли необходимо срочно принимать антикризисные меры, считает заместитель директора ассоциации транспортных перевозчиков (БАМАП) Александр СОЛОЩЕВ.

Сокращение потребления товаров в Европе вызвало падение спроса на услуги отечественного транспорта, а также фрахтовых ставок на 20-30%. В итоге предприятия не только снижают объемы перевозок, но и вынуждены сворачивать программы обновления подвижного состава. Последнее обстоятельство в перспективе грозит потерей позиций на международных рынках.

Каким образом можно смягчить негативные последствия мирового кризиса?

По мнению представителя БАМАП, следует рассмотреть вопрос о внесении ряда изменений в законодательство. "Например, наши специалисты предлагают с 2010 г. полностью отменить налог на приобретение автотранспортных средств и сбор в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, снизить налог на прибыль, применить дифференцированные ставки оплаты обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты, — пояснил корреспонденту "ЭГ" А.Солощев. — Кроме того, необходимо решить проблему с получением и выплатой кредитов и продлением сроков договоров займа".

Только волевым решением правительства можно усовершенствовать систему выдачи квот отечественным компаниям, считает представитель ассоциации. Сегодня многие государства, пытаясь обеспечить заказами собственные транспортные компании, стали заметно ограничивать количество транзитных разрешений для соседей. Это касается и России, которая планирует сократить квоты проезда для белорусов через свою территорию на 30%. Похожие сюрпризы уже подготовили или готовят для нас Латвия, Турция, Молдова, Украина. При этом их фуры и сейчас гораздо чаще колесят по Беларуси, чем наши — по их дорогам.

К сожалению, ответные меры принять не просто, хотя в сложившейся ситуации потери несут не только перевозчики, но и госбюджет, считает А.Солощев.

Чтобы расширить рынок, компаниям необходимо чаще ездить в страны, с которыми у Беларуси пока нет транспортных соглашений: в Италию, Грецию, Германию, Португалию, Великобританию.
Кроме того, "крайне негативным и несвоевременно планируемым" назвал А.Солощев повышение ставок на ввоз импортного подвижного состава. В данном случае речь идет о предложении Минпрома поднять пошлину на ввоз грузовиков, соответствующих стандарту Евро-5, до 15% (сейчас — 0%), дабы защитить отечественного производителя в лице Минского автозавода. Но подобное решение — не выход из ситуации, поскольку завод не производит машины стандарта Евро-5 (их выпуск планируется наладить только к 2010 г.), подчеркнул собеседник. Кроме того, техобслуживание отечественных грузовиков обходится значительно дороже иностранных аналогов.

Замдиректора БАМАП напомнил, что в 2008 г., несмотря на тяжелые в связи с мировым финансовым кризисом последние месяцы, отрасль сработала неплохо. Так, количество поездок с грузом, выполненных белорусскими перевозчиками за 9 мес. 2008 г., возросло на 14% по сравнению с 2007 г. Это стало основой роста экспорта транспортных услуг — за 11 месяцев 2008 г. заработали свыше 568 млн. USD — на 140 млн. USD больше, чем в 2007 г. По данным статистики, выручка на одну машину выросла на 18,7% и составила 10-11 млн. Br в месяц.

Благодаря совместной работе БАМАП с МИД и Минтрансом удалось заметно облегчить процедуру выдачи виз для водителей. Сейчас их оформление производится через ассоциацию без личного присутствия шофера в ряде посольств. Кроме того, получилось договориться c ГТК о повышении ответственности по международной процедуре МДП до 60 000 EUR, что избавило большинство транспортных компаний от необходимости обязательного сопровождения грузов конвоем и позволило сократить расходы на перевозки.

Все это помогло перевозчикам весьма достойно завершить минувший год. Однако сегодня ситуация настолько усложнилась, что развить без помощи правительства локальные успехи последних лет не удастся, отметил А.Солощев. Необходимо, по его словам, срочно принимать антикризисные меры с учетом вышеперечисленных предложений БАМАП, иначе транспортный бизнес может серьезно пострадать, а бюджет страны недополучит значительные суммы.

-12%
-30%
-20%
-50%
-15%
-30%
-52%
-20%
-20%
-33%