108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  2. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  3. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  4. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  5. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  6. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  7. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  8. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  9. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  10. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  11. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  12. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  13. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  14. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  15. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  16. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  17. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  18. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  19. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  20. Акции в честь 8 марта и заседание МОК по Беларуси. Онлайн дня
  21. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  22. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  23. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  24. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  25. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  26. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  27. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  28. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  29. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  30. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал


/

После введения очередного — уже третьего — пакета «белