152 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  2. Вот что Apple показала на своей первой презентации года
  3. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  4. Суд над участниками канала «Армия с народом» и волонтером Тихановской: одного из обвиняемых удалили с процесса
  5. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  6. Песков: Путин и Байден обсуждали информацию о готовившемся покушении на Лукашенко
  7. Водитель автобуса передал пассажирам по громкой связи «привет от политзаключенных». Итог: 15 суток
  8. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  9. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  10. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  11. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  12. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  13. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  14. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  15. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  16. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  17. Английские клубы объявили о выходе из Суперлиги. Турнир на грани краха
  18. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  19. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  20. «Уже не рецессия, но еще и не рост». Эксперты — о настроении бизнеса и его влиянии на экономику
  21. Макей: Мы хотели бы иметь ясность, в каком статусе госпожа назначенный посол намерена работать в Беларуси
  22. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  23. Зеленский предложил Путину встретиться на Донбассе
  24. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  25. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  26. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта
  27. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  28. «Гиря для важных государственных компаний». США возобновили санкции — каким будет эффект
  29. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  30. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля


Ярослав Чапля /

В июне 1923 года виленский епископ Юрий Матулевич, литовец по национальности, обратился к папе римскому Пию ХІ. Он хотел учредить в Друе кляштор ордена мариан именно для белорусов (рro alborussis). В апреле следующего года разрешение было получено. Однако тогда никто не мог предположить, что священники будут служить не только для белорусов, но и для русских на территории современного Китая.

Мариане — католический мужской орден. Его полное название: Конгрегация Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Основан в Польше в 1670 году. Его цели — помощь духовенству, просвещение прихожан, обучение детей и подростков.
После восстания 1863 года был уничтожен. Возрожден в начале ХХ века и существует до сих пор.

«Белорусскому движению возрождения сопротивляться не стану, даже буду его поддерживать»

Монастырь и костел в Друе. Современный вид. Фото: planetabelarus.by
Монастырь и костел в Друе. Современный вид. Фото: planetabelarus.by

Желая учредить монастырь именно в Друе (теперь агрогородок в Браславском районе), епископ Матулевич исходил из данных последней на тот момент переписи. Согласно ей, здесь в начале ХХ века проживало 3006 евреев, 1157 белорусов, 377 русских и 182 поляка. Понятно, что среди прихожан местного костела белорусов было подавляющее большинство.

К тому же дело не только в статистике. Марианин Андрей Цикото писал о национальной и языковой ситуации в Друе так:

«Свядомасць беларускай нацыянальнасці сярод людзей Друйскай парафіі перад тым, як прыйшлі <…> марыяне, была даволі пашыраная. Асабліва падчас Расейскай рэвалюцыі беларускі рух рос з дня на дзень, <…> адчувалася відавочная неабходнасць казанняў на беларускай мове, на якія, каб іх пачуць, прыходзіла нямала схізматыкаў (в данном контексте — православных. — Прим. автора). Абвяшчэнне Слова Божага на беларускай мове адбывалася ў Друйскім касцёле практычна ў кожны святочны дзень».

Когда епископа Матулевича упрекали в поддержке белорусского языка, он был непреклонен: «Белорусскому движению возрождения сопротивляться не стану, даже буду его поддерживать, чтобы он не пошел по плохому пути. Национальности меня не интересуют. Белорусы возрождаются, оживают, поднимаются. Задача костела — не обучать языкам, а на понятном для людей языке учить тому, что необходимо для искупления. Белорусы, осознав свою национальную особенность, будут потом обвинять костел, если бы он старался их денационализировать».

Иосиф Германович. Фото: wikipedia.org
Иосиф Германович. Работал в Друе, и в Харбине. Фото: wikipedia.org

Конституция 1921 года закрепляла за всеми национальностями равные права, но делать заявления такого рода в Польской Республике тех лет мог только человек смелый и глубоких убеждений. В обществе, которое только-только смогло воссоздать свою независимость после более чем столетней аннексии со стороны России, Пруссии и Австрии, были популярны националистические силы. Их мнение в «белорусском» вопросе выразила виленская газета Głos Narodowy:

«Польша имеет слишком много меньшинств (более двадцати процентов), чтобы могла позволить создание еще одной. Белорусы являются одним из польских племен, и не было бы смысла давать согласие на то, чтобы создать из них народ, который не существовал и не будет существовать».

Между тем во второй половине 1920-х белорусы составляли от 4 до 6 процентов от общей численности населения страны. А на Виленщине граждан, которые считали себя белорусами, была третья часть.

В начале мая 1924 года отец Андрей Цикото получил для ордена здания костела Святой Троицы и бывшего бернардинского кляштора, закрытого царскими властями еще 90 лет назад.

