1. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  2. В День Победы над Минском пролетят самолеты и вертолеты всего двух моделей. Рассказываем почему
  3. Одежду и аксессуары с лого TUT.BY теперь можно купить онлайн. Рассказываем как
  4. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  5. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая
  6. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  7. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  8. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  9. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  10. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  11. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  12. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  13. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  14. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  15. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  16. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  17. СМИ назвали фамилию еще одного возможного фигуранта по «делу о госперевороте»
  18. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  19. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  20. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  21. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  22. В прокуратуру Германии подали заявление на Александра Лукашенко. Юрист объясняет, что это значит
  23. Белоруса посадили на 30 суток, а он все равно гуляет по Минску и даже путешествует. Все благодаря идее жены и ее подруги
  24. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов и помочь им (в том числе финансово)
  25. Мингорисполком отказал в проведении отдельного шествия «Бессмертный полк»
  26. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  27. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  28. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  29. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  30. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко


Художник Зоя Луцевич известна не только в Беларуси, но и далеко за пределами. Ее работы выставлялись в Беларуси, России, Болгарии, странах Балтии, Польше, Германии, Австрии, США. Каждая ее выставка пользуется неподдельным интересом у любителей живописи. Возможно из-за того, что ее картины несут в себе некую ауру таинственности. Кроме того, Зоя Луцевич сама по себе неординарная личность, она мыслит не шаблонно и тем самым притягивает внимание публики.
 

Справка
 
Зоя Луцевич родилась в Минске. Окончила Минское художественное училище им. Глебова, училась в Белорусской государственной академии искусств, Дюссельдорфской академии искусств (Германия). Работала в галереях Австрии и Германии. В выставках участвует с 1989 г. Ее работы экспонировались в Беларуси, России, Болгарии, Польше, Литве, Германии, Австрии, США и других странах, отмечены многими премиями и призами. Циклы живописных работ: "Давай улетим", "In vino veritas", "Satisfaction", "Автопроект", "Все, что Вы хотели знать об арбузах, но боялись спросить". Цикл графических листов: "Игры и фокусы". Член Белорусского союза художников и союза дизайнеров. С 2006 года арт-директор галереи ZOYA в Варшаве (Польша).
 
- Минувшим летом в Минске прошли две ваши персональные выставки. Одна состоялась в государственном музее, другая - в частном клубе. Какие впечатления от них у вас сложились?
 
- Мне сложно судить о качестве, потому что я - лицо заинтересованное. Вообще наши художники скупы на похвалу, тебе редко кто позвонит и похвалит. Мне кажется, это такая наша белорусская ментальность…
 
Я рада, что "Автопроект" показал себя в Минске. Он здесь родился 4 года назад. Однако в государственном музее не все удалось реализовать. Мне не разрешили показать фильм, снятый специально для этого проекта. Мол, в фильме присутствуют некие нецензурные слова, которые обязательны в рамках этого проекта, так уж получилось. Если говорить о цензуре, то мне кажется, что сейчас все свободно и открыто. Мы все это делаем, сами произносим такие слова, но не дай бог мы это услышим на каком-то мероприятии. Мне кажется, белорусские музеи закрыты для творчества и открыты для паноптикумов.
 
Другая ситуация с выставкой в клубе "Изюм". В нем работают молодые люди, мыслящие позитивно и конструктивно, с ними приятно работать. Кроме того, они сами делают очень много для организации выставок. Я не приложила никаких своих усилий. Я только лишь пришла и посмотрела, хорошо ли висят картины. Сотрудники клуба сами заказали рамы, сами привезли и развесили картины, провели прекрасное открытие, позаботились о рекламе… Я была приятно удивлена, что в Минске, оказывается, есть такие заведения, и люди, которые могут такое организовать. Оказывается, их еще не задушили, они не уехали из Беларуси. Это значит, что можно что-то менять.
 
- Однако скептики говорят, что искусство в увеселительных заведениях - это вульгарно.
 
- Я же не пишу симфонии, правильно? Музыку надо слушать. И если кто-то чавкает булкой, то это мешает окружающим, да и просто не эстетично. На картины надо смотреть. Когда Наполеон украл Мону Лизу, как ты думаешь, в какую из комнат своего дворца он ее поместил?
 
- Вероятно, в кухню.
 
- Нет, в ванную. Картина не влезала в какую-то нишу, поэтому он ее подрезал. За то, что подрезал - негодяй. А поместил в ванную, чтобы на нее чаще смотреть. Ты там проводишь много времени, твои мысли свободны. Я вообще предпочитаю, чтобы хорошее искусство висело вплоть до туалета. Потому что ты там достаточно сосредоточен и свободен, чтобы разглядеть работу.
 
