176 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  2. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  3. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отправилась за мухоморами
  4. «Родителям сказал, что пойду пожить к другу». Студент отсидел три месяца, услышал приговор и сбежал за границу
  5. Суарес почти 20 лет счастлив с одной женщиной (встретил ее в 15 и влюбился с первого взгляда)
  6. Стартовала выставка-конвент Unicon & Game Expo. Вот как выглядят ее гости и участники
  7. Фоторепортаж. На Куйбышева открылась «Песочница» — площадка с уличной едой, которую любят минчане
  8. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  9. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  10. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  11. Стоматолог понятно объясняет, нужны ли вам брекеты и что о них важно знать
  12. Белорус принял участие в «спецоперации» и лишился более 200 тысяч долларов
  13. После заявления Минтруда, что ветераны не получат выплаты к 9 мая, BYSOL запустил сбор. Сколько собрали
  14. Израиль начал в секторе Газа военную операцию. Рассказываем обо всех предыдущих попытках
  15. Возле Дома правосудия задержали журналиста TUT.BY. Ее отправили на Окрестина, в субботу будут судить
  16. Открыли TikTok-парк, в планах — расчетно-кассовый центр. Как пробуют «оживить» торговый центр «Столица»
  17. Флаги везде, «супермитинги» и «неотданная любимая». Как власть отвечала на идеи оппонентов
  18. Лукашенко подписал указ о застройке 10 квадратных километров на севере Минска
  19. Марии Колесниковой предъявили окончательное обвинение
  20. Экс-капитана Генштаба за фото документа «польскому телеграм-каналу» приговорили к 18 годам за госизмену
  21. Как под Барановичами спасают дворец Радзивиллов — копию итальянской виллы на озере Комо (нет, не той что Соловьева)
  22. Виновен посмертно. Верховный суд рассмотрел апелляцию по делу застреленного силовиками Шутова и его друга
  23. Биолог рассказал, как вырастить богатый урожай капусты. Вот пять правил
  24. Уволенному директору Оперного театра нашли новую работу
  25. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая
  26. Лукашенко — о восстановлении горевшего костела в Будславе: Без государства ни черта не сделают все равно
  27. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  28. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  29. «Мы, иностранцы, с ума сходим». Белоруска уехала за мужем в сектор Газа и теперь вынуждена жить на войне
  30. В Израиле в результате ракетной атаки погибла уроженка Беларуси


К новому году минские театры припасли немало сюрпризов: в Купаловском представили "Макбета", в Русском — "Мнимого больного", в ТБД отремонтировали сцену и поставили детскую пьесу Егора Конева "Домовички" — в театре возрождается традиция удивлять детишек накануне Рождества. Но поговорим о взрослых премьерах. Поначалу кажется, что общего между двумя главными спектаклями зимы ничего нет. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что обе поставлены приглашенными режиссерами. Это, естественно, привлекает и вызывает желание заглянуть за ширмочку режиссерского брэнда, чтобы ответить на вопрос: а что за ней?

"Макбета" в постановке литовского режиссера Латенаса в Купаловском ждали с нетерпением. Восприятие пьесы — это вопрос разницы менталитетов. Уже говорят о том, а в полную ли силу играют Олег Гарбуз и Светлана Зеленковская, не слишком ли мало места актерам в предложенной режиссером схеме, не слишком ли он перегружен метафорами, с одной стороны, а с другой — рационально выстроен? Но если вспомнить прибалтийскую режиссерскую школу — Някрошюса, Коршуноваса, Херманиса, Туминаса, — в любой их работе всегда главенствовал символ, а актер действительно был не важен. Пожалуй, ни в одной режиссерской школе с актером не обращаются так жестко. Это, конечно, идет вразрез с нашими представлениями о театре. Потому что как ни рассказывай о том, что тяжела и неказиста жизнь театрального артиста, наш славянский театр — актерский. Почти каждый театральный хит в афише Минска или Москвы, будь то в "Ленкоме" или Купаловском, — это непременно звездный ансамбль, чей-то звездный бенефис, где режиссерские ходы, да и, что греха таить, само режиссерское присутствие часто весьма условны.

Латенас приучает нас к другому театру, и это хороший урок. Ведь для того чтобы действительно быть конкурентоспособными, современная труппа должна быть мобильна и отзывчива к самым разным режиссерским стилям, даже если они кажутся в чем-то враждебными. Совместных постановок должно быть больше. Должен происходить закономерный процесс некоего сращения и взаимопроникновения школ, иначе мы станем неинтересны даже самим себе.

Помнится, Ростислав Янковский говорил о том, что разгадывать режиссерские ребусы Някрошюса в спектакле "Вишневый сад" утомительно. И как только вожжи режиссера ослабевают, а у актеров появляется возможность просто поиграть, в спектакле обнаруживаются очевидные пустоты, потому что Някрошюс выстроил все, кроме внутреннего наполнения персонажей. В словах этих, возможно, и есть доля правды. Поэтому представить литовского режиссера в другом нашем театре, например Русском, попросту невозможно.

Новогоднюю премьеру здесь доверили "варягу" хорошо и давно знакомому. Можно сказать, даже другу театра. Народный артист Латвии и Украины, руководитель театральной мастерской "Актерский дом", режиссер "Театра у Никитских ворот" Аркадий Кац ставил в Русском шесть раз, и всегда это были убедительные и запоминающиеся работы. Его режиссерская манера идеально вписалась в стилистику театра. Наверняка и "Мнимый больной", для постановки которого Аркадий Фридрихович был приглашен, не станет исключением.

Аркадий Кац - представитель старой школы. 25 лет он проработал главным режиссером Рижского театра русской драмы, где ставил много классики. Этот 25-летний период принес театру славу. Искания коллектива развивались в двух направлениях: создавались глубокие социально-психологические спектакли и расширялись рамки драматического жанра. Благодаря Кацу зрелищные музыкальные спектакли, предтеча нынешних мюзиклов, прочно вошли в репертуар.

По признанию режиссера, новая работа в Минске для него интересна и приятна по нескольким причинам: во-первых, нравится работать с белорусскими актерами, во-вторых, главная тема постановки — шарлатанство — невероятно, по мнению режиссера, актуальна для нашего времени. "Я постарался сделать все возможное, чтобы зритель влюбился в Мольера так же, как я", — заметил режиссер.

Может, я ошибаюсь, но почему-то мне кажется, что сейчас таким старым мастерам, как Кац, было бы не совсем комфортно в театральной Риге. Первая ассоциация с ней — это все-таки не Русский драматический театр, а Новый рижский театр, которым руководит один из самых известных режиссеров новой театральной волны Алвис Херманис. От этого становится немного печально, но печаль эта светла. Время не стоит на месте. И пусть в нашем гостеприимном Минске, где сходятся дороги востока и запада, сойдутся в поединке за зрительское внимание лед и пламень современного театра.

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
-5%
-20%
-20%
-21%
-28%
-40%
-25%