Кругозор


 

В перерыве между постоянными гастролями, репетициями, записями на ТВ и, конечно же, выступлениями главный дирижер и художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра Беларуси Александр Анисимов нашел время зайти и на TUT.BY - причем, не виртуально, а реально:), - чтобы ответить на вопросы посетителей портала.
Маэстро пригласил всех, кто задал вопрос, на свой концерт 21 октября в филармонию. Несмотря на то, что все билеты проданы, наиболее активные посетители TUT.BY попадут на его выступление, пообещал Александр Анисимов.

- Всем добрый день. Я рад своей очередной премьере. А премьерой я называю то, что делаю первый раз. В данном случае это не исполнение нового произведения, а общение с вами с помощью моих друзей с TUT.BY. Я готов ответить на все вопросы.

Дорогой Александр Михайлович! С Новым Годом! Самые искренние поздравления с острова Кюсю. Здесь очень не хватает Вашего Искусства. В. Дрозд.

Дорогая Валентина, спасибо за поздравления. Жаль, что ваше пребывание на острове Кюсю не совпадает с моим пребыванием в Японии. Я буду там с концертами в апреле и декабре 2008 года. Но в любом случае я надеюсь на встречу в Минске. С академическим приветом, ваш Анисимов.

Маэстро, спасибо Вам за то, что Вы с таким энтузиазмом и находчивостью популяризируете классическую музыку в Республике Беларусь!

А теперь вопросы:

Читая Вашу биографию, невольно задаешься вопросом: "А не слишком ли высоко Вами поднята планка? Успевают ли за Вами белорусские музыканты?" Как Вы оцениваете уровень симфонического оркестра? Что бы Вы хотели поменять (ввести) и есть ли желание что-то менять (вводить)?
Я частый зритель канала Mezzo, и меня всё время сильно поражает то, как иностранные музыканты ведут себя на сцене - очень эмоционально, очень ярко, они живут в эти минуты на 200%, я уже не говорю про дирижеров, которые просто "уходят" в музыку и, как говориться, их "накрывает" по полной! Но зачастую, такого я не вижу на концертах белорусских исполнителей классической музыки, иногда даже мне кажется, что они откровенно отбывают номер (хотя, возможно я и субъективен)! Согласны ли Вы с моей оценкой? Надо ли музыканту погружаться или же это просто работа, некая рутина из года в год, и не стоит она того?


На всех репетициях с нашим белорусским оркестром - с моим оркестром - я обращаю внимание - свое и внимание музыкантов - на то, что мы не только выполняем очень сложную работу, но еще и окунаемся в радость общения с музыкой. Это невозможно без эмоциональности не только слышимой, но и видимой глазом. Я согласен с вами, что, к сожалению, как вы пишите, "отбытие номера" присутствует на репетициях и, что ужасно, иногда и на концертах. Сам я стараюсь этого не допускать.

Доброго здравия, Александр Михайлович! Долгих творческих лет!

У меня несколько вопросов:

1. По какому признаку вы отбираете музыкантов в оркестр? Вы учитываете только мастерство или же есть ещё какие-то пункты?


Дорогой Максим! Главное - мастерство. Второе - моя субъективная оценка внешнего вида, стиля поведения.

2. Есть ли какие-то отличия в публике за рубежом и в Беларуси? И если есть, то какие?

Музыка едина для всех и, я думаю, что и публика везде едина.

3. Как вы относитесь к критике в адрес вашей работы? Отслеживаете ли вы отзывы в сети Интернет?

Я слежу за критикой. Мне любопытно. Я не равнодушен к ней.

4. Сейчас модно вести блоги (он-лайн дневники). Планируете ли Вы завести себе блог?

Нет, не планирую.

5. Как вы относитесь к творческим личностям, которые помимо творчества занимаются общественной деятельностью и активно проявляют свою гражданскую позицию?

Я приветствую таких личностей. И для меня остаются яркими примеры: дирижер Курт Мазер (Лейпцигская история), писатель и политик Вацлав Гавел и другие.

Я слышал, что летом вы прослушивали почти весь свой оркестр. Скажите, какую цель вы преследовали? Сложилось впечатление, что вы хотели узнать, на что способен оркестр или получить информацию о том, на какие реформы способен коллектив в существующем составе. Не была ли это шоковая терапия для музыкантов?
alex-horn


Да, действительно, эта акция была проведена. К сожалению, не в полном объеме. Остались "нетронутыми" около 10% музыкантов. Но мы эту работу доведем до конца. Я не преследовал цели шоковой терапии - ни в коем случае. Каждому музыканту отдельно было отведено время для беседы после этого прослушивания. И каждому нашлось, кроме критических, и много добрых слов.

