149 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры


Дарья Микулич / Фото из личных архивов героя /

Если вы все еще не знаете, как прокрастинировать с пользой (да, так можно), напомним, что недавно вместе с Samsung QLED 8K мы начали проект «Полезный телевизор». Общаемся с авторами образовательных YouTube-каналов, которые помогают нам развиваться, ничего особо не делая.

Герой этого материала — Аслан Шауей — на своем YouTube-канале «Как это сделано» рассказывает, как производятся и работают абсолютно разные вещи: от зефира до ядерного полигона. Там все понятно и нет «воды», но осторожно: вы можете залипнуть надолго.

«Нужно учиться не раздражать зрителя своей дикцией»

— Как начинался канал?

—  На него вдохновили сюжеты Discovery и National Geographic. У меня филологическое образование, и мне всегда очень нравилось писать. Во время учебы даже удалось поработать в газете и журналах. В какой-то момент я решил собирать и рассказывать в текстовом формате истории производства разных вещей. С 2011 года начал вести сообщество в «Живом Журнале», которое так и называлось — «Как это сделано».

Аслан Шауей на угольном разрезе в Амурской области

Мне нравится эта тема — через нее очень интересно познавать мир. И так совпало, что в русскоязычном сегменте ниша как раз не была занята.

Вначале я пользовался информацией из интернета, немного позже уже сам начал попадать на производства. Мое сообщество несколько раз возглавляло топ самых популярных блогов «Живого Журнала». К 2017 году популярность «ЖЖ» упала, поэтому на YouTube появился канал «Как это сделано».

— Тяжело было переходить на новый формат?

— Все пришлось делать с нуля: изучать новую платформу, учиться монтировать ролики, озвучивать их. У меня тогда даже не было своих видеоматериалов — только фотографии и текст, поэтому первые выпуски получались в формате слайд-шоу.

Написать текст для меня никогда не было проблемой. Но вот чтобы сделать красивый и интересный ролик, нужно было постараться. Тем более даже сейчас у меня нет ни соавторов, ни монтажеров, ни редакторов — все делаю сам.

К примеру, научиться монтировать было не очень сложно. Гораздо труднее оказалась озвучка. Нужно учиться не раздражать зрителя своей дикцией.

«Видел гранит, расплавленный от ядерного взрыва»

— Сколько по времени занимает весь процесс создания видео?

— Для создания любого ролика мне нужно очень подробно изучить тему. Иногда я сам не могу достаточно толково всё объяснить — тогда мне помогают эксперты с предприятий. Четкие сроки есть, только если делаю видео на заказ. К примеру, как делал ролики про сухое пюре и макароны. Создание таких видео занимает недели две, не считая согласования.

— Как попадаете на предприятия?

— Сперва выбираю компанию, которая мне интересна, и пишу на почту пиарщикам. Мы договариваемся об условиях, потому что сейчас я, конечно, стараюсь работать на коммерческой основе. Для предприятий получается хорошая реклама, которая действительно интересна аудитории.

Обычно везде прохожу легко. Исключение — режимные объекты, где нужно заранее предъявлять документы. Службы безопасности таких предприятий проверяют по базам, насколько ты надежный человек, решают, можно ли тебя пропускать. Именно после такой проверки я побывал на стартовой площадке космодрома «Восточный», на Ленинградской АЭС, работал с «Росатомом».

Некоторые предприятия организовывают целые туры в другие города или страны: ты едешь в новое место, тебе его показывают, а ты за это готовишь материал. Так мне удалось побывать в Беларуси. Я поработал с предприятием «Красный пищевик», «Белшиной» и еще несколькими более мелкими производствами. Хочу приехать снова, рассказать о других местах, но в связи с последними событиями к вам трудно попасть.

Телевизоры Samsung QLED 8K с безграничным экраном, разрешением 33 миллиона пикселей и потрясающей четкостью изображения созданы для того, чтобы безопасно и с комфортом переносить вас с уютного дивана в самые интересные уголки мира.

