Елена Прус,

В Беларуси расширены права руководителей в сфере оплаты труда. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров №103 от 28 января 2009 года, которое вступило в силу со дня его принятия, сообщили корреспонденту БЕЛТА в Аппарате Совмина.

Комментируя данный документ, начальник отдела развития систем оплаты труда Министерства труда и социальной защиты Юрий Федоров отметил в первую очередь, что расширены права руководителей министерств, концернов, облисполкомов и Мингорисполкома в установлении повышенного коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и по организации в целом для руководителей эффективно работающих организаций. Он подчеркнул, что в этом нормативном правовом акте сконцентрированы фактически все нормы, регламентирующие установление коэффициентов руководителям.

Так, изменен порядок установления коэффициентов свыше 4,0 и до 5,0 включительно для руководителей стабильно работающих организаций, имеющих высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли, а также организаций, занимающихся социально-трудовой реабилитацией инвалидов. Напомним, ранее наниматель вправе был установить руководителям таких организаций повышенные коэффициенты только по согласованию с премьер-министром либо вице-премьером. Однако действие данного условия было временно приостановлено до 1 января 2009 года постановлением правительства от 29 февраля 2008 года №316. Таким образом, повышенный коэффициент руководителю в зависимости от значимости и масштабов производства, численности работников организации в прошлом году устанавливал наниматель без этого согласования. Теперь, когда данная норма закреплена в постановлении №103, это является сугубо прерогативой руководителей министерств, концернов, облисполкомов и Мингорисполкома, что свидетельствует о реальном расширении их прав, - данным нормативным правовым актом исключено условие обязательного согласования повышенных коэффициентов, что позволит руководителям органов госуправления самостоятельно принимать решения об установлении руководителям выше названных подчиненных организаций коэффициенты свыше 4,0 и до 5,0 включительно не только в 2008 году, но и в дальнейшем.

Одновременно с расширением прав, подчеркнул Юрий Федоров, усиливается и персональная ответственность руководителей министерств, концернов, облисполкомов и Мингорисполкома за обоснованность установления повышенных коэффициентов руководителям организаций.

Внесены также изменения в постановление Совета Министров от 27 декабря 2004 года №1651. Им, в частности, было определено, что в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении коммерческими организациями, независимо от форм собственности (кроме организаций с иностранными инвестициями), включаются выплаты по тарифным ставкам, должностным окладам и сдельным расценкам (с учетом выполнения норм труда не более, чем на 200%), исчисленным исходя из тарифной ставки первого разряда, не превышающей ее базового предельного норматива в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения с учетом дифференцированного коэффициента от 1,0 до 1,5. В этом сегменте устранены ограничения прав нанимателя - в затраты организаций будут включаться выплаты по тарифным ставкам, должностным окладам и сдельным расценкам, исчисленным исходя из тарифной ставки первого разряда, установленной в организации. В то же время, для сохранения приоритетной роли нормирования труда рабочих в коммерческих организациях остается ограничение при включении в затраты выплат по сдельным расценкам с учетом выполнения норм труда не более чем на 200%. "Это нацелит коммерческие организации на активизацию работы по совершенствованию нормирования труда, в том числе замене и пересмотру устаревших норм, - сказал специалист. - Цель этой нормы - способствовать росту производительности труда".

Юрий Федоров обратил особое внимание на следующий аспект. Ранее республиканские органы государственного управления, иные госорганизации, подчиненные правительству, облисполкомы и Мингорисполком должны были контролировать использование прибыли, оставшейся после налогообложения, коммерческими организациями государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, и определять для них предельный норматив прибыли, направляемой на оплату труда. Теперь данная норма утратила былой экономический смысл, подчеркнул представитель Минтруда и соцзащиты. И это еще один шаг на пути совершенствования системы оплаты труда и либерализации экономической деятельности.

Кроме того, такой вид экономической деятельности, как "Деятельность в области архитектуры, инженерные услуги" отнесен к тем видам, в отношении которых применяется к базовому предельному нормативу тарифной ставки первого разряда (бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения) дифференцированный коэффициент в размере 1,3 вместо 1,1. Эта мера принята в целях дальнейшего совершенствования условий оплаты труда работников архитектурно-планировочных и проектных организаций.
-20%
-10%
-10%
-50%
-21%
-25%
-15%
-10%
-15%