фотоИх песни не крутят по радио и на ТВ, живые выступления срывают по всей стране. При всем при том, флагманы белорусского рок-н-ролла собирают многотысячные концерты — дома и за границей, их композиции становятся гимнами, а продажа альбомов бьет все рекорды. Ничем подобным обласканная вниманием государства поп-эстрада похвастаться не может. О том, чем дышит белорусский андеграунд, "Труд" беседует с музыкальным критиком новой волны, автором уникального интернет-проекта "Тузін Гітоў" Сергеем БУДКИНЫМ.

Справка
Сергей БУДКИН.
Родился 23 февраля 1982 г. в Минске. Окончил журфак БГУ (2005) и Белорусский коллегиум по специальности "журналистика" (2004). На "отлично" защитил диплом "Праблемы беларускага шоў-бізнесу і іх асвятленне ў перыёдыцы". Сотрудник "Радыё Рацыя" и газеты "Наша Ніва". Координатор и редактор интернет-ресурса "Слушны музычны партал "Тузін Гітоў" (www. music-fromby. net). Составитель и один из авторов книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (2003). Директор группы "Siver".

"Слухай сваё!"

— Сергей, для начала расскажи про свой медийный проект.

— "Тузін Гітоў" ("Дюжина хитов" — К. Л. ) ведет свою историю с октября 2003-го. Нашей первоначальной задачей было побудить людей к прослушиванию белорусскоязычной музыки. Тогда эта ниша пустовала, но и теперь, три года спустя, конкурентов мы не приобрели. Нынешняя аудитория "Тузіна" — примерно 1000 человек. Во время громких музыкальных событий — таких, как "Евровидение" или фестиваль молодой белорусской музыки "Басовішча" (Польша) — она возрастает в 2—3 раза. Потому мы с уверенностью позиционируем себя как главный хит-парад страны.

— Но ведь "Тузін" — это не только хит-парад…

— Конечно. Это сайт, на котором можно найти и последнюю информацию об отечественной музыке (репортажи с концертов, интервью, обозрения и рецензии), и бесплатную аудиотеку (все композиции размещаем только с согласия авторов), и Зал славы белорусского рок-н-ролла. А еще это концерты с участием лидеров нашего хит-парада и диски с песнями (по итогам прошлого сезона выпустили первый, сейчас готовим второй).

— А ведь была еще и одноименная радиопрограмма?

— С самого начала мы понимали, что проекту необходим выход на широкую аудиторию. Несколько месяцев делали программу на "Радио Рокс". Потом перешли на "Радио Минск", пригласив на роль ведущего лидера группы "Палац" Олега Хоменко. По отзывам сотрудников FM-станции, в короткий срок программа стала самой популярной. К сожалению, по причине недоразумения плодотворное сотрудничество исчерпалось. Так и не найдя новых вариантов, мы пришли к выводу, что независимая белорусскоязычная музыка FM-радиостанциям не нужна. Потому "Тузін Гітоў" теперь выходит на независимом "Радыё Рацыя".

— "Мова" — главный критерий отбора участников проекта?

— Изучая сферу белорусскоязычной музыки, мы выбираем то, что заслуживает внимания. Хочется, чтобы в нашем хит-параде были представлены самые разнообразные музыкальные направления. Однако мы столкнулись с проблемой: по-белорусски поют в основном альтернативные музыканты формата "Басовішча" (как правило, "тяжелые" группы — К. Л. ). Конечно, поп-музыка тоже представлена, но лишь очень немногие эстрадники изъявляют желание петь по-белорусски. В лучшем случае, включают в свои программы пару песен для проформы.

— Осуществление столь масштабной программы — дело, видимо, затратное. Сколько человек в команде "Тузіна"?

— Как и требует того название, 12. Наш проект некоммерческий и существует на чистом энтузиазме. Выпуск дисков даже не покрывает расходов на интернет-хостинг. С проведением концертов едва выходим на "ноль". Нужны годы, чтобы он начал приносить какую-то прибыль,.

"БЕЛЫЕ" И "ЧЕРНЫЕ"

— Сегодня белорусская музыка поделена на два лагеря: поп-эстрада, перед которой открыты все ворота, и чуть ли не запрещенные альтернативные исполнители. Существует ли в природе "черный список", о котором так много говорят?

— Для читателей, которые не в курсе, поясню. 21 июля 2004 года целая группа звезд альтернативной сцены ("N. R.  M.", "Нейро Дюбель", "Палац", "Drum Extasy", Александр Помидоров и другие) выступили на политической акции, организованной оппозиционными депутатами Сергеем Скребцом, Владимиром Парфеновичем и Валерием Фроловым. С тех пор они исчезли с телеэкранов и радиопрограмм. В свое время я занимался исследованием этой темы и пришел к выводу, что негласный запрет на трансляцию в эфире композиций "провинившихся" музыкантов действительно есть. Более того, многие из них практически лишились возможности выступать перед своими поклонниками на родине.

