фото18 мая - Международный день музеев. Накануне директор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцов ответил на вопросы посетителей портала TUT.BY.

1. В постоянную экспозицию музея вошло много, но выбранных достаточно случайно, работ современных художников. Не считаете ли Вы, что экспозиция Национального музея должна быть ограниченна работами максимум 60-70 годов, а более поздние десятилетия - прерогатива Музея Современного искусства?
Национальный художественный музей Беларуси - это визитная карточка страны. Его посещают, в том числе, и зарубежные гости. У них должно сложиться впечатление о развитии изобразительного искусства в Беларуси на протяжении всего периода времени, а не только, скажем, начала века. Да, у нас представлены более академические работы. Однако для представления других направлений у нас есть Музей современного изобразительного искусства, Дворец искусств…

2. Должен ли на Ваш взгляд в Беларуси быть создан полноценный, с полноценным зданием Музей Современного искусства? Можете ли Вы сделать личный прогноз, через сколько лет/десятилетий начнёт решаться этот вопрос?
С уважением.
expectation

Я уже говорил в одном из интервью, что идеальным местом для Музея современного белорусского искусства является здание Дворца искусств на Козлова,3. В течение 5 лет его можно переоборудовать. И там найдется место и для музея, и для выставочного зала Белорусского союза художников, и под офисы БСХ. Руководство города в этом проекте заинтересовано. Думаю, этот вопрос можно решить с помощью всех заинтересованных сторон.

Остановите это безобразие, которое сейчас у Вас творится на крыльце!!!! Как можно к зданию сталинской архитектуры приделывать крыльцо из современной плитки!!!!! Где Вы видели такой ужас!! Куда смотрит руководство города??? Это же уродование здания! Вы представляете, если к Эрмитажу выложат вход такой же плиткой!!!! Это в Ваших силах остановить это! То фонари - летающие тарелки, то такое крыльцо. Эти ступени ведут в Храм искусства, а не, извините, в уборную!
Этот вопрос не совсем корректный. В соотвествиии с поручениями президента через 4 года будет проведена маштабная реконструкция здания по ул.Ленина,20. И к тому вренени будут выложены гранитные ступеньки из цельного камня. Нынешние ступеньки пришли в негодность, и я принял решение положить кераминовскую антискользящую плитку. Это решение принято в целях экономии средств и в связи с грядущей реконструкцией.

Это правда, что ваш сын пошел по отцовским стопам?
Игорь Михайлович

У него есть специальное образование. Павел закончил Белорусскую академию искусств. Впрочем, он молодой человек, у него свой путь в жизни.

Почему в НХМ запрещают выставлять работы "нячэсных" художников?
Не совсем понятен вопрос. Кто такие "нячэсныя" художники? У нас выставить всех художников просто не реально. Ведь, во-первых, в Белорусском союзе художников состоят 1200 человек. А, во-вторых, работы некоторых мастеров не соответствуют уровню НХМ. Наши приоритеты — это показ фондовых коллекций, международные проекты и выставки мэтров белорусского искусства, приуроченные преимущественно к круглым датам. Национальный художественный музей - это визитная карточка страны. Это должен быть самый высокий уровень. Другого варианта быть не может.

Сколько в среднем человек в день посещают музей?
В выходные и праздничные дни количество посетителей колеблется от 700 до 1000 человек. В будни эта цифра равняется 300-400 посетителям.

Почему по запросу "Национальный художественный музей Беларуси" в большинстве поисковым систем первый найденный сайт - museum.bsu.by - сайт Национального художественного музея Республики Беларусь с копирайтом БГУ 2001-2002гг???. И почему он такогофото ужасного качества? Впрочем, второй вопрос едва ли важен. Непонятно, почему он еще не закрыт.
И еще непонятно, почему artmuseum.by (это ведь действительно официальный сайт НХМ?) такого… хм, ненадлежащего качества? Казалось бы, _художественному_ музею логично было бы иметь качествееный сайт.
Простите, конечно, за критику, но в Байнете и так полно бездарных сайтов… Очень не хотелось бы, чтобы и сайт НХМ был одним из них… Ega

Да, действительно, сайт museum.bsu.by чаще всего в поисковых системах базируется в первой строке. Это связано с тем, что данный сайт был первым автономным сайтом музея. На момент его выхода в интернет он был очень хорошо проиндексирован, что обеспечивает и по сей день его первое место в поисковых системах. Что касается его дизайна, то, возможно, он не нов, но в Байнете довольно редко встречается действительно профессиональный дизайн. Это уровень отечественных web-дизайнеров, который, к сожалению, оставляет желать лучшего. Что касается официального сайта музея artmuseum.by, то, как Вам известно, недавно он был реорганизован и находится в стадии своего развития. Статистика его посещаемости растет. Нам очень часто задают вопросы о том, почему у НХМ РБ два сайта. У каждого из них свои посетители, и очень много постоянных. Нам не хотелось бы огорчать тех, кто заходит на museum.bsu.by, закрыв сайт. Мы ценим каждого посетителя и открыты для всех.