Не мешает ли "Обширный график мировых гастролей маэстро "успешно руководить национальным оркестром, который со времен Дубровского только сдает позиции? Почему в качестве солистов приглашаются зарубежные гастролеры, словно, своих настоящих музыкантов разных поколений у нас нет, к примеру, Андрей Сикорский (ф-но), или Олег Оловников ( виолончель), которого на большой сцене уже давно не слышно, а ведь настоящие музыканты оба! Не так ли? Можете ли назвать имена лучших, на ваш просвещенный взгляд, белорусских музыкантов, в том числе дирижеров? Спасибо.
Людмила


Совершенно не согласен, что оркестр со времен Дубровского сдает позиции. Не думаю, что работа таких дирижеров, как Панел, Кац, Проваторов, не дала импульс в развитии оркестра. Уж точно он не стоял на месте в это время. Что касается моего стиля работы, то он может стать отдельным и очень интересным предметом для дискуссии. Но думаю, что самое эффективное в нашем сегодняшнем сжатом временном пространстве для общения - это обращение к цифрам. Я имею в виду аншлаги на симфонических концертах, идущих на большой сцене филармонии. Такого процента посещаемости мы добивались уже очень давно.

Как вы считаете, к понимаю классической музыки приходят в средней школе или намного старше? Я помню уроки пения, и ничего, кроме скуки они у меня не вызывали, хотя петь я любил, но не умел!
Как вы относитесь к экспериментам, во время которых оркестры классической музыки играют с рок или поп музыкантами на одной сцене? Есть ли желание, или даже планы, осуществить такое?


Я приветствую всякие эксперименты, приводящие к повышению интереса к классической музыке, в том числе и микст классической музыки и рок, поп и т. д.

Как вы оцениваете качество белорусских залов? От знакомых музыкантов я слышал, что у нас только в Полоцкой Софии потрясающая акустика…
kot


Это очень больной вопрос. Вы меня задели за живое. Мой 23-летний сын, надеюсь, доживет до того дня, когда откроется полноценный зал для классической и особенно - симфонической музыки. В нашей республике пока такого зала не существует. Ни с плохой, ни с хорошей акустикой - просто нет такого зала.
Поэтому, когда наш оркестр приезжает на Запад, в залы, специально предназначенные для симфонического оркестра, нам бывает очень непросто адаптироваться к этой экологически чистой звуковой атмосфере. Нам хочется скорее назад - припасть к нашей родной выхлопной трубе.


Александр Михайлович, если не секрет -
1. Ваши планы, касающиеся работы в Беларуси. Будете ли продолжать работу с оркестром филармонии, вернетесь ли в театр Оперы?


Все мои будущие планы связаны с работой в Беларуси. Конечно, я не буду отказываться от интересных предложений в России, Прибалтике, других странах.

2. Довольны ли Вы сейчас филармоническим оркестром?
3. Какой оркестр сейчас в Минске самый "сильный", имеется в виду - качественный по уровню музыкантов и постановке работы?


Я неравнодушен к своему оркестру, я необъективен в своей оценке, я его люблю, особенно тогда, когда он болеет. Я прикладываю все силы, чтобы он был здоров и радовал публику. По этой причине я его считаю лучшим оркестром в мире.

Добрый день, Александр Михайлович!
Скажу честно, впервые побывал на вашем концерте в этом году, был на закрытии сезона, а недавно и на открытии сезона (хотя являюсь большим поклонником живой классической музыки)! все было просто потрясающе!
Очень нравится ваше эмоциональное поведение на сцене. Вот только жаль, что музыканты не ведут себя столь эмоционально, они не уходят в музыку, как это делает вы, а жаль…
Но это все так, отступление от темы. У меня есть вот какой вопрос:
На закрытие сезона Вы очень много общались с залом (хотя это вообще как бы не характерно на подобных концертах) - это было интересно и здорово, зрителям это очень нравилось.:) Однако на открытии такого общения уже не было.:( С чем это было связано?
PS Еще раз большое спасибо за просто потрясающий концерт на закрытии сезона на мажорную тематику:) это была просто фантастика!
valentint-09


Действительно, я люблю общение с залом, потому что хочу подчеркнуть, что мы не жрецы и не закрытая раса, а люди, получающие радость от своего дела и этой радостью мы делимся с залом. Мое общение - спичи, вступительные слова - ручей или дорога, которая, я бы хотел, чтобы соединяла гениев - композиторов, сотворивших чудо музыки, с теми обычными людьми, которые приходят к нам в зал. Я хочу сказать, что эти гении тоже были обычными людьми, а те, кто в зале - как раз абсолютно необычные и уникальные персоны. Причина, по которой я использую или не использую этот прием, зависит от моего настроения или физического состояния, а иногда и от самой программы. Но, обещаю вам, что я буду отказываться от этого как можно реже.

Уважаемый Александр Михайлович! Как постоянный зритель и поклонник белорусской оперы очень сожалею о Вашем в ней отсутствии. Вопрос у меня такой. Не планируете ли Вы в будущем ставить спектакли в театре, а также, кто из нынешних солистов оперы может претендовать на мировую карьеру (если, конечно, такие имеются)?

Я никогда не оставлял жанр оперы и не оставлю его. Например, несколько дней назад я вернулся с Канарских островов, где в Тенерифе дирижировал две малоизвестные оперы: "Секрет Сюзанны" (Феррари) и "Флорентийская трагедия" (Цемлинский). В планах у меня постановка "Евгения Онегина" в Токио, "Мазепы" в Дублине, "Отелло" в Перми. Что касается нашей национальной оперы, то почти 20 лет работы в этом коллективе не могли не оставить глубокий след и в моем сердце и в моей биографии. Конечно, я скучаю по этой сцене. Состояние теперешней вокальной труппы и оценку ее работы по мировой шкале дать не могу, потому что плохо знаю труппу. Могу только сказать, что таким певцом, как Владимир Петров, наша опера может гордиться. Я при каждом возможном случае приглашаю его в свои проекты. Хорошие перспективы у Оксаны Волковой. А вообще я всем желаю дебютировать в Мет, Скала, Большом театре и Мариинском.

Как складывается творческая карьера Глаголевой Тамары. В каких операх Вы работали вместе?

Я плохо знаю судьбу певцов нашей оперы. Поэтому о судьбе Тамары Глаголевой лучше спросить у руководства оперы или у нее самой.:)


Уважаемы маэстро! Замечательно, что появилась возможность задать Вам вопросы.

Я являюсь постоянным слушателем Ваших концертов, а также многих других белорусских коллективов. Мне очень нравится то, что Вы делаете на сцене, Ваше общение со зрителями, это очень важно, это создает неформальную обстановку, как будто теряется грань между оркестром и слушателем и ты являешься полноправным участникам сценического действа.

Как-то помнится, на концерте, кажется, Классик-Авангарад, Л. Симакович выступала в роли конферансье вместе с известной белорусской актрисой С.Зеленковской. Было очень интересно смотреть и слушать маленький спектакль, который они разыграли. Конечно, это всё способствовало лучшему восприятию музыки. Есть ли у Вас идеи о подобных экспериментах, в которых бы Вы и Ваш оркестр принимали бы участие?


Я люблю эксперименты и вообще - "хулиганить" на сцене. Вы помните мой концерт, где в первом отделении был ансамбль ударных "GRIG percussion”, и разговор о нем я вел на сцене в джинсах и еще каком-то прикиде? Забыл в каком, но джинсы помню хорошо. А во втором отделении на мне был фрак, и оркестр исполнял симфоническую музыку белорусских композиторов - "от классики". Это был чудный эксперимент - молодежь, заполнившая зал по причине первого отделения, в основном тоже вся была в джинсах, но они не переоделись во втором отделении во фраки, но все-таки это не помешало им с восторгом принимать и эту музыку тоже. Что касается инсценирования концертов, синтеза или, как сейчас модно говорить, хэппенинга на сцене, то мы планируем это уже в этом сезоне в программе с музыкой Стравинского "Свадебка".

Здравствуйте… у меня к вам вопрос такого характера…
Как-то летом в 2003-м году в лагере "Звездный" собирался симфонический оркестр под вашим руководством. Там были собраны самые талантливые музыканты со всей Беларуси. Они там жили и репетировали каждый день, что мне, как человеку любящему живую музыку, это приносило сплошное удовольствие. Но в 2005-м вы уже никого там не собирали… В чем причина? Вы разочаровались в этом проекте или у вас новые проекты? В двух словах расскажите пожалуйста. С уважением Константин


К сожалению, идея республиканского юношеского симфонического оркестра "заснула". И меня больше не приглашают реанимировать эту идею.

Уважаемый Александр Михайлович!
А что вы скажете о наших школах музыки и вокала? Что, по-вашему, должно измениться, чтобы наша опера звучала всегда по-настоящему? И в связи с этим, конечно, вопрос: как вы относитесь к Плоскине?
Спасибо.