Что касается шоу-бизнеса, у нас его не будет до тех пор, пока в стране бытует засилье российской поп-музыки, а к конкурсу "Евровидение" относятся, как к запуску в космос первого космонавта.

— И все же, на горисполкомовском "Радио Минск" долгое время выходил ваш "Тузін Гітоў". Время от времени запрещенных рокеров можно услышать то тут, то там…

— В этом вопросе многое зависит от конкретных людей у радиопульта, их профессионализма и отношения к белорусской независимой музыке.

— Наша эстрада дружно поет по-русски. Радио и ТВ не желают популяризировать "беларускамоўную" музыку. Независимые исполнители — в "черном списке". Однако в СССР фантастическую популярность обрели именно национальные "Песняры". За годы суверенитета ни один отечественный исполнитель не продал больше альбомов, чем "N. R.  M." Лявона Вольского. Получается, сколько ни рекламируй, не тянет русскоязычная "попса" на роль "нашего всего"?

— "Песняры" покорили Союз уникальной мелодикой, основанной на богатейшей народной музыкальной культуре. Напевная "беларуская мова", признанная одной из красивейших в Европе, идеально ложится на музыку. Рок-архивариус Змитер Подберезский как-то рассказывал: приезжаешь в далекий сибирский город, а там местные ребята на ломаном белорусском исполняют "Александрыну".

"N. R.  M." выросла на "перестройке" и национальном возрождении, обеспечив уже не одно поколение молодых белорусов рок-хитами. Несмотря на тотальное русскоязычие, большинство белорусов родным языком считает именно белорусский. Потому в массовом сознании на роль музыкантов всех времен могут претендовать именно национальные проекты. Это прекрасно понимают и начинающие исполнители. Несмотря на полуподпольное положение "незалежнай" рок-музыки, они, тем не менее, сознательно выбирают белорусскоязычную тропинку. Ведь именно тут можно выразить себя наилучшим образом, внеся вклад в развитие национальной культуры и, что особенно важно, не потеряться в сонме русскоязычных коллективов по обе стороны от границы.

РОК-Н-РОЛЛ ЖИВ!

— Много ли белорусских рокеров живут за счет музыки?

— Думаю, таких можно сосчитать на пальцах одной руки. Для остальных это, прежде всего, хобби. Профессиональное хобби.

— Рок-н-ролл появился как музыка протеста. Сегодня песней года на "Тузіне" становится белорусская версия гимна времен польской "Солидарности" "Аўтабіяграфія". Запрещенные музыканты воспевают свободу и выступают за демократические перемены. История движется по спирали?

— С одной стороны, считается, что в своем развитии белорусский рок как минимум на десятилетие отстал от мирового. С другой, ультрасложные внутренние условия заставляют его развиваться. На Западе нет таких проблем, и рок-музыка теперь практически не несет смысловой нагрузки, превратившись в часть индустрии развлечений. Наш рок-н-ролл по-прежнему жив!

— Что нужно для того, чтобы наши музыканты вышли на мировой уровень?

— Я бы выделил три основные составляющие: талант, профессионализм, наличие качественной аппаратуры. Все это в Беларуси есть, как есть исполнители, добившиеся успеха за границей. "Ляпис Трубецкой" популярен в России. Березовские ребята ":Б:Н:" больше известны в Польше, чем на родине. Там же всегда с большим успехом проходят концерты "N. R.  M.". Минские барабанщики "Drum Extasy" выступают на крупнейших европейских фестивалях, ни в чем не уступая западным коллегам.

Вокалистка группы "Indigа" и "рок-князёўна Беларусі-2005" Руся недавно вернулась из Англии. Там ее познакомили с известным продюсером, на суд которого были представлены две записи. К англоязычной "Honey Goes Down" он не проявил никакого интереса: "Лет десять назад у нас такие играли в каждом гараже". А вот белорусская "Заенька" ему очень понравилась. На мировой арене (это касается не только рок-н-ролла) в моде национальный колорит. Иван Кирчук и его этно-трио "Троица", выступающие и записывающиеся в основном в Европе, это уже доказали. Всегда на ура проходят зарубежные концерты "Крыві", "Палаца" и группы "Стары Ольса", играющей аутентичную музыку Великого княжества Литовского. Самобытность — вот наша ниша в мировой музыкальной индустрии.

Беседовал Константин ЛАШКЕВИЧ
-15%
-40%
-25%
-10%
-10%
-20%
-50%
0067995