Когда я прихожу в ресторан, и там висят классные картины, мне так хорошо, что я забываю о еде. В Италии нет ни одного кабака, где бы ни висели картины или настоящие фотографии, а не китч и ширпотреб. Искусство должно окружать. Именно из-за него ты становишься лучше. Это как посмотреть хороший фильм, почитать хорошую книгу. После увиденного или услышанного ты хочешь быть лучше. Поэтому не вижу ничего зазорного в том, чтобы выставлять картины в ресторанах, кафе. Если мы будем спускаться со своих мансард и вылезать из подвалов, то люди станут более воспитанными, образованными, красивыми и наши дети будут лучше.
 
- Недавно в Варшаве открылась галерея современного искусства ZOYA, названная в вашу честь. Вы являетесь одним из создателей и арт-директором галереи. Как возникла эта галерея и почему в Польше?
 
- Почему в Польше? Потому что там можно делать все, что хочешь, в отличие от Минска. Как-то случайно я познакомилась в Варшаве с человеком, который организовывал концерты белорусских групп в Польше. Мы разговорились, и я ему рассказала про свой "Автопроект" — цикл работ на автомобильных лобовых стеклах. Ему очень понравилась эта идея, он предложил создать галерею и устроить там мою выставку. Очень быстро нам удалось воплотить в жизнь задуманное. Еще быстрее родилось название для галереи.
 
У нас ведь имя Зоя все больше ассоциировалось с Космодемьянской. Был такой период, когда я представлялась по-другому. В Греции мне сказали, что меня зовут не Зоя, а Зои, и это греческое имя. Зои - означает жизнь. Поэтому мой главный галерейщик, долго не думая, предложил назвать галерею ZOYA. Я попыталась возразил, мол, это как-то нескромно. "А мы и не стремимся к этому", - последовал ответ. Галерея свободна от штампов, не концептуальная. И это очень хорошо.
 
Я делаю необычные выставки во многом из-за того, что у меня есть Пит (Пит Павлов - музыкант, один из лидеров групп N. R. M., PETE PAFF, GARADZKIJA - А. З. ). Он пишет для выставок музыку, делает какие-то музыкальные зарисовки. Это интересно. Зачастую берет такая тоска, когда видишь, как камерно проходят выставки у нас. Однако мы идем на открытие выставки, как на праздник, хотим повеселиться, пожить не повседневной жизнью.
 
- Раз вы упомянули о Пите Павлове, то продолжим тему ваших взаимоотношений. Бытует мнение, что творческие люди недолго вместе живут. В чем секрет вашего крепкого союза?
 
- Мы не думаем о сохранении союза, поэтому и не распадаемся. Развалить очень просто. Поэтому не так интересно разваливать. Мы не женаты. Если кто-то захочет уйти, то возьмет свой чемодан и уйдет. Но это довольно страшно. Мне вот сегодня приснился сон, что я осталась одна, без семьи… Я проснулась и сильно испугалась. Это хорошо, когда люди свободны. Они сами решают быть им вместе или нет.
 
- Часто ли посещаете выставки своих коллег в Минске? И какими критериями при этом руководствуетесь?
 
- Посещаю, наверное, нечасто, потому что много времени провожу в разъездах. Однако выставки своих любимых коллег стараюсь посещать всегда. Особенно это касается тех художников, за которыми я наблюдаю с детства. Мне интересно, что с ними происходит, в каком они направлении развиваются. Последний пример - вернисаж деда и внука Селихановых в Национальном художественном музее. Я вообще люблю такие династийные выставки. Интересно проследить, растет ли в тени большого дерева что-нибудь. Ведь говорят, что на детях великих людей природа отдыхает. И история с Селихановыми наглядно опровергает этот стереотип. Многие, особенно люди старшего поколения, гордятся монументальными работами Сергея Селиханова. Его портреты просты и понятны. Они соответствуют тому времени. Работы Кости Селиханова другие. Он человек современного склада ума, он создает новую пластическую форму, не боится экспериментировать. Я думаю, что если бы Селиханов-старший увидел работы Кости, он бы гордился своим внуком.
 
 
- Интерес к династиям явно не праздный. Фамилия Луцевич в Беларуси имеет довльно магическое звучание. Янка Купала - Иван Доминикович Луцевич. Изучали ли вы свою родословную?
 
