Аэлита СЮЛЬЖИНА,

Случалось ли вам посещать интернет-магазин? Думаю, хоть раз побывали и знаете, что самая распространенная уловка виртуальных торговцев — привезти не то, что приглянулось вам на их сайте. При этом в гарантийном талоне неразборчивая подпись продавца без печати и адреса. Цена — на словах. А на прощание рекомендация: "Упаковочку сохраните, пожалуйста!" Так вот знайте. Отныне такие "коробейники" — вне закона. Новая редакция закона о защите прав потребителей вступает в силу с сегодняшнего дня и к торговле, в том числе по интернету, рекламе, почте и т. д., предъявляет еще более жесткие требования.

Курьер вместе со стиральной машиной, например, должен предоставить покупателю полные сведения о продавце (УНП, адрес, свидетельство о регистрации), изготовителе, импортере, поставщике, сроках гарантийного ремонта (к слову, на импорт такие же, как и на наш товар) и мастерской, которая в случае чего его произведет. Кстати, в течение 14 дней. Просят больше? Можете смело требовать деньги обратно. Хранить и собирать "конструктор" из картона, скотча, пенопласта, в котором вам привезли аппаратуру или бытовую технику, не надо! Эта норма введена практически специально для тех торговцев, которые такую отсебятину придумали.

Да и продавца некачественного товара нынче искать вовсе не обязательно. Претензии покупателя должен беспрекословно принять и удовлетворить изготовитель, поставщик, импортер, словом, та организация, которая на каком-то этапе продвигала продукт на рынок. Если брак бесспорный, то в течение недели вам должны — выбирайте: вернуть деньги, заменить изделие, скинуть цену, отремонтировать. За каждый день просрочки выполнения требования пеня — 1 процент. В общем, читайте новый закон и будьте бдительны.

Самое время. Продавцов нынче много, а вот их квалификация оставляет желать лучшего. Не так давно эксперты Минского общества потребителей "протестировали" товароведов одного из крупнейших магазинов города: попросили элементарно рассказать о качестве сортов кофе, выставленных на прилавках. В ответ услышали что-то невнятное. "Это очень удручает, — комментирует факт Ирина Астафьева, председатель общественной организации, — и означает, что входного контроля качества товаров в магазинах, а тем более на рынках, по сути дела, нет. Сейчас, в связи с ростом цен, не исключено, многие торговцы станут ввозить из-за рубежа или брать у отечественных изготовителей то, что подешевле. Так что мой совет потребителям: знайте свои права и будьте внимательны при выборе покупки".

А качество, как правило, прямо пропорционально цене. Чем она ниже, тем больше вероятность брака, скрытых дефектов или заменителей натурального сырья в продукции. В такой ситуации потребитель должен стать самым жестким контролером качества. Новый закон, как утверждают специалисты, дал на то очень широкие полномочия.

 

БЕЛТА: Новый закон Беларуси о защите прав потребителей улучшит правовое положение покупателей

Новый закон о защите прав потребителей, который вступает в силу 16 января в Беларуси, улучшит правовое положение покупателей. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказала председатель Общественного объединения "Белорусское общество защиты потребителей" Анна Суша.

По ее словам, документ содержит ряд требований к производителям и продавцам, которые должны защитить потребителя в случае ущемления его прав. Так, информация о товарах должна содержать не только наименование, местонахождение изготовителя (продавца), но и импортера (при его наличии), а также ремонтной организации, на которую возложены обязанности по ремонту или техническому обслуживанию товара.

Расширен и перечень субъектов, которые несут ответственность: кроме продавца, изготовителя, исполнителя, ответственность также несут поставщик, представитель, ремонтная организация, в том числе по вопросам компенсации морального вреда. Гарантийные сроки на импортные товары теперь должны быть не меньше гарантийных сроков аналогичных отечественных товаров.

Также закон уточняет перечень обязательной информации о товаре, которая должна предоставляться гражданину при приобретении товаров по Интернету, рекламе, почте или другими способами. Продавец обязан проинформировать покупателя о его праве на участие в проверке качества товара, сообщить место и время проведения проверки.

Потребители смогут возвращать товар ненадлежащего качества без потребительской тары или упаковки. Если продавец (изготовитель) обанкротился, приостановил или прекратил свою деятельность, то потребитель, не имея достоверных сведений о местонахождении продавца, может предъявлять претензии к поставщику (представителю).
По новому закону гарантийный срок на сезонный товар будет исчисляться со дня начала использования товара, если в ходе его использования до наступления соответствующего сезона обнаружены недостатки.

Тем не менее, отметила Анна Суша, в законе есть и некоторые спорные моменты. К примеру, в законопроекте безопасность товара отнесена к одному из критериев качества. "На наш взгляд, это не совсем правильно, поскольку товар, соответствующий всем нормам и стандартам, не всегда является безопасным", - пояснила собеседница.

Также закон больше ориентирован на специалистов, нежели на потребителей - потребителю будет сложновато в нем ориентироваться, отметила Анна Суша. Закон содержит отсылочные нормы на другие законодательные акты, также некоторые статьи отсылают потребителя к другим статьям этого же Закона.

ОО "Белорусское общество защиты потребителей" занимается информированием и просвещением потребителей, проводит товароведческие экспертизы товаров народного просвещения, представляет интересы потребителей в суде. В 2007 году в организацию за помощью обратились около 30 тыс. человек, более 3500 из них была оказана защита в судебном и досудебном порядке.

-10%
-20%
-43%
-27%
-30%
-30%
-20%
-25%