1. «Самая длинная 16 сантиметров». Дома у минчанки живут 34 улитки. Смотрите, какие они красивые
  2. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  3. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  4. Уролог объясняет, как не пропустить признаки одного из самых частых заболеваний почек
  5. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  6. Известный ученый оказался в эмиграции, а Федута с Костусевым — в КГБ. Что происходило в стране 13 апреля
  7. Минздрав временно запретил ввозить и продавать в Беларуси некоторую продукцию NIVEA. Что говорит торговля?
  8. «Все больше откусывают парк». Как там стройка Национального стадиона и чем она тревожит местных
  9. Как река превращается в море. Большая вода на Полесье
  10. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  11. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  12. Биатлонистка Сола честно рассказала о позиции, народной любви и собственном гнездышке в Новой Боровой
  13. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  14. «Самое благоприятное время для продавцов». Что происходит на вторичном рынке квартир в Минске
  15. «Фокусируюсь на великой цели по примеру Маска». Как сын Израилевича попал в список «Форбс»
  16. Польша опровергла сообщение Минобороны Беларуси о нарушении границы
  17. Купаловский восстановит поставленный 20 лет назад спектакль. Названы фамилии новых актеров
  18. Третья волна. В Беларуси растет количество заразившихся COVID-19 и пациентов с тяжелыми пневмониями
  19. «Мне говорили: «Лучше бы ты мужа нашла и варила ему борщи!». История молодой трактористки Наташи
  20. Украина ввела дополнительные ограничения на границе с Беларусью
  21. Врач рассказывает, по каким симптомам узнать пневмонию
  22. Немецкая компания сообщила о приостановке сотрудничества с «Гродно Азотом»
  23. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  24. «На претензии отвечали: „Вам что, жалко?“». Как Gastrofest боролся с клонами фестиваля
  25. КГБ сообщил о задержании Костусева и Федуты «по подозрению в совершении преступления»
  26. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  27. «Пари Сен-Жермен» проводит ответный матч с «Баварией». Онлайн матча
  28. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси
  29. «Когда умирают такие люди, говорят, что уходит эпоха». Друзья и коллеги — о «песняре» Леониде Борткевиче
  30. Герасименя продала на аукционе золотую медаль чемпионата мира


/ /

Купаловский театр наконец-то открыл свой 101-й сезон. Правда, не в августе, а в марте, не спектаклем о Шагале или «Тутэйшымі», а «Паўлінкай», не с привычным составом актеров, а с набранным молодняком из числа студентов Университета культуры и Академии искусств. TUT.BY сходил на премьеру и делится первыми впечатлениями.

Фото: kupalauski.by
Фото: kupalauski.by

Гость из Минкульта, меню буфета и полный партер

Последний раз мы были внутри Купаловского год назад, еще в докоронавирусную эпоху. Зимой 2020-го состоялся показ спектакля «Першы» — последняя премьера, прошедшая до августовских событий. В августе купаловцы, которые покидали театр, рассказывали нам о причинах своего ухода уже около родных стен — в здание они заходили по одному и шли в гримерки в сопровождении охраны.

На первый взгляд, Купаловский не изменился. На входе, как и в других коллективах, меряют температуру и просят не забывать о масках (последний совет большая часть публики игнорирует). Капельдинеры в знакомой бордовой одежде продают у входа программки и рассаживают зрителей в зале. В антракте театралы спешат в буфет. Мы там первый раз: в старом Купаловском антракт уходил на общение с друзьями. Берем чай за полтора рубля и бутерброд с семгой за четыре. Сразу несколько компаний перед нами предпочитают коньяк за четыре рубля, а также бутерброды с сыром (два рубля) и той же семгой, которые быстро заканчиваются.

На стене буфета висит афиша Купаловского за июль прошлого года — удивительно сохранившийся отблеск мирной жизни. Фотографируем его перед началом спектакля, а за время первого действия афишу убирают (и совсем неважно, что теперь виден люк, который она прикрывала).

Фото: Анастасия Панкратова, TUT.BY
Фото: Анастасия Панкратова, TUT.BY

В фойе партера привычно висят портреты купаловцев. Но, присмотревшись, можно увидеть, что их совсем мало. Десяток актеров старой труппы, музыканты оркестра — вот и все. Остальная часть стен фойе партера, а также все стены бельэтажа непривычно пусты.