- Я уверена, что у меня есть корни, только они не прямые, двоюродные или троюродные… Родной брат моего отца похож на Янку Купалу как две капли воды. Но я на фамилии никогда не акцентирую внимание, не хочу примазываться к чужой славе.
 
 
- Вместе с тем ваши родители и близкие - довольно известные в Беларуси люди. Они также связаны с искусством…
 
- Мой дед - Сергей Петрович Катков - фактически создал современную школу живописи в Беларуси. До войны он открыл кружок рисования во Дворце пионеров. Он много работал с детьми, ездил по деревням, где искал одаренных ребятишек. Я узнаю о Сергее Петровиче все больше, читая письма и так далее. Недавно узнала, что в 60-х годах в Бельгии его признали лучшим педагогом в области искусства.
 
Моя крестная Зоя Литвинова - замечательный художник, сравнимый по силе духа и по мощи таланта с Пикассо. Ей доступны все техники, стили. Она настолько самобытна, что, обладая всем этим, сама стала яркой личностью. У нее есть Орден за заслуги перед отечеством Франции, который вручали Ростроповичу, Башмету, Вишневской. Однако в Беларуси она до сих пор не является народным художником. Мы своими героями не гордимся и их не знаем. К сожалению…
 
Мои родители также связаны с искусством. Мама Светлана Сергеевна Каткова, по образованию - керамист, но занимается и живописью. Папа Олег Викентьевич Луцевич - тоже живописец, преподавал в художественном училище.
 
- Как бы вы охарактеризовали жанр, в котором работаете?
 
- Я пишу с натуры натюрморты и реже портреты. Я люблю выдумывать. Мне запрещали выдумывать в Белорусской академии искусств, поэтому я так возненавидела реализм. Есть хороший реализм, и тогда я снимаю шляпу. Но его очень мало. Мне кажется, что искусство происходит от слова искусственно. Оно должно отстраняться от жизни. Я не хочу писать лужу, такой, какая она есть. Я должна увидеть в этой луже то, что поразит меня и заденет зрителя. Я рисую перевернутую реальность, на каком-то подсознательном уровне. Я не люблю зеленым цветом писать траву. Это слишком тупо. Она не зеленая, она другая. Поэтому я очень люблю постимпрессионизм. Художники этого направления постоянно ломали голову над тем, чтобы картины были похожи на правду, но в то же время были выше правды. Я восхищаюсь творчеством Пикассо. После него никто ничего лучше в живописи не написал. Поэтому в моих работах есть что-то французское, итальянское, с налетом немецкого, потому что училась в Германии.
 
- Вместе с тем сегодня возвращается мода на реализм. Как вы в принципе относитесь к новым модным веяниям?
 
- Никак. Считаю, что это все сиюминутно. Я же работаю на века. (Улыбается.) Эта фраза принадлежит не мне. В 15 лет я пришла в мастерскую нашего великого художника Кищенко. Там стояли миллионы холстов. Некуда было ступить. Он бросил такую фразу: "Да заходи, не бойся. Это же не на века". После паузы: "А как знать, может и на века…" Каждый из нас в глубине души думает, что пишет на века.
 
- Какую самую необычную реакцию на свои работы вам довелось услышать?
 
- Это последняя реакция отца на мою работу. Он впервые за 38 лет сказал о моей работе что-то положительное. Я сказала, что этого не может быть, наверное, он слукавил. Мне ответили, мол, зачем ему это делать, если он всю жизнь говорил правду.
 
- Ваша мастерская находится на мансарде. Некоторые художники работают в подвалах. Как происходит выбор мастерской?
 
- При "совке" с мастерскими все было довольно неплохо. Их распределяли между членами Союза художников. Поэтому все рьяно вступали в это творческое объединение. И естественно самые лучшие мастерские были на мансардах. Если клиент приходит к художнику, а тот ютится где-то в подвале, потенциальному покупателю становится не по себе. Вообще для художника, скульптора мастерская имеет огромное значение. Наверное, где-то даже большее, чем квартира. (У всех художников ценности немного сдвинуты.) Почему в 20-м веке в Париже был взрыв искусства? Просто все верхние этажи отдали художникам. Поэтому сейчас строители обязаны возводить дома с учетом того, что на самой верхотуре можно сделать мастерские.
 
 
- Сколько времени проводите в мастерской?
 
