25 февраля в к/з "Минск" состоится очередная церемония вручения наград "Рок-коронация-2006". Несмотря на все сложности, скандалы и несуразности, это старейшие белорусские музыкальные награды.

Из истории

Первая "Рок-коронация" прошла в начале 1995 года, подводя итоги года 1994. Инициаторами ее проведения стали издатель музыки Юрий Цыбин и организатор концертов Геннадий Шульман. Они непосредственно и "рулили" наградами вплоть до "Рок-коронации-2001" включительно, то есть восемь лет.

Никаких особых правил, критериев и, тем более, претендентов - только список номинаций и анкеты для журналистов, куда все безропотно писали первое попавшееся имя/название. Благо анкетировали всех заодно с аккредитацией и абсолютно без разбора. Результатов подсчетов никто никогда не видел, да и зачем - не секрет, что многое определял лично Юрий Цыбин. Но все было условно-адекватно, пока со временем его самоуправство не стало слишком очевидным.

Пиком стал легендарный случай, когда на вечеринке по итогам "Рок-коронации-2000" он пообещал Алесю Суше, расстроенному "малой короной" за спродюсированный им "Я нарадзіўся тут", корону большую. Был уговор или нет - не известно (хотя многие утверждают, что слышали это). Но "большую корону" за этот же (!) диск Суша получил по итогам следующего, 2001 года. И это несмотря на то, что его не было даже среди претендентов.

Как результат, на "Рок-коронации-2002" и "Рок-коронации-2004/2005" начались попытки "цивилизовать" награды. Появились правила, жюри, критерии, претенденты. Беда в том, что все это каждый год менялось вместо того, чтобы доводиться до ума. В результате, как это ни парадоксально, после 12 лет своего существования награды все еще находятся в поиске своей формы и содержания.

Идеология или традиция?

Отдельным и важным моментом "Рок-коронации" всегда был белорусскоязычно-оппозиционный крен, который со временем перешел в ранг традиции. Это подтверждается и списком рок-королей 1997-2002 (N. R. M., "Нейро Дюбель", Kriwi, N. R. M., "Я нарадзіўся тут", "Крамбамбуля"), и извечным ежегодным скандированием "Жыве Беларусь!" в зале. Это не плохо и не хорошо, это просто как оно есть.

Речь не о том, что "Рок-коронация" - откровенно политическое мероприятие, а о том, что у нее есть четкая идеология (если хотите - традиция) и совершенно отдельная публика. Их сочетание так или иначе всегда будет играть в пользу исполнителей из белорусскоязычного оппозиционного течения.
Можно вспомнить скандальную "Рок-корону" "Ляписов" в 1996 году - они ее заслуживали и, к счастью, получили, но атака на них за мнимую "нероковость" была ужасной. А пой они по-белорусски - реакция была бы совсем другой, что подтвердили последующие "коронования" гораздо менее роковых Kriwi (1999) и "Крамбамбули" (2002).

Были и примеры, когда исполнителей фактически игнорировали. Тот же Алексей Шедько, который всегда был в лидерах отечественного рока, на "Рок-коронации" не получил ни одной серьезной награды, даже когда на это были все основания. Почему? Потому, что по-русски и не из тусовки. И это обстоятельство до сих пор играет роль.

О позитиве и негативе

День сегодняшний - веселый и пестрый. "Рок-коронация" вновь сменила формат (ах, как мы это любим). Главный позитив - отмена главной "рок-короны", на что организаторов, возможно, спровоцировал подавляющий успех J:Морс в ушедшем году. Давать корону им они бы не стали, а дать ее кому-то другому было бы слишком очевидным расхождением наград с реальностью.

Также из позитивного: достаточно широкий охват стилей и назначение прозрачных специализированных жюри из трех человек на каждую номинацию. Впрочем, есть легкий перегиб - номинацию "Альбом года" (которая в отсутствие "короны" сейчас, по сути, стала главной), наверное, следовало бы оставить для коллективного голосования членами всех жюри.

Есть и проблемы. Например, некомпетентное разделение музыкальных направлений в стилистических номинациях и некомпетентный отбор претендентов для них (все это делал оргкомитет). В частности, обилие в номинации "Лучший рок-исполнитель" откровенного хард-рока/альтернативы (Zet, Drum Ecstasy) смотрится очень странно, если, конечно, не вспомнить, что N. R. M. и "Нейро Дюбель" у нас также считается просто "роком".

Еще смешнее, что рядом с этими монстрами тяжелого рока в "рок-исполнителе" оказался Атморави - исполнитель достаточно мягкой и полуэлектронной рок-музыки, ничем не более "роковый", чем сосланные в "поп-рок" Bez Bileta, и значительно менее роковый, чем J:Морс. И это достаточная предпосылка, чтобы говорить, что различные претенденты попали не в свои номинации, а значит, и результаты при всей честности и прозрачности жюри - кривоватые.

Объективность, ау!

Впрочем, главная проблема наград действительно глобальна и четко завязана на состоянии белорусского общества. Различные артисты поставлены в разные условия (то есть разрешенные и запрещенные). А ведь награды должны назвать самых успешных и плодотворных артистов. И тут все сразу оказываются в непроходимом тупике - каким бы честным ни было жюри, сравнивать возможные успехи "запрещенных" с реальными достижениями "разрешенных" невозможно.

Яркий пример - номинация "Хит года", главным критерием для попадания в которую является "присутствие песни в информационном пространстве". Номинированы композиции N. R. M., IQ48, Indiga, Вольского & Ворошкевича и J:Морс. Но из всех перечисленных в информационном пространстве присутствовали лишь J:Морс! Остальных можно было услышать лишь на музыкальном сайте "Тузiн гітоў" и "Авторадио".

Что ж, "Рок-коронация" состоится, и мы получим новых победителей. Так или иначе они вызовут споры, которые будут продолжаться каждый год существования этих наград. Может, в этом и есть главная соль? Жаль, что никто так не думает, включая автора этих строк.

Михаил КАЗАКОВ

{banner_819}{banner_825}
-80%
-80%
-50%
-50%
-20%
-25%
-30%
-22%