1. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  2. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  3. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  4. В Лиде заметили странную очередь, в которой раздавали деньги. В исполкоме говорят о возможной провокации
  5. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  6. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  7. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  8. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  9. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  10. Что происходило в Минске в День Победы: Лукашенко с сыновьями, очередь за кашей и досмотры
  11. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  12. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  13. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  14. «Ці баяўся? Канешне, баяўся». Дзесяць цытат Васіля Быкава пра Вялікую Айчынную вайну
  15. 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В Беларуси празднуют День Победы
  16. «Шахтер» обыграл БАТЭ благодаря шикарному голу Дарбо. Чемпионская интрига убита?
  17. День Победы в Минске завершили концертом и фейерверком. Посмотрели, как это было
  18. Год назад стартовала, возможно, главная избирательная кампания независимой Беларуси. Как это было
  19. Лукашенко подписал декрет о переходе власти в случае его гибели
  20. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  21. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  22. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  23. Лукашенко: «Давайте прекратим это не нужное никому противостояние»
  24. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  25. В Минске все-таки запустили в небо тысячи красных и зеленых шариков, против которых подписывали петицию
  26. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  27. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  28. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»
  29. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  30. Освободилась белорусская «рекордсменка» по «суткам» за протесты. Она отбыла в изоляторе 105 суток


фотоПроверки малого и среднего бизнеса со стороны контролирующих органов по-прежнему остаются фискальными и карательными, а не предупредительными и профилактическими. Для большинства нарушителей приход инспекторов оканчивается штрафом. Такой вывод содержится в аналитическом отчете "Контрольная и надзорная деятельность в Республике Беларусь 2008", подготовленном Международной финансовой корпорацией (МФК) по итогам опроса руководителей 400 предприятий малого и среднего бизнеса и 125 индивидуальных предпринимателей, представляющих все отрасли экономики и все регионы страны.

Дмитрий ЕРМАК, "Белорусские новости"

За последние три года общее количество всех видов проверок субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) снизилось, однако "контрольная нагрузка" на них остается по-прежнему высокой. Среднее количество проверок, которые приходятся на одного субъекта МСБ в год, уменьшилось с 24 дней в 2004 г. до 6 в 2006 г., а среднее число проверок в год на одного субъекта снизилось с 10 до 4 дней. При этом меньше стало проводиться проверок финансово-хозяйственной деятельности и технических инспекций. Этого удалось добиться за счет сокращения числа внеплановых проверок.

Несмотря на то, что общее число проверок уменьшилось, количество технических инспекций (проверки, не связанные с финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования) остается по-прежнему высоким. Так, в 2006 г. одно малое предприятие пожарный надзор проверял в среднем до двух в год. Всего же такими проверками было охвачено 64% малого и среднего бизнеса. Проверки носят регулярный характер, несмотря на то, что большинство работает в отраслях и на производствах, где вероятность угрозы возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций ничтожно мала, констатируют эксперты МФК. Только 5,5% опрошенных субъектов малого и среднего бизнеса имеют потенциально высокую степень риска (производство, реализация, хранение или транспортировка взрывоопасных и пожароопасных веществ и химических продуктов). При этом 18% из потенциально опасных предприятий не проверяли в 2006 г. ни разу и 9% — ни разу за последние три года.

Аналогичная ситуация с проверками органов санитарно-эпидемиологического надзора. Несмотря на то, что деятельность только около 12% субъектов МСБ является потенциально опасной с точки зрения санэпидемслужб (занимаются производством продуктов питания, реализацией скоропортящихся продуктов, изготовлением или реализацией лекарственных средств, производством непищевых товаров для детей), проверки коснулись почти 42% представителей работающего малого и среднего бизнеса. А количество проверок отдельных субъектов предпринимательства достигало до трех раз в год. Причем 28% из потенциально опасных предприятий не проверяли в 2006 г. вообще, а 19% — ни разу за последние три года.

У проверяющих органов нет системного подхода и обоснованных критериев для проведения проверок. Это приводит к тому, что ресурсы надзорных органов распыляются на работу с объектами невысокого риска, что снижает эффективность их работы. В свою очередь, дополнительные проверки отвлекают от работы и бизнес, что негативно сказывается уже на его эффективности.

Эксперты МФК также обращают внимание на то, что одна из причин нарушений — незнание предпринимателями норм и правил технического регулирования (в этом признались больше трети опрошенных), а также их чрезмерное количество и сложность.

Чрезмерные полномочия инспекторов и отсутствие понятной процедуры проведения — наиболее серьезные проблемы при проведении проверок для бизнеса. Предпринимателю легче заплатить штраф, чем выполнить требования, так как их соблюдение зачастую приведет к убыточности бизнеса.

Проблемы в этой сфере эксперты объясняют отсутствием четких критерий контрольной деятельности для всех проверяющих органов. В отличие от большинства стран СНГ, в Беларуси отсутствует единый рамочный законодательный акт, который бы регулировал основы государственного контроля экономической деятельности в стране. Такой правовой документ должен устанавливать критерии и порядок контроля в сфере бизнеса для всех госорганов, что позволило бы привести к общему знаменателю порядок проведения и оформления проверок, а также сделать их более прозрачными.

Между тем в соседней России уже на самом высоком уровне обсуждают возможность полностью запретить доступ контролирующих органов на малые предприятия без разрешения прокуратуры или суда. Такую инициативу озвучил недавно избранный президентом России Дмитрий Медведев. А Минэкономразвития РФ даже вынесло предложения ввести квотирование проверок и заменить первый штраф предупреждением.

Медведев признал, что проверки в России являются источником заработка ("легализованной взяткой") для пожарных служб, санэпидемнадзора и милиции, в связи с чем малый бизнес теряет порядка 10% своей выручки. За малым бизнесом в России наблюдают 45 организаций, из которых 30 органов контроля — федерального уровня. По некоторым данным, малые предприятия России платят проверяющим до 1,5 триллиона российских рублей ежегодно.
-15%
-20%
-10%
-35%
-20%
-15%
-30%
-7%
0073182