В начале этого года началась реконструкция здания Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Сейчас символом оперного стали башенные краны и горы стройматериалов, складированных возле здания. За три года строителям и реставраторам предстоит выполнить огромный объем работ. Уникальность происходящего еще и в том, что коллектив театра продолжает работать в реконструируемом здании. Спектакли, конечно, идут на других площадках, а вот репетиции — в старых стенах.
Сейчас символом оперного стали башенные краны и горы стройматериалов
Здание Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь строилось по проекту И. Г.  Лангбарда и было открыто в 1939 году. Оно задумывалось как универсальное, со сверхмеханизированной сценой и зрительным залом на 3 тыс. мест. Театр значительно пострадал в годы Великой Отечественной войны, но был восстановлен в 1948 г. под руководством автора. Зрительный зал тогда был полностью реконструирован по традиционной ярусной схеме. В оформлении вестибюлей, фойе и зрительного зала использованы художественные лепные детали (особенно богато декорирован портал сцены — скульптор Андрей Бембель). В 1967 году театр был технически переоборудован, значительно изменено оформление интерьеров, были устроены скатные крыши, ухудшившие силуэтную композицию в ансамбле центра города.

И. Г.  Лангбард — один из основателей советской архитектуры Беларуси, заслуженный деятель искусств Беларуси. Основные работы мастера в Минске — здание Национального академического Большого театра оперы и балета, главный корпус Академии наук Беларуси, Дом правительства Республики Беларусь, Дом офицеров. И. Г.  Лангбард — один из авторов “Эскиза планировки Минска” и схемы генплана Гомеля.

О том, каким станет оперный театр, мы попросили рассказать главного архитектора проекта Раису Геннадьевну Рымашевскую.

— Думаю, уже сегодня можно с определенной долей уверенности сказать, каким будет театр после завершения строительства. В августе этого года заканчивается процесс проектирования, приняты и разработаны основные архитектурно-конструктивные решения.

Учитывая тот факт, что основной целью и задачей реставрационных работ является сохранение и воссоздание первоначального облика памятника архитектуры как частицы историко-культурного наследия, изначально определился принципиальный подход к вопросу реконструкции здания театра.

Студия росписи мягких декораций

Поскольку здание театра оперы и балета в г. Минске является памятником архитектуры республиканского значения, предполагается максимальное воссоздание авторского замысла во внешнем облике, в решении интерьеров зрительского комплекса, в организации благоустройства прилегающей территории.

За время эксплуатации здание претерпело неоднократные реконструкции и ремонты, исказившие его внешний и внутренний облик.

Так, проектом реконструкции и реставрации театра предусматривается демонтаж всех скатных крыш с устройством плоской кровли с организованным внутренним водостоком.

Таким будет балетный зал
Однако, восстанавливая памятник архитектуры, мы также готовим здание театра к удобной и безопасной эксплуатации.

По своей технологической схеме и функциональной нагрузке это здание достаточно сложный объект. В одном объеме сконцентрировано и производство, и хранение декораций и костюмов, и большая репетиционная база театра, и помещение сложнейшего технологического обеспечения сцены, и, конечно, сам зрительский комплекс.

Но, несмотря на все сложности и проблемы реконструкции данного объекта, здание театра в итоге будет соответствовать всем требованиям существующих сегодня строительных норм и правил и норм пожарной безопасности.

Уже сейчас демонтированы все деревянные перекрытия. Рассчитаны и определены основные эвакуационные пути на случай пожара. Кстати, здание будет оснащено автоматическими установками газового и водяного пожаротушения. Предусмотрена установка двух лифтов с устройством для перевозки пожарных подразделений и т. д.

Репетиционная оркестра
Максимально используя полезные площади театра, удалось значительно расширить репетиционную базу. Так, созданы комплекс “Репетиционная сцена балета” на площадях ранее существующего живописного цеха и двух балетных залов, “Репетиционная сцена оперы”, детская оперная студия. Практически вдвое увеличится площадь помещений балета, оперы. Несколько новых репетиционных классов предусмотрено и для оркестра.

Все это стало возможным после организации нескольких новых перекрытий над зрительным залом в существующем ранее чердачном пространстве.

В итоге театр получит дополнительные площади, на которых предусматривается размещение студии росписи мягких декораций.

Стоит, я думаю, особо отметить то, что механизированы практически все производственные процессы — это и новая сушилка тканей, это и крупногабаритный лифт, доставляющий декорации со склада в карман сцены.

Предусматривается установка нового технологического оборудования сцены, отвечающего всем современным требованиям постановки показательных мероприятий: оперных и балетных спектаклей, гала-концертов, детских утренников и фестивалей.

Несколько вместительнее станет и зрительный зал. Количество мест увеличится с 1161 до 1207. Новая ступенчатая конструкция пола партера позволила увеличить и количество мест в зале, и обзорность зрителям. В зале, в партере, предусматривается 8 трансформируемых мест для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. В фойе главного входа для них будет установлен индивидуальный подъемник-платформа, что позволит данной категории населения беспрепятственно передвигаться в объеме зрительного комплекса театра.

Разработаны интерьеры наиболее значимых для театра помещений. Разработан дизайн-проект световой подсветки фасадов здания театра. Световое оформление фасадов (предполагается будничное и премьерное) подчеркнет достоинство архитектурного облика здания театра.

Я уверена, Театр оперы и балета Беларуси, а после реконструкции особенно, по-прежнему будет тем местом, куда люди будут приходить с удовольствием, с ощущением предстоящего праздника.

Ольга Жарина. Фото Ильи Полонского
-20%
-15%
-20%
-25%
-25%
-10%
-45%
-10%
-7%
-21%