Друя. Звоница кляштара доминиканцев. Фото: Ян Булгак, 1930 год. Изображение: wikipedia.org
Друя. Звоница кляштара доминиканцев. Фото: Ян Булгак, 1930 год. Изображение: wikipedia.org

Благодаря трудам монахов-мариан Друя стала выделяться разнообразными культурными мероприятиями, политикой просвещения местного населения. Однако «белорусский» монастырь очень мешал властям воеводства. Виленский воевода так характеризовал монахов:

«Безупречны, если говорить о нравственной и пастырской стороне их трудов, но с точки зрения политической и национальной их деятельность под видом просветительско-общественной работы имеет все признаки антигосударственности».

В итоге в 1938-м монахов-белорусов как лиц, нежелательных для нахождения в приграничной зоне, выселили из Друи и отправили в центральные районы страны, а на их место в монастырь приехали мариане-поляки.

Но к тому времени часть братьев была далеко от Друи — на краю света, именуемом Маньчжурией (область на северо-востоке Китая), в городе Харбине — де-юре китайском, де-факто русском.

«Здесь мирно сосуществовали коммунисты и русские фашисты»

Карта КВЖД. Фото: wikipedia.org
Карта КВЖД. Фото: wikipedia.org

В начале 1890-х правительство России, озабоченное развитием Дальнего Востока, решило проложить железную дорогу от Читы до Владивостока не по российской территории, а через Китай. Это было бы дешевле, а также усилило бы присутствие России в этом регионе.

Строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) было начато в 1897-м, а уже через четыре года по ней пошли первые поезда. Администрация дороги расположилась в Харбине, что сделало этот город «столицей» КВЖД со всеми вытекающими отсюда последствиями. Облик города формировали выходцы из России — сначала рабочие и служащие КВЖД и подразделения русской армии, выполнявшие охранные функции, после революции 1917-го — эмигранты в основном из Сибири и российского Дальнего Востока. Именно в Харбин спустя пять лет после революции переехал известный оперный певец, белорус Михаил Забейда-Сумицкий. Здесь он учился в университете, а в 1929—1932 годах был солистом Харбинского оперного театра.

Михаил Забейда-Сумицкий. Фото: wikipedia.org
Михаил Забейда-Сумицкий. Фото: wikipedia.org

В Харбине царила атмосфера потрясающей политической, национальной и религиозной терпимости. Здесь мирно сосуществовали коммунисты и русские фашисты; православные, католики и лютеране, мусульмане, иудеи и буддисты. Город являлся центром православной епархии, в городе действовало более 20 церквей. Поскольку в числе строителей КВЖД было много поляков — инженеров и рабочих, а также членов их семей, — для них были построены два католических костела. В одном из них — св. Станислава — служил отец Антоний Лещевич, родом со Сморгонщины. Позже он вернется в Беларусь, а в 1943-м фашисты сожгут его вместе со своими прихожанами. Папа Иоанн Павел ІІ причислит его к лику блаженных. Кстати, перемещения священников на восток были логичны: католические приходы Маньчжурии до 1926 года входили в состав Могилевской архиепархии — самой большой по площади в мире, в нее входила вся территория бывшей Российской империи.

Была в Харбине и небольшая группа из униатов (сторонников унии — союза между католиками и православными, провозглашенного в конце ХVI века). В 1926-м Ватикан учредил для них Апостольский экзархат русской греко-католической церкви. Первым экзархом стал монах из Друи Фабиан Абрантович, возведенный в сан архимандрита.

«Жулья кругом поўна. Кантакту навязаць не магу, у царкоўку ніхто ня ходзіць»

Фабиан Абрантович. Источник: radabnr.org
Фабиан Абрантович. Источник: radabnr.org

Кандидатура Фабиана Абрантовича подходила как нельзя лучше. По национальности белорус, что в России не воспринималось «инородством», учился в Петербурге в католической Императорской духовной академии, с православием был знаком не понаслышке, имел степень магистра философии и опыт руководителя — работал ректором Минской духовной семинарии.

Правда, отправляться в далекую Маньчжурию у Абрантовича не было ни малейшего желания. Вместе с братьями-марианами он горел желанием работать на ниве белорусского возрождения, развивать монастырь в Друе и заниматься пастырской деятельностью среди местного населения. Да и для мариан отъезд отца Фабиана был серьезной утратой: слишком большое значение среди верующих имела его личность.

Но решение было принято, и экзарх прибыл в Харбин в 1928-м. С распростертыми объятиями здесь его никто не ждал. Известный марианин и литератор Язэп Германович в своей книге «Китай — Сибирь — Москва» так описывает начало его деятельности в Китае:

Харбин. 1930-е годы. Источник: forum.vgd.ru
Харбин. 1930-е годы. Источник: forum.vgd.ru

«Праца Ф. Абрантовіча, асабліва на пачатку, была наезджана калючкамі, дый ішла як па грудзе. Былі тут і праўдзівыя хрысьціяне, якія шукалі хвалы Божай, але вельмі надаядалі матэр’ялістыя, прайдзісьветы і правакатары, якія ўводзілі Кіраўніка, пакуль ён ня знаў грунту, у спакусы і памылкі. Падлізы, калі не маглі Абрантовіча ашукаць, пасылалі на яго скаргі і паклёпы ў Рым».

