За прошедший год вышло более 50 альбомов с записями белорусских исполнителей, но мы отобрали только те, которые действительно стоит послушать. Каждый из них - лучший из лучших, а потому расположены они в алфавитном порядке. Предлагаем вашему вниманию четверку самых интересных белорусских альбомов 2006 по версии "Ежедневника".

АТМОРАВИ "РОМАНТИКА"
фото
Человек странного вида, странной судьбы и странной музыки. Возможно, так звучал бы Джей-Джей Йоханссон (у них с Атморави есть некая общая воздушная меланхолия), если бы он родился и вырос в Минске, увлекся индийской культурой и 14 лет потратил на путешествия по миру. Он автор-исполнитель - сам себе сочинитель, аранжировщик, саундпродюсер и всего исполнитель.

Его музыка - странное сочетание русского рока и западной инди-культуры. От первого - характерные в меру "завернутые" тексты и вокальная фразировка. От второго - сочетание электронных звучаний 80-х (драм-машинка, клавишные) и электрических гитар.

Итоговый результат с одной стороны напоминает ряд представителей питерского рока 80-х, особенно (благодаря характерному голосу и мистически-романтическим текстам) группу "Пикник" времен альбома "Иероглиф" (1986). С другой - современную плеяду западных инди-исполнителей в лице Дэмиена Райса, Руфуса Уэйнрайта и даже Тори Амос. В общем, весьма специфический продукт с характерным для такой музыки "сыроватым" звучанием.

"Романтика" - второй по счету альбом Атморави. В сравнении с дебютным диском "Чертополох" (2005) практически растворилась синт-поп-основа, прибавилось мелодики, стилистического разнообразия и позитива. Можно сказать, что это значительно более осознанная и просто более интересная работа музыканта с большим потенциалом. Музыка не для всех, музыка в которую надо вслушаться, но от этого не теряющая своей красоты.

ЗЬМІЦЕР ВАЙЦЮШКЕВІЧ "ТАНГА З РУЖАЙ"

Дмитрий Войтюшкевич во многом парадоксальное явление белорусской музыкальной действительности. В то время как все жалуются на отсутствие интереса к белорусской национальной культуре и засилье попсы, он за год успевает выпустить два новых альбома и дать три-четыре аншлаговых концерта с новыми программами. Причем музыка у него неформатная, интеллигентная, да еще на белорусском языке.

За 6 лет сольной карьеры он, особо не напрягаясь, издал 8 сольных дисков (судя по концертам, мог бы и больше), которые так и не помогли решить вопрос его стилистической принадлежности, до сих пор колеблющейся между роком, world music и мифическим "городским шансоном". Среди его альбомов были разные по уровню работы, но даже худшие из них в отсутствие лучших претендовали бы на высокое место в белорусской музыке.

Но, тем не менее, на момент выхода этого диска налицо был легкий кризис. Со времен принесшего Дмитрию сольную известность альбома "Паравiны году" (2003) на стихи Алеся Камоцкого, Войтюшкевич не выпускал чего-то равнозначного. И если "Паравоз каханьня" (2004) на стихи Бородулина был лишь немногим слабее, то посвященный японской поэзии "Mесяц i Сонца" (2005) выглядел на фоне других его дисков откровенно блеклым, не говоря уже о фактически архивном "MW" (2005) по Маяковскому.

"Танга з ружай" возвращает все на свои места. В нем легкость и трогательность времен альбома "Паравiны году" успешно сочетается со стилистическим разнообразием времен "Паравоза каханьня". Рок сменяется танго, бардовская песня - блюзом, городской романс - поп-музыкой в духе 50-х годов. В общем, калейдоскоп стилей, настроений и эмоций, блестящий и в частных моментах, и в целом.

Отдельный и не менее важный вопрос - стихи Владимира Некляева. Дело даже не в том, насколько они хороши (комментарии тут воистину излишни), а в том, что они действительно подходят Войтюшкевичу, как в свое время это было с Камоцким и значительной частью Бородулина. Вроде бы ничего особенного, - все те же отчаяние, надежда, ирония, нежность, - но результат действительно завораживает.

"J:МОРС" "БОСИКОМ ПО МОСТОВОЙ"

Как ни удивительно, но "Босиком по мостовой" - первый для нынешних "J:морс" альбом в полном смысле этого слова. Ведь "Монтевидео" (2004) был по сути сборником (в него вошли совершенно разные записи 2001-2003 годов), а "Апрель" (2005), хоть и был записан в один период, из-за сжатости сроков страдал от нехарактерной для настоящего "альбома" разнородности и даже неровности материала.