Ой-ой-ой…:( Я думаю, что трудно говорить о тех вещах, которых не существует. Что касается моего коллеги - главного дирижера оперы - то, по моему опыту, я знаю, как трудно начинать и, особенно в таком коллективе, как наша опера, поэтому желаю ему много выдержки и удачи.

Очень надеюсь, что не опоздаю с вопросом!
Уважаемый Александр Анисимов, безусловно, вы востребованный музыкант и имеете множество возможностей реализовать себя как дирижёр с различными оркестрами мира. Как мне кажется вы счастливый человек в своём творчестве.
Как вы справляетесь с отношением к вам других музыкантов, дирижёров, которые реализовывают себя исключительно в Беларуси?
С уважением Алесь Хмель


Наверное, вы имеете в виду, что мне кто-то завидует или подкладывает мины под мою машину, но я пока с этим не сталкивался. Слава Богу. Могу только сказать, что, например, в опере, где оркестр и дирижеры работают 7 раз в неделю, кроме главного дирижера, есть еще 4 дирижера. Надеюсь, что все они загружены работой. А в нашем оркестре - в филармонии - специфика такова, что мы даем два-три концерта в неделю - максимум. Тем не менее, я считаю необходимым окружить себя молодыми коллегами - дирижерами. У меня два очередных дирижера и три ассистента. То есть с оркестром работает 6 дирижеров. И всем хватает работы. Этот стиль я выработал еще в опере. Все мои молодые коллеги, работавшие со мной тогда, стали видными дирижерами, в том числе главными: Синкевич, Галанов, Волич (Чернухо), Лесун. Так что я надеюсь, что предмета для зависти не должно быть у моих коллег.


А колькі ў Вашым аркестры зарабляе кантрабасіст (канцэрмайстэр і звычайны)?

350 у.е в месяц получает концертмейстер. И приоритет в гастролях за рубеж.


Маэстро, как Вы думаете - есть ли надежды у молодых музыкантов на востребованность, возможность получения концертной практики и достойной оплаты труда в пределах нашей Беларуси? Большинство ребят зарабатывают околомузыкальными "халтурами", а при возможности садатся в ресторан "лабухами" или сбегают за рубеж. Есть ли у них альтернатива? Или мы живём по закону джунглей? И куда уйдёт застой?
Привет из Дубаи.
Pianist.


Возможности получить работу в Минске все меньше и меньше. Причин для резкого оптимизма тоже нет. Могу только пожелать быть удачливым и здоровым.

Маэстро! Посетила Ваш концерт "Музыка молодым" в прошлое воскресение и была ужасно удивлина такой малой заполняемостью зала! Как такое возможно? Неужели нашим молодым музыкантам не надо таких мастер-классов от экстра оркестра и экстра дирижера!?
В связи с этим вопрос:
Вы руководите государственным оркестром! Неужели государство не заинтересовано в популяризации Ваших выступлений перед молодыми талантами? Неужели они финансируют только Дажынки и Президенсткий оркестр!? Вы можете как-то повлиять на ситуацию с рекламой и PR-поддержкой Ваших выступлений? Если не Вас популяризировать, то кого же???
С глубоким почтением, Светлана.


Дорогая Светлана, я думаю, что ваше письмо с вашими вопросами нужно переписать на растяжку и повесить в двух-трех местах на проспекте и на других популярных авеню нашего города. Хотя и в этих случаях я не уверен, что это не будет глас вопиющего в пустыне. Тем не менее, мы не откажемся от наших планов и не ослабим своих усилий во всех наших проектах.


Дорогие друзья! Всем большое спасибо за ваши вопросы. Они меня очень порадовали, потому что я понял, что наша работа - моя и оркестра - вам небезразлична. Я не так давно, но внимательно слежу за Интернетом. Мне в этом помогают мои друзья в Париже и меня удивляла до сегодняшнего дня интенсивность общения в Интернете пользователей в Питере и Москве по музыке, опере, симфонии, искусству. И полная тишина в этом отношении в Минске. Надеюсь, что наша сегодняшняя конференция даст толчок к более интенсивному обсуждению как важных, так и неважных, как серьезных, так и смешных вопросов классической музыки. Я против хулиганства, которое иногда можно наблюдать на порталах Москвы и Питера, но и глубокое болото у нас меня тоже не устраивает.
Я всех вас приглашаю на наш сайт www.bpo.by и на наш ближайший концерт 21 октября в 15 часов. Есть одна проблемы - все билеты проданы, но все ваши ники я попрошу администратора переписать, и это будет паролем для того, чтобы вам дали возможность попасть на концерт.