Да и сам отец Фабиан в письме на родину признавался: «Жулья кругом поўна. Кантакту навязаць не магу, у царкоўку ніхто ня ходзіць, словам, усё як трэба — труднасцей вышэй галавы». А в одном из писем у него вырвался крик души: «Не магу выказаць, як мне тут цяжка!».

Но постепенно экзархат стал центром притяжения не только униатов — русских по национальности, но и многочисленных украинцев, верующих Украинской греко-католической церкви, а также армян — приверженцев Армянской католической церкви.

Друя — кузница кадров для Китая

Церковь Святого Николая в Харбине. Фото: wikipedia.org
Церковь Святого Николая в Харбине. Фото: wikipedia.org

В 1929 году на КВЖД случился конфликт между СССР и Китаем. Отряды ОГПУ (позже переименованного в НКВД) огнем и мечом пронеслись по станицам Трехречья — китайской территории, разделенной реками Ган, Дербул и Хаул, где несколько десятилетий проживали казаки. Сиротами осталось немало русских детей. Те из них, кого некому было взять на попечение, тянулись в Харбин, где надеялись не умереть с голоду. Многих туда привозили неравнодушные люди. Отец Фабиан Абрантович понимал, что обеспечить этих детей только едой недостаточно. Им нужно где-то жить, кто-то должен их воспитывать и давать им образование.

Так при экзархате появился приют для 80 мальчиков. На его базе в 1930-м было открыто епархиальное училище. Но отец Фабиан хотел сделать следующий шаг — организовать для воспитанников приюта среднее учебное заведение. Им стал лицей закрытого типа, при котором сироты могли жить.

Первыми воспитанниками лицея были мальчики из приюта, но вскоре сюда стали принимать со всей Маньчжурии и детей, имевших родителей. Единственным требованием при поступлении было знание русского языка. По национальному составу учащиеся в своем большинстве были русские, но рядом с ними учились дети из литовских, польских, китайских, украинских, еврейских, немецких семей. Учеба была бесплатной, и только в конце 1930-х, когда материальное положение экзархата серьезно усложнилось, отцу Фабиану пришлось ввести платное обучение. Исключения делались, естественно, сиротам и воспитанникам из малообеспеченных семей.

На одной из центральных улиц Харбина. Источник: forum.vgd.ru
На одной из центральных улиц Харбина. Источник: forum.vgd.ru

За основу приняли программу дореволюционных классических лицеев царской России. Особое внимание уделялось, в частности, языкам. Кроме русского преподавались церковно-славянский, латинский, английский, китайский, японский. В расписании среди прочих были социология, психология, логика, гимнастика. Наличие последней являлось в то время педагогическим новаторством.

В 1930-х гг. в помощь отцу Фабиану несколько раз отправляли братьев-мариан из Друи. Большинство из них были белорусами: Язэп Германович (как поэт и писатель известный под псевдонимом Винцук Адважны) из Гольшан; Косма Найлович из Лиды; Станислав Богович с нынешней Миорщины; Фома Подзява из застенка Перхулево, от которого сегодня не осталось и следа; Андрей Цикото со Сморгонщины и Антоний Анискович из-под Свенцян (ныне Литва). Марианский кляштор в Друе обеспечивал священниками миссионерскую деятельность католической церкви на Востоке, но исчерпывал свои интеллектуальные и организаторские ресурсы.

«Монах торговал углем, приобрел земельный участок с хлебопекарней»

Лицей святого Николая. Источник: forum.vgd.ru
Лицей святого Николая. Источник: forum.vgd.ru

В 1933-м среднее учебное заведение было официально зарегистрировано и стало именоваться «Лицей имени святого Николая». Качественное преподавание и высокая дисциплина помогали получать знания, которые являлись пропуском в высшие учебные заведения. Так, выпускники, окончившие лицей с золотой медалью, могли поступать в Папский университет в Риме и Парижский университет без вступительных экзаменов.

Лицей святого Николая был престижным учебным заведением во всей Маньчжурии. Благодаря стараниям отца Фабиана для него удалось приобрести здание площадью 1500 квадратных метров. Кроме знаний, получаемых на уроках, дети могли расширить свой кругозор в многочисленных кружках. Особой гордостью лицея был телескоп, один из самых больших в Маньчжурии, и лучшая на Северо-Востоке Китая физико-химическая лаборатория. Во время летних каникул воспитанники лицея жили на даче на берегу реки Сунгари, специально приобретенной для этого Фабианом Абрантовичем.