Какая из выставлявшихся в музее картин Шилова Вас затронула больше всего?
Lady_inna
Наверное, это ранний Шилов. Например, его "Автопортрет". К слову, выставка работ Шилова имела успех.

Расскажите что-нибудь о девушке с крыльями летучей мыши и о рыцаре в доспехах?
Lady_inna

Несколько лет назад я рассказал журналистам легенду о летучей мыши, которая живет в здании Национального художественного музея. Мол, в полночь она превращается в девушку и становится хранительницей фондов. Может быть, в это никто и не поверил, но дело в том, что в музее водятся летучие мыши… Специально для этой акции я написал картину, где стою в рыцарских доспехах. Так как эта картина была написана специально для одной акции, то потом я ее нигде не выставлял. Сейчас ее закрасил и пишу на этом холсте другую работу.

Посоветуйте, где можно купить хорошую картину для офиса.
SuperVISOR
На проспекте Независимости есть хорошая галерея Белорусского союза художников "Мастацтва". Там всегда представлены качественные работы. Меня радует, что в последнее время люди все чаще стали в качестве подарка выбирать именно произведения искусства. Картины будут передаваться из поколения в поколение, и, скажем, через 200 лет наши потомки могут похвастаться такими раритетными работами.

Талант кого из не выставлющихся в музеях, неизвестных художников, Вы цените больше всего?
Rush

У нас много талантливых художников. Однако по разным причинам они не участвуют в выставках. Скажем, хотелось показать работы уроженца Минска Бориса Заборова, который сейчас живет в Париже. Но все упирается в доставку его работ, страховку… Это достаточно большие деньги. Мы по экономическим вопросам не можем позволить себе этого.

12 мая 2007 па 1 нацыянальнаму каналу паказвали праграму Iснасьць. спявалi дыферамбы Мураўёву-вешальнiку. Нейкая дацэнт, кандыдат, як пiсалi, гiстарычных навук распавядаля пра тое, якiм добрым кiраўнiком Северо-Западного края цi цяперашняй, па яе словах, Белоруссии, быў гэты кат ды пра тое, што паўстаньне 1863-64 гг было антыправаслаўным, мела мэтамi насаджэньне каталiцызму й унiяцтва. Пасьля паказалi вернiцу з Валожына, якой расплюшчылi вочы, бо, зь яе словаў, лiчыла раней Мураўёва вешальнiкам i крыважэрам, а ён самарэч быў ледзве не сьвяты чалавк, абаронца iсьцiннай веры.
Я каталiк i з такiм адкрыта варожым i непрыхаваным стаўленьнем да аднаверцаў з боку дзяржаўных мас-медыя сутыкаюся ўпершыню.
Што Вы думаеце на гэты конт?
Я вельмі часта і з вялікай цікавасцю гляжу розныя гістарычныя і культурныя праграмы. Але мінавіта вось гэтую праграму не глядзеў. Таму не магу нічога сказаць.

Намерены ли вы провести выставку работ российского художника Никаса Сафронова? Как вы лично к нему относитесь?
Алексей

Я беседовал с Сафроновым на минувшем "Славянском базаре" в Витебске. И мы обсуждали возможность проведения его выставки в Национальном художественном музее Беларуси. Я хочу, чтобы посетители составили свое впечатление о нем вживую, а не судили о Никасе лишь по публикафотоциям в российской прессе.

Добрый день, Владимир Иванович! Как часто вы проводите свои персональные выставки?
Федор

Это происходит один раз в год. Много времени отнимает работа в музее. И я пишу картины, как правило, по выходным. В пятницу выхожу из музея в 7 вечера, нагружаю в гастрономе большущий пакет продуктов, иду в мастерскую, закрываюсь там, выбрасываю ключ через окно на улицу. И творю, творю, творю… Чаще всего я выставляю свои работы в регионах. 5 июня в Добруше у нас с моим сыном Павлом откроется выставка "Мая краіна Беларусь". В следующем году мне исполнится 55 лет, и я планирую, если все будет хорошо, организовать небольшую выставку у нас в музее. По моим задумкам, она откроется 8.08.2008 г. в 8 часов 8 минут и 8 секунд утра. Продлится ровно 8 часов. На нее будут приглашены 88 человек.

Нет ли желания почаще отходить от классицизма и представлять более современные работы?
Мавр

Национальный художественный музей — музей классического направления. Однако мы отводим свои выставочные площади и для представителей других направлений. В этом вы сможете убедиться, посетив 19 мая праздничное действо "Под маской ночи" в рамках международной инициативы "Ночь музеев". В малом зале состоится открытие персональной выставки Сергея Тимохова в жанре ню "Чары ночи".

Спасибо за "Ночь музеев". Всегда интересно и увлекательно!
P. S.  Можно повторить Цеслера?
Игорь Михайлович

В музее есть некоторые работы Цеслера и Войченко. Мы подумаем над вашим предложением, и, возможно, что-нибудь организуем. Но наверняка это будут не только плакаты Цеслера, но и еще что-то. Мы не любим повторяться.

Дзень добры, паважаны Ўладзімір Іванавіч!
Тое, што зараз адбываецца ў Гародні пад відам рэканструкцыі - ёсць, фактычна, знішчэнне помнікаў, каштоўных не толькі з пункту гледжання гісторыі, але і мастацтва (прыклад: вул. Сацыялістычная 44), якіх і так засталося няшмат.
Пытанні да Вас такія.
1) Ваша стаўленне да праблемы Гародні.
2) Ці маеце Вы намер уласнай персонай паўздзейнічаць нейкім чынам на сітуацыю? Скажам, публічна выступіць у абарону гістарычных помнікаў.
Дзякуй.
dzmitryk

Последний раз я был в Гродно более полугода назад. И в необходимой степени не владею ситуацией, чтобы давать какие-то комментарии. Однако в любом случае все должно происходить в соответствии с законом о сохранении историко-культурных ценностей. Все эти вопросы должна обсуждать комиссия, и на основании этого выносить свое решение.

Меня зовут Данута. Спасибо огромное за музей - это великолепно. У меня 1 гр. инвалидности. Пользуюсь кресло-коляской, когда муж только подвез к музею я испытала множества неудобств. Везде лестницы. А у входа мне заявили, что с коляской вообще нельзя подниматься на второй этаж. Я попросила пригласить администрацию музея, тогда мне разрешили.
Просмотр картин компенсировал мое настроение и придал много положительных эмоции.
Скажите, что делается для улучшения условий посещения музея людьми с физическими ограничениями? Для меня просмотр картин - это "подпитка" духовных сил на долгое время.
Спасибо.

Мы сейчас делаем пандус. И думаю, что с посещением вестибюля и малого зала проблем у вас не возникнет. В перспективе (через 4 года) в проекте заложено сооружение лифтов, при помощи которых инвалиды-колясочники могли бы посещать все наши выставочные помещения.

Картинный бизнес во всем продвинутом мире приносит огромные деньги. НХМ живет за счет госдотаций? Главный музей страны находится на самоокупаемости?
Ни один музей не находится на самоокупаемости. У нас масса затрат. В первую, очередь это коммунальные платежи, зарплаты сотрудникам…Чтобы выставка прошла на должном уровне, надо напечатать афиши, буклеты, билеты и так далее. Мы зарабатываем лишь 10% от того что нам выделяет государство.

У Вас запоминающаяся внешность. Не мешает ли это вам? Попадали ли вы в связи с этим в неприятные ситуации?
Ирина

(Улыбается.) Однажды коллеги сказали, что видели меня поздним вечером в тролейбусе в компании молодой девушки. Однако я никогда в такое время суток на общественном транспорте не езжу. А лет 15 назад я со своей женой был на концерте в Белгосфилармонии, на котором работал наш известный дирижер Александр Анисимов. И вот стою в вестибюле, а мне навстречу бежит с букетом цветов дама. Когда до меня оставалось метра три, она вдруг помрачнела, развернулась и ушла в другом направлении. После этого я сказал Саше Анисимову, что кому-то из нас надо менять внешность. Так у меня появились усы и борода.


Владимир Прокопцов

Родился 8 августа 1953 года в д. Жгунская Буда Добрушского района Гомельской области. В 1975 г. окончил художественно-графический факультет Витебского пединститута, аспирантуру Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук Беларуси (1979). Работал научным сотрудником Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук Беларуси. Участник выставок с 1986 года. Работает в жанрах натюрморта, пейзажа, тематической картины. Произведения находятся в фондах Белорусского союза художников, Могилевского областного художественного музея им. П. Масленикова. Автор книг, монографий и каталог о белорусских художниках, статей по проблемам монументально-декоративного искусства, а также разделов “Гісторыі беларускага мастацтва” (в 6 томах). Кандидат искусствоведения (1984). Директор Национального художественного музея Республики Беларусь (1998). Член Белорусского союза художников (1984), Белорусского союза литературно-художественных критиков (1997). Живет в Минске.

-15%
-10%
-10%
-10%
-10%