Из-за коронавируса в прошлом году лично я посетил только одно предприятие. Такого никогда не было. И сейчас представители компаний, с которыми пробую договориться, все еще говорят, что осуществить задуманное можно будет только к лету.

— Какие места запомнились вам больше всего?

— Очень впечатлил Семипалатинский испытательный полигон в Казахстане. Это место, где была взорвана первая советская атомная бомба. Представьте: там есть гранит, который был в эпицентре реакции и расплавился после этого. Экспонат можно увидеть в моем ролике (таймкод — 6.29).

Вот еще пример. Три года назад на судостроительном заводе в Санкт-Петербурге построили плавучую АЭС, которую нужно было отбуксировать вокруг Скандинавского полуострова в Мурманск. Конечно, я не отказался, когда меня пригласили снять об этом ролик. Тогда за три недели мы пересекли целых четыре моря.

— Есть у вас свои видео — любимчики, которые нужно посмотреть обязательно?

— Чем сложнее производство и чем необычнее продукт, тем интереснее мне работать над видео. Как-то давно делал репортаж про прицелы для снайперских винтовок. Чудом удалось попасть на предприятие в Сергиевом Посаде. Там я шесть часов ходил по цехам и наблюдал, как с нуля делают линзы для оптических прицелов. Это один из моих любимых роликов. И его, кстати, очень хорошо смотрели, несмотря на то, что он состоит практически из фотографий.

Еще было очень интересно делать видео о том, как в одном из самых больших карьеров в мире добывают руду и перерабатывают ее в сталь. Сейчас переозвучиваю этот ролик, а потом обязательно залью на канал.

Лебединский горно-обогатительный комбинат, карьер по добыче железной руды

— Сталкивались ли вы когда-нибудь с цензурой?

— Однажды на атомной станции нас, блогеров, обязали сдать все свои гаджеты, все фотоаппараты. Конечно, мы были неприятно удивлены. Тогда к команде приставили человека, который должен был фотографировать всё за нас, а потом просто отдать материалы.

На некоторых производствах во время репортажа постоянно просят не снимать какие-то моменты, вырезать их. И иногда конечный зритель видит только приглаженный, рафинированный образ. Приходится мириться с такой цензурой, ведь иначе в следующий раз на предприятие могут просто не пустить.

«Заработок очень неопределенный»

— Как ваше увлечение влияет на повседневную жизнь?

— Могу не удержаться и начать снимать репортаж прямо на улице. Однажды я был в Таиланде, вышел из отеля прогуляться и увидел на обочине дом, где какой-то мужчина раскалывал кокосовые орехи. Рядом во дворе стоял аппарат, который выскабливал из кокосов мякоть. Женщина заливала ее водой, выжимала это всё с помощью того же аппарата и получала кокосовое молоко, которое тут же раскупали местные жители. Я попытался заговорить с парой на английском, но меня не поняли. Тогда махнул рукой и просто внаглую начал снимать то, что они делали. В итоге получился спонтанный, но интересный выпуск.

— Сейчас канал — это ваше основное занятие?

— Да, это хобби, которое со временем превратилось в профессию. Она дает возможность посетить крутые места, вживую посмотреть то, что многим увидеть не удается, рассказать о своем опыте и даже заработать.

Канал монетизируется, но заработок очень неопределенный. Один месяц может отличаться от другого в несколько раз. Чем больше просмотров, тем больше капает денег. В среднем тысяча просмотров — это 0,50−1 доллар. Отдельный доход приносят договоренности с предприятиями.

Конечно, я продолжаю развивать свой канал. Еще очень много вещей, о которых я не рассказывал. К примеру, очень хочу посетить «Гознак» — посмотреть, как печатают деньги и чеканят монеты. Или увидеть, как добывают золото. Надеюсь попасть на «Байконур». Мне повезло с выбором формата — эта работа не закончится никогда.

Партнер проекта:

-70%
-50%
-20%
-10%
-50%
-20%
-35%