Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  2. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  3. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  4. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  5. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  6. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  7. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  8. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  9. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  10. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  11. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  12. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах
  13. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  14. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  15. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  16. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  17. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  18. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  19. Что сейчас происходит между Россией и Украиной и при чем тут Беларусь: поясняем простыми словами
  20. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  21. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  22. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  23. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  24. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  25. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  26. «Не надо изобретать велосипед». Минский архитектор показал, как выглядит его загородный дом
  27. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  28. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  29. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  30. «По фестивалю решили ударить». Директор «Славянского базара» о том, что вокруг него происходит


Частный бизнес сдает свои позиции на рынке пассажирских перевозок. По данным Министерства статистики и анализа, в первом квартале 2008 года количество пассажиров, которых перевезли индивидуальные предприниматели в регулярном автобусном сообщении (в народе "маршрутки") сократилось почти в три раза — до 17,4 млн. (в первом квартале 2007 года их было 47,4 млн.). Однако это не значит, что услуги предпринимателей стали белорусам не интересны или вовсе не нужны. Просто число желающих заниматься частными перевозками в последнее время становится все меньше.

Дмитрий ЕРМАК, "Белорусские новости"

Доля частных маршрутных такси в общем пассажирообороте автомобильного транспорта также уменьшилась, говорит статистика. Если год назад по итогам первых трех месяцев этот показатель составлял 9,4%, то теперь лишь 5,3%.

Эксперты этого рынка называют целый ряд причин, почему число предпринимателей сокращается. Ряды перевозчиков подкосил указ № 760, согласно которому с 1 января нанимать на работу ИП могут только близких родственников. Переходить же в частные унитарные предприятия (ЧУП) многие не рискнули. А большинство тех, кто все же на это решился, теперь кусают локти.

Налоговая нагрузка для них выросла в 2-3 раза, причем даже при использовании упрощенной системы налогообложения. Перевозчики находятся в худшем положении по сравнению с теми, кто занимается торговлей. Последним разрешено юридический адрес зарегистрировать на торговую площадь. Перевозчикам же необходимо искать офис и нести дополнительные затраты на аренду. Работающие как юридические лица перевозчики сталкиваются еще с одним неудобством. Они не могут покупать запчасти (а это вторая после горюче-смазочных материалов статья затрат) за наличные деньги.


Фото photo.bymedia.net

"ЧУП не может пойти на базар и купить там нужные запчасти. Это нужно сделать по "безналу", что дороже на 25-30%", — пояснил нам один из предпринимателей. На хозяйственные нужды юрлицо может тратить по наличному расчету только 50 базовых величин в месяц, что слишком мало, особенно для тех, у кого в парке не одна, а много машин, утверждают перевозчики, предлагая установить сумму в размере 40 базовых величин из расчета на один автомобиль.

Чтобы нормально работать, необходимо на несколько лет снизить налоговую ставку в два раза: с нынешних 10% от выручки до 5%. Это позволило бы перевозчикам адаптироваться к новым условиям, сообщили "Белорусским новостям" в Белорусском профессиональном союзе работников различных форм предпринимательства "Садружнасць": "Сейчас же работать приходится фактически в убыток. Руководители многих ЧУПов говорят о том, что не потянут".

Отток предпринимателей из этой сферы идет по всей стране. По оценкам экспертов, с начала года количество "маршруток" сократилось на 20-30%, а в некоторых городах и вовсе до 50%. Но если для Минска сокращение перевозчиков не столь ощутимо (общественный транспорт в столице ходит вполне регулярно), то вот для регионов (особенно в междугороднем сообщении) — это проблема посерьезней.

Однако, как пояснили "Белорусским новостям" в Министерстве транспорта и коммуникаций, никаких проблем с перевозками пассажиров в Беларуси нет: "К нам не поступало жалоб о том, что где-то не хватает автобусов". Там также сообщили, что сейчас идет активное обновление подвижного состава государственных автопарков. В прошлом году подведомственные Минтрансу предприятия приобрели больше 1 тысячи новых автобусов. "В Европе никаких маршрутных такси нет, это изобретение постсоветских стран. Если бы обычный транспорт нормально обеспечивал пассажиров перевозками, маршрутные такси были бы вообще не нужны. Частники же конкуренции не выдерживают, а также тех требований, которые предъявляет к ним государство", — сообщили в Минтрансе.

К слову, проблемы частных перевозчиков обсуждались на минувшей неделе в ходе заседания рабочей группы при Минэкономики по подготовке предложений для разрешения проблемных вопросов деятельности индивидуальных предпринимателей и частных унитарных предприятий. Министерству по налогам и сборам рекомендовали проанализировать, какая доходность у перевозчиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и "рассмотреть возможность изменить для них уровень налоговой нагрузки". Также профсоюз "Садружнасць" должен представить в Министерство экономики свои предложения и по остальным проблемным вопросам в области пассажирских перевозок.

По оценкам экспертов, в лучшие времена развития маршрутных такси их доля в общем пассажирообороте автомобильного транспорта достигала 12-13%. В средних и малых городах, где государственные автопарки постоянно сталкивались с недофинансированием, "маршрутки" перевозили от 30% до 50% пассажиров.
-30%
-11%
-20%
-10%
-10%
-15%
-10%
-10%
-15%
-49%