В 1932 г. в Маньчжурии под протекторатом Японии было создано марионеточное государство Манчжоу-го. Через несколько лет японская администрация осуществила инспекцию учебных заведений Харбина и так охарактеризовала Лицей святого Николая: «Из всех харбинских школ эта наиболее идеальна. Можно поражаться, как здесь прекрасно организовано обучение и воспитываются дети».

Кроме лицея, экзархат взял под свое крыло еще два учебных заведения для девушек — колледжи при конвенте католического ордена святой Урсулы и при конвенте сестер францисканок-миссионерок Пресвятой Девы Марии.

Лучшие учащиеся у знамени лицея. Источник: forum.vgd.ru
Лучшие учащиеся у знамени лицея. Источник: forum.vgd.ru

Отец Фабиан Абрантович стремился к финансовой стабильности учебных заведений. Ведь во второй половине 1930-х на нем лежала ответственность за 800 человек — учащихся, получающих бесплатное питание, а также воспитателей, преподавателей и обслуживающий персонал, которому надо было платить зарплату. Поэтому он торговал углём, приобрел земельный участок, на котором была построена хлебопекарня с современным оборудованием, а также разбиты сад и огород, заложил производство сыров и минеральной воды. Особенно важным стало приобретение мельницы.

В 1939-м Абрантович отправился в Рим на капитул (т.е. совет) своей конгрегации. Оттуда он поехал на Новогрудчину проведать родных, которых не видел 10 лет, а потом во Львов. Тем временем Красная армия вступила в Западную Беларусь и Западную Украину. Отец Фабиан решил нелегально перейти границу. Вероятно, надеялся, что немецкие власти войдут в положение священника, сбежавшего от большевиков, и не будут чинить препятствий для возвращения в Италию или Китай. Однако пограничный патруль вернул архимандрита в Украину. Что означало — в застенки НКВД.

Сначала была Замарстыновская тюрьма во Львове, потом Бутырская в Москве. Там наш земляк, осужденный на 10 лет, умер 2 января 1946 года.

«Милиция арестовала всех священников и преподавателей, доставила их на погранстанцию и передала СССР»

Отец Андрей Цикото. Фото: krynica.info
Отец Андрей Цикото. Фото: krynica.info

Место Абрантовича в Харбине занял отец Андрей Цикото. Выпускник католической Петербургской духовной академии, кандидат богословия, он пользовался огромным авторитетом в среде братьев-мариан. Именно ему епископ Матулевич поручил организацию кляштора в Друе, с которой он справился превосходно. Именно его в 1933-м избрали генеральным настоятелем Конгрегации отцов-мариан.

Приехав в Харбин, отец Андрей понял, что сложная политическая ситуация в регионе не способствует развитию духовности, образования и культуры. Она еще больше усугубилась в военные и послевоенные годы. В этой ситуации проявились организаторские способности Андрея Цикото. В итоге ему удавалось обеспечивать в лицее, а также колледжах при конвентах нормальный учебный процесс. А благодаря собственным мельнице и сыроварне воспитанники всегда имели продукты питания, хотя в Маньчжурии с ними было очень непросто.

В 1946-м Харбин перешел под контроль коммунистических властей Китая. В декабре 1948-го, за два дня до Рождества, китайская милиция арестовала всех священников и преподавателей-мирян Лицея святого Николая, доставила их на пограничную станцию и передала представителям Министерства госбезопасности СССР. Отец Андрей Цикото был обвинен в создании в лицее террористической организации и осужден на 25 лет лагерей.

Аттестат, выдаваемый выпускникам Лицея святого Николая. Фото: forum.vgd.ru
Аттестат, выдаваемый выпускникам Лицея святого Николая. Фото: forum.vgd.ru

Через два года он получил шанс выйти на свободу: спецслужбы предложили архимандриту перейти в православие, после чего отцу Андрею был обещан титул митрополита Минского. Цикото это предложение не принял, чем подписал себе смертный приговор. Умер он в феврале 1952 года в Ангарлаге, заключенные которого строили БАМ. Свидетели рассказывали, что священник, которому лагерное начальство отказало в медицинской помощи, умирал в страшных физических муках, которые сносил с героическим терпением.

В 2003-м Иоанн Павел ІІ начал процесс беатификации Андрея Цикото и Фабиана Абрантовича.

Ну, а Лицей святого Николая был закрыт китайскими властями в 1949-м. Около 25 его воспитанников-сирот каким-то чудом удалось эвакуировать в Бразилию. Все движимое и недвижимое имущество лицея, как принято у коммунистов, было реквизировано в пользу государства.

-40%
-58%
-30%
-10%
-30%
-10%
-23%
-5%
-5%
-10%
-20%