Назвать их плохими нельзя - даже при вышеперечисленных проблемах оба диска, каждый в свой момент, были значительно сильнее работ отечественных коллег по мэйнстримовому року. Другое дело, что "Монтевидео" и "Апрель" были далеко не идеальными. Безусловно интересными, но выбивающимися в число главных альбомов года лишь на фоне беспомощности современной белорусской музыки в целом.

В отличие от них "Босиком по мостовой" - это целостная и сформулированная работа. Мелодичная и вместе с тем заметно более роковая по звучанию; разнообразная, но не разношерстная по музыке, а главное - предельно ровная и по материалу, и по проработанности аранжировок, на этот раз обильно приправленных струнно-клавишными "симфонизмами". Из этого ряда чуть выбивается записанная на концерте "Паветра", но и она, вступая ровно в середине альбома, оказывается к месту, лишая диск намеков на студийную стерильность.

Нельзя не согласиться с критиками группы, что новый диск является альбомом не революционным, а эволюционным. Как и прежде, песни Пугача, Орлова и соавторов посвящены душевным переживаниям и любви, с узнаваемыми фирменными словечками в текстах. Как и прежде это классическая форма песни, без 8-минутных стенаний и фри-джаза с трип-хопом. В общем, кто не любил "J:морс" раньше, вряд ли полюбит их и теперь.

Вместе с тем "Босиком по мостовой" показывает, что на сегодняшний день у группы все в порядке. Более того, записывая альбом в звании лидера своего направления, "J:морс" не только подтвердили свой статус, но и сумели поднять планку на новые для отечественного мэйнстримового рока высоты.

ZET "RADZIMA.COM"

Первый альбом Zet ("З Новым годам!", 2001) вышел тогда, когда "Крамбамбули" еще не было в природе. И если тогда, отталкиваясь от вокала Лявона Вольского, все описательно называли эту группу "утяжеленным N. R. M.", то теперь по той же аналогии более точно говорить, что Zet - это "Антикрамбамбуля".

Дело тут не столько в стилистическом противопоставлении (ресторанный поп-рок против тяжелого рока), а в общем посыле. Если "Крамбамбуля" во всем находит позитив и солнечное настроение, то Zet берет из всего только негатив и ищет тени апокалипсиса. Сходство тоже есть - каждая из групп делает свое дело через юмор (только в случае Zet он в абсолютном большинстве случаев откровенно черный).

Впрочем, общего с N. R. M. в этом альбоме больше, но на уровне текстов. К залихватскости первого диска Zet добавилось достаточно много явной или скрытой социальщины, только более резкой, чем у "старших братьев". Большинство якобы абстрактных песен "Radzima.com" можно легко соотнести окружающей действительностью.

Есть гимноподобные патриотические номера ("Твая Айчына", "Анёл"), просто зловещие зарисовки ("Чорнае сонца", "Крумкачы", "Джала") и высмеивание общечеловеческой глупости ("Мужчына", "Геадэзiя-картаграфія"). Не обошлось без адресных песен: про государственное ТВ и радио ("Дзяржтэлерадыё"), принципы госпропаганды ("The Best"), колхозы ("Сьветлы шлях") и даже пенсионный электорат ("O Yeah, O Yo").

В музыкальном плане альбом соответствует текстам. Основные звуки - тяжеленное лязганье гитар, низкий рычащий бас и неистовые "очереди" бас-бочки с "карданом". Стилистическая основа - металл самого разного рода (от хэви - до ню-) и жесткий утяжеленный панк.

Музыкальные ассоциации с N. R. M. весьма условные - все-таки на фоне Zet группа Вольского-Павлова-Левкова-Демидовича смотрится очень мягкой и консервативной. Гораздо больше заметно музыкальное влияние "Крамбамбули": органично вплетенная в тяжелые композиции скрипка, плюс несколько совсем легких юморных номеров.

В целом же "Radzima.com" пленяет своей беззаветной агрессивностью, злостью и драйвом. В нем есть недоработки и несколько лишних песен, но нет надуманности и самолюбования. В нем не хватает лоска, но нет выхолощенности. Это настоящий стопроцентный рок-н-ролл, каким он должен быть.

Михаил Казаков
{banner_819}{banner_825}
-15%
-30%
-25%
-15%
-30%
-10%
-10%
-30%