Но главное отличие старого Купаловского от нового носится в воздухе. В зале совсем другая публика. Говорим об этом так уверенно, потому что не пропускали премьеры театра последние 15 лет. Едва ли не на каждой из них можно было увидеть знаменитого писателя Владимира Орлова. А еще актеров других театров, искусствоведов и учителей, инженеров и программистов. В Купаловский ходила интеллигенция (гуманитарная и научно-техническая), которая сверяла по нему часы и искренне считала лучшим.

Сегодня из знакомых лиц в зале лишь Ирина Дрига, серый кардинал Министерства культуры. Рядом с ней профессор Университета культуры Зинаида Пасютина — это она осенью прошлого года пригласила своих студентов на прослушивание в театр.

Фото: kupalauski.by
Фото: kupalauski.by

За нами в партере сидят две женщины. Одна из них что-то пытается достать из сумочки, другая ее одергивает: «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Рядом с нами еще одни театралки, которые обсуждают свое участие в автопробегах «За Беларусь». Одна из них громко хлопает в массовых сценах, а в паузе между ними скучает и успевает сообщить в чате товарищам по борьбе о своем посещении Купаловского.

При продаже билетов театр применил шахматную рассадку. Правда, предположим, что ее появление объяснялось не только заботой о здоровье зрителей. За полтора часа до начала спектакля в свободном доступе на сайте театра оставалось еще 42 билета. Поэтому сложно сказать: то ли армия театралов взяла штурмом кассу в последний момент, то ли люди, купившие билеты в бельэтаж и на балкон, дружно спустились вниз, то ли администрация не пожалела пригласительных. В любом случае партер был полон, и о социальной дистанции говорить не приходилось.

Спектакль начался с появления ведущей — заслуженной артистки Беларуси Тамары Николаевой-Опиок. В тот момент мы чувствовали себя как на каком-то съезде: после каждой фразы актрисы звучали аплодисменты. Актриса представила всех занятых в спектакле (удивительно, как с прошлых времен сохранился прозрачный занавес в бело-красных цветах) — и начался спектакль.

Вместо фарса — все всерьез, ошибки в словах и нервный тик

Фото: Анастасия Панкратова, TUT.BY
Занавес в бело-красных цветах. Фото: Анастасия Панкратова, TUT.BY

Чтобы объяснить, что за «Паўлінка» появилась на сцене Купаловского, сделаем минимальный экскурс в историю.

Пьеса Янки Купалы появилась на сцене театра во время войны: в 1944-м в Томске, когда театр был в эвакуации. По возвращении в освобожденный Минск финал спектакля решили сделать более счастливым: Павлинка убегает вместе со своим возлюбленным против согласия родителей. После этого постановка режиссера Льва Литвинова стала классикой, сюжет и мизансцены почти не менялись. Долгие годы именно показом «Павлинки» открывался новый сезон.

Но чем больше проходило времени с момента постановки, тем больше сюжет о том, как крестьяне дурят шляхтича — пана Быковского, — воспринимался анахронизмом. Тем более что купаловцы играли его абсолютно серьезно. В конце концов «Паўлінка» превратилась в театральный музей, в который водят детей.

В 2013-м, когда здание Купаловского открывалось после реконструкции, художественный руководитель театра Николай Пинигин слегка обновил и подчистил «Паўлінку». Но самое главное, он предложил играть этот спектакль как фарс. В результате многие сцены смотрелись вполне достойно, а от яркой актерской игры ряда исполнителей можно было получить удовольствие.

В декабре 2020 года министр культуры Анатолий Маркевич заявил, что речь идет о «новой версии знаменитого спектакля». Но после просмотра очевидно, что это не так. Если судить по картинке, то на сцене все та же «Паўлінка». С той только разницей, что у актеров, играющих родителей и родных главной героини, куда-то исчезли их шикарные костюмы (они частично остались лишь у героини Тамары Мироновой) и головные уборы (крестьянские косынки очень странно выглядят на стилизованных под старину костюмах).

А вот внутренние изменения куда более существенные. Как писала «Звязда», художественным руководителем постановки является актриса Ольга Нефедова, режиссером спектакля — студентка Белорусской академии искусств Зинаида Веденина. Слухи об их работе действительно ходили, но в программе все равно написано, что показывается работа Льва Литвинова.

Фото: kupalauski.by
Фото: kupalauski.by

Как бы то ни было, новой режиссуры в спектакле нет. Если Нефедова и Веденина действительно работали над «Паўлінкай», то каких-то четких задач актерам они не ставили. В результате каждый играет так, как умеет и понимает.

