Малый бизнес нуждается в деньгах, однако получать финансовую помощь от государства не стремится из-за сложного механизма выделения бюджетных средств. Нужна ли в нынешнем виде такая поддержка бизнесу и не лучше ли, если бы этим занялись банки, а не органы госуправления, обсуждали участники заседания Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь на минувшей неделе.

Дмитрий ЕРМАК, "Экономическая газета"

Механизм финансовой поддержки нужно менять, считает председатель правления ОАО "Белгазпромбанк" Виктор Бабарико. Даже те незначительные суммы, которые выделяет государство, не выбираются. По его данным, в 2007 г. финансовую поддержку в областях получило ограниченное количество предприятий. Например, в Гомельской области — 8, а в Минской области и столице — и вовсе по одному. Любопытно, что в Витебской области сумма в размере 25 млн. Br была распределена среди 45 (!) предприятий, т. е. в среднем по 200 тыс. Br. В 2008 г. на поддержку малого и среднего бизнеса предусмотрено выделить 193 млн. Br из республиканского бюджета и около 1,9 млрд. — из местных. Это крайне мало, считает В.Бабарико.

По его мнению, проблема не в том, что местные власти не хотят поддерживать бизнес или в отсутствии предприятий, нуждающихся в средствах. Потребность в деньгах у малого и среднего бизнеса есть. Причина в сложностях получения господдержки через местные бюджеты. Для этого нужно пройти множество инстанций: бюджетные комиссии облисполкома или горисполкома, местное казначейство, финансовое управление и т. д. Такая система, во-первых, налагает слишком большую ответственность на чиновников за предоставление средств, и те, в свою очередь, стремятся "перестраховываться". Во-вторых, ни специалисты местных органов власти, как бы они ни были хорошо подготовлены, ни кредитные работники не могут знать потребности предприятий, анализировать бизнес-планы так, как это делают работники банков, полагает В.Бабарико. Да и выделяемые незначительные суммы неинтересны субъектам хозяйствования.

Коль уж государство решило оказывать поддержку малому бизнесу, условия ее получения должны быть привлекательнее, чем в целом на финансовом рынке: проще и дешевле, считает председатель правления Белгазпромбанка. Например, если у банков ставка по кредитам 16%, то государству хватило бы 10% и без волокиты. Облисполкомы не должны обладать правом давать оценку финансовым планам предприятий-заемщиков. Вариантом может быть создание в банках малых кредитных комитетов, с возложением на них таких функций. В таких комитетах также должны участвовать представители местных органов власти, чтобы отслеживать только основные параметры финансовых планов предприятий.

В.Бабарико также предложил расширить перечень банков, участвующих в обслуживании линий финансовой поддержки предпринимателей, за счет тех, кто ориентируется на малый и средний бизнес. Выделяемые же на поддержку малого предпринимательства средства необходимо направлять на создание инфраструктуры финансирования— гарантийные и венчурные фонды и т. п. Роль государства должна ограничиваться контролем за целевым использованием выделенных средств и соблюдением маржи, чтобы сделать финансовую поддержку удобной для бизнеса.

По мнению директора департамента по предпринимательству Минэкономики Александра Лихачевского, прошлый год в плане финансовой поддержки малого бизнеса не показателен. После выхода Указа от 28.03.2006 № 182, определившего порядок оказания господдержки юрлицам и ИП, число желающих значительно сократилось, отметил он. Многих отпугнули условия получения госсредств в обмен на долю в уставном фонде. Понятно, что не каждый бизнесмен на это пойдет. В итоге число желающих принять деньги резко поубавилось.

В Указ № 182 не раз уже вносились изменения. Так, согласно Указу от 7.06.2007 № 266, государство уже не требует долю в бизнесе тех, кто, получает поддержку за счет республиканского и местных бюджетов в рамках программ господдержки малого предпринимательства. Однако пока этот механизм еще не отлажен, время ушло, отметил А.Лихачевский.

То, что процедура получения средств из местных бюджетов длительная и громоздкая, подтвердил и начальник управления предпринимательства Мингорисполкома Александр Калиновский. По его словам, на это уходит до шести месяцев с момента обращения предпринимателя за поддержкой. Когда после выхода Указа № 182 желающих получить финансовую поддержку практически не осталось, Мингорисполком направил из своего резервного фонда около 2 млрд. Br в Белинвестбанк, акционером которого является, для кредитования малого бизнеса. "Ставка равнялась 5% плюс несколько процентов маржи банка. Правда, потом у Комитета госконтроля возникли сомнения насчет столь низкой ставки, ведь в другом банке могли дать 12%. Проверяющих удалось убедить, что бюджет от этого не пострадал, а наоборот пополнился за счет открытия новых производств", отметил А.Калиновский. Он согласился с участниками заседания, что финансовую поддержку должны оказывать все же специализированные учреждения, прежде всего банки. У них это получится быстрее и качественнее.

Представители бизнеса считают, что мытарств при получении средств от государства не было бы, если их выделять по общей финансовой процедуре, как у банков, отмечали представители бизнеса. Сейчас же у облисполкомов свои требования, которые существенно отличаются от банковских.

Впрочем, сложности возникают и после получения средств. Одной из них является отчетность по расходованию средств. "Шаг влево, шаг вправо от бизнес-плана — и государство вправе потребовать свои деньги обратно, несмотря на то, что они уже находятся в обороте", отметил гендиректор ЗАО "Борисовдетспецпродукт" Виктор Хиневич. Господдержка через исполкомы — это тупик, такую практику надо исключить, полагает он.

В ближайшее время в правительство Совет по развитию предпринимательства планирует обобщить предложения представителей бизнеса и направить их в правительство. Однако все уверены, что нынешний механизм господдержки малого предпринимательства надо менять.
{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-10%
-55%
-30%
-50%
-46%
-20%