1. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  2. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  3. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  4. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  5. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  6. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  7. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  8. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  9. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  10. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  11. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  12. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  13. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  14. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»
  15. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  16. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  17. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  18. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  19. В стране — большой субботник. Куда пойдут деньги, что с коронавирусом и куда в Минске идти за лопатами
  20. За сутки в стране 1384 новых случая COVID-19 и 10 смертей
  21. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  22. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  23. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  24. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  25. Брестское «Динамо» сенсационно обыграло в Жодино «Торпедо-БелАЗ». Клуб из Бреста пока не знает поражений
  26. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  27. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  28. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  29. Власти взялись за лопаты и грабли. Кто и где трудился на субботнике
  30. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе


Некоторые произведения искусства невозможно не знать, даже если вы ни разу в жизни не были в музее. «Звездная ночь» Ван Гога, «Крик» Мунка, «Сотворение Адама» Буонарроти… Но почему они все так известны? Что в них такого? Будем пробовать разбираться простыми словами в нашей рубрике «Картина дня». Кстати, о «Крике» — вот о нем и расскажем.

По четвергам будем рассказывать о значимом произведении мирового автора, по понедельникам — уроженца Беларуси.

Кто и когда написал картину

Автор «Крика» — Эдвард Мунк, норвежский художник-экспрессионист. Считается, что картина создана в 1893 году. Существует также литография (один из видов печатной графики) с тем же сюжетом, созданная самим Мунком в 1895-м.

Ко времени написания «Крика» Мунк был уже достаточно известен как художник, но окончательно не нашел свой стиль, только-только начал оформляться фирменный экспрессионистский почерк. В начале 1890-х годов у него появилась идея: создать серию картин на темы любви и смерти, которые считаются вечными. «Крик» стал одной из первых работ в этом цикле.

Полностью свою серию «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» Мунк представит в Берлине лишь в 1902 году («Крик» тоже туда вошел).

В чем смысл «Крика» для истории

Ранние работы художника получали не очень лестные отзывы критиков. Его картины называли скорее незаконченными набросками, чем настоящим творчеством, а Мунк под влиянием таких отзывов «уходил» в импрессионизм, который как раз был на пике в конце 19 века. Так что «Крик» стал, можно сказать, тем переломным моментом, который зафиксировал Мунка в истории как значимого экспрессиониста.

Экспрессионизм же расцвел только в первые десятилетия 20 века, поэтому Мунк, по сути, предвидел будущее развитие и настроение искусства в частности и мира в целом. Главное в этом направлении — выразить эмоциональное состояние автора, но не воспроизводить действительность. Основными темами в нем становятся одиночество и отчаяние.

Как понимать картину правильно

Сам Мунк рассказывал, что на эту картину его вдохновила прогулка, когда он шел с двумя друзьями, а в это время садилось солнце. Небо стало кроваво-красным, что выглядело как языки пламени над черным фьордом — друзья не заметили это, а вот художник ощутил «бесконечный крик, пронзающий природу». Сперва Мунк пытался отобразить свои ощущения в картинах «Отчаяние» и «Меланхолия», на это ушел год. И все же эти работы были слишком реалистичны и не позволяли передать всю эмоциональную гамму.

Третьей попыткой передать внутренние переживания от увиденного стал «Крик», который изначально назывался «Криком природы». Окончательное название, по мнению одного из биографов Мунка, появилось благодаря норвежскому поэту Вильгельму Крагу. Во-первых, у него есть стихотворение «Крик», а во-вторых, он оставил комментарий в стихах к картине «Отчаяние», где описал «ужасный крик, разносящийся над забытым Богом миром».

Фото: wikiart.org
«Отчаяние», также известна как «Настроение на закате» (1892). Фото: wikiart.org

Так как Мунк не стремился передавать действительность, в картине реальность примитизирована и не детализирована. Фигура персонажа беспола и похожа на эмбрион, пейзаж и вовсе представляет собой смесь волнообразных линий. Но в этом и суть: природа как бы повторяет человеческую эмоцию, масштабируя ее значение. Если обратить внимание, то закругления и очертания рта такие же по форме, как окружающая действительность. При желании можно прочитать картину и так, как скорее это почувствовал Мунк: словно это человек реагирует на предсмертный крик природы.

Атмосфера «Крика» как бы предупреждает все грядущее столетие с его войнами, мировыми кризисами, революциями, человеческим ужасом и разочарованием от того, что мы не в силах это предотвратить. А само название картины в каком-то смысле стало ключевым для понимания, что такое экспрессионизм в целом, ведь крик (как яркое проявление боли) стал одним из центральных мотивов этого направления.

-10%
-20%
-10%
-20%
-21%
-30%
-10%
-17%
-35%
0061173