 
- Будь моя воля, я бы из мастерской не вылезала. Так поступают многие мужчины. Но им в этом плане легче. Они вроде как кормильцы, зарабатывают этим деньги (а кто-то и не зарабатывает). Но им эго позволяет. Таким образом они добиваются блестящих результатов. Чтобы работа была хорошая, надо пахать с утра до ночи. Я страшно люблю работать, больше чем конечный этап. Ненавижу себя в день выставки, у меня полное опустошение и я не знаю, что делать дальше.
 
Когда есть вдохновение, картины пишутся буквально за один день. А порой приходится трудиться над полотном и подолгу. Однако как раз такие "вымученные" работы и получаются наиболее удачными.
 
 
- Это правда, что вы не закончили учебу в двух академиях искусств - в Минске и Дюссельдорфе?
 
- Педагоги считали, что я не справляюсь с задачами, которые они мне ставят. Но, если бы меня не выгнали, я бы сама ушла. В академии я не видела возможностей для своего дальнейшего роста.
 
Надо учиться рисовать в группе. Это как курсы английского языка. Когда ты занимаешься лишь один с педагогом - это не есть хорошо. Вас должно быть как минимум двое. Также и в рисовании. У мастера должно быть в группе человек семь учеников. Тогда ты поймешь, кто есть лидер, что у него можно перенять. Так было у нас в институте. Мы учились друг у друга. Постигали же начальные азы в художественном училище. У нас были потрясающие педагоги - Тишин, Заложина, Близнюк. Сегодня наша Академия превратилась в "помойку". Когда приходишь в Академию на просмотр, то такое впечатление, что ты пришел в художественную школу. Как-то все неумело делается. В Дюссельдорфе нас не учили рисовать, ты просто слушал мастера, который пытался донести до тебя свою философию. Преподавали самые известные личности. Училась по большому счету в музеях и галереях. Когда после Германии приехала в Минск и сделала выставку, то произошла почти анекдотичная история. Ко мне подошли люди и на ломаном английском стали со мной беседовать. Я им ответила, может, давайте перейдем на русский. Они были шокированы, они думали, что я небелорусский художник. И за это я Германии очень благодарна. Мне кажется, я стою ровно посерединке между белорусским, русским и западным искусством. Я не ушла в ту и иную сторону. У меня своя дорожка, и я шатко-валко иду по ней.
 


В Беларуси изобразительное искусство массово не развивается совсем. Чтобы оно развивалось, надо чтобы сюда приезжали классные художники с Запада. Должны устраиваться выставки не только Шилова и Церетели, но и известных западных художников. Кто-то возразит, что западное искусство - это "точка" или вбитый в стенку гвоздь. Нет, оно гораздо шире и интереснее. Во многих странах оно развивается по-разному. В Беларуси все очень кулуарно, "крылья" обрезаны, мысли задавлены. Ты должен выполнять какую-то программу, а чтобы быть выше, шире и дальше - тебе это нельзя. Все начинается с Академии. Тебе говорят, что если ты не будешь делать так, как тебе сказано, то поставят "двойку" и выгонят. А так искусство не делается. Молодой человек имеет право на ошибку. Он должен понять, что он не прав. Но ему должны позволить сделать ошибки.
 
- То есть вам белорусское искусство неинтересно?
 
- В Беларуси интересно не искусство в целом, а отдельные личности, за работой которых интересно наблюдать. Но их можно перечислить на пальцах двух рук.
 
- Попробуйте.
 
- Костя Селиханов, Андрей Басалыга, Саша Вахромеев, Дима Суринович. Всегда интересно все, что делают Руслан Вашкевич и Леша Хацкевич. На недавнем пленэре в Польше Хацкевич и еще один минский художник Саша Некрашевич произвели настоящий фурор своим мастерством, своей "незалежнасцю". Поляки просто от них обалдели.
 
- Вы также смело высказываете свою точку зрения. Однако в своих работах в отличие от некоторых художников не смешиваете живопись и политику.
 
- Это им решать. В нормальных странах именно артисты, художники, писатели, актеры влияют на политику. Просто у нас политики либо конкретно за, либо конкретно против. Они же не предлагают сделать так, чтобы было лучше. У нас идет либо вылизывание ж*** с одной стороны, либо полное отрицание всего. Я плохо отношусь к любому проявлению как диктатуры, так и национализма. Я не считаю, что белорусы лучше или хуже любой другой нации. Когда я вижу шведского посла, говорящего на белорусском языке, то я снимаю шляпу. Он прогрессивный. Он стремится понять нацию.
 
Александр Заяц
-10%
-40%
-21%
-15%
-20%
-11%
-20%
-10%
-35%
-5%
0073023