Спасительный пинигинский фарс играют два актера. Пластичный, легкий Михаил Свито (единственный из молодежи Купаловского, кто остался в труппе) исполняет роль пана Быковского. А также Тамара Миронова в роли Агаты. Они играют отлично, прекрасно чувствуют фарсовый материал и регулярно срывают овации зала. На добротном уровне работает и сама Нефедова (роль Альжбеты, матери Павлинки) — благо она (как и Миронова) играла и в прошлой, пинигинской адаптации спектакля.

А вот остальные актеры пытаются играть эту историю всерьез. Главное разочарование — Василий Сушицкий. В его исполнении Степан Криницкий, отец Павлинки, выглядит грубым и жестким, настоящим домашним тираном. Вот только играет его Сушицкий в одной тональности.

Роль Пранцися Пустаревича (мужа Агаты) исполняет Геннадий Овсянников. В таком уважаемом возрасте (Геннадию Степановичу недавно исполнилось 86 лет), пожалуй, любой актер играет самого себя. Но все-таки очень обидно видеть, как Овсянников откровенно недорабатывает: Агата бьет кнутом в его направлении — ноль реакции, во время танцев надо поднять руку — актер лишь имитирует движение. Возможно, дело в здоровье. Но тогда вопрос: надо ли занимать его в новой постановке? Хотя, если играть некому, на сцене понадобится каждый.

Во втором действии на сцену Купаловского вышел и молодняк — студенты упомянутой Зинаиды Пасютиной. Этим (а не только традициями) и объясняется выбор «Паўлінкі» в качестве спектакля-открытия. Ведь спектакль в целом тянут на себе актеры старой труппы, а молодежь выходит в массовке и почти не произносит реплик.

Игра новичков неровная. Студентка второго курса БГУКИ Анастасия Воронкова, исполняющая главную роль, обаятельна и красива, но ее голос слышен не во всех сценах, а танцевать она, увы, еще не очень умеет. Ученик Пасютиной Илья Крук (Яким Сорока, возлюбленный Павлинки) раз за разом неправильно произносит белорусские слова.

Фото: kupalauski.by
Фото: kupalauski.by

Неровно работает и массовка. Достаточно неплохи девушки, это интересные характерные работы. А вот у парней откровенно нет индивидуальности. А у одного и вовсе был нервный тик. Искренне сочувствуем парню. Но опять-таки вопрос: неужели в таком состоянии надо выходить на сцену? Или объяснение все то же — в «Паўлінцы» некому играть?

В итоге спектакль скатывается к старой, еще допинигинской версии и еще больше, чем в десятые годы, напоминает музей.

Обнуление — и новое прослушивание

Но студенческий уровень игры отдельных актеров и отношение к спектаклю как к музею далеко не единственные претензии к «Паўлінцы». В старом, доавгустовском спектакле, который нам удалось увидеть, в массовке выходили Роман Подоляко, Дмитрий Есеневич, Светлана Аникей. Они молчали, но каждый из них был индивидуальностью, поэтому было интересно наблюдать даже за их лицами.

Фото: kupalauski.by
Фото: kupalauski.by

В их появлении в «Паўлінцы» была еще одна причина. Через этот спектакль проходили все новички Купаловского. Работа в этой постановке — да, не самой лучшей, но при этом все равно легендарной — была своеобразным обрядом инициации, посвящением в купаловцы и вхождением в Купаловский.

Понимают ли это студенты, которые вышли на эту легендарную сцену? Не уверен. Вот маленький пример. Пан Быковский садится на скамейку и широко закидывает фалды своего сюртука. В старой версии он попадал в лицо одному из парней, и у того отображалась целая гамма эмоций. Михаил Свито поступает так же, но сидящий за ним студент БГУКИ никак не реагирует и даже не отодвигается, чтобы попасть под фалды. Зачем, ведь он вышел на сцену и честно отсидел спектакль, помогая таскать скамейки. Этого вполне достаточно.

Фото: kupalauski.by
Фото: kupalauski.by

Да, не стоит делать из старой «Паўлінкі» шедевр. Купаловская пьеса давно требует нового, современного прочтения. Но у нее по крайней мере была душа. Теперь ее обнулили, как, впрочем, и белорусскую культуру.

Однако у новых зрителей Купаловского другое мнение на этот счет.

«Спасибо, спасибо!» — скандирует на финальных поклонах зал.

Следующие показы «Паўлінкі» состоятся 4, 7, 14, 21, 25, 27 и 31 марта. Ведь кроме восстановленного спектакля «Вечар», который также покажут в этом месяце, купаловцам пока играть нечего. Да и особо некому. В конце марта в театре состоится новое прослушивание в труппу.

-99%
-5%
-12%
-50%
-10%
-20%
-20%
-10%
-10%
-15%
-10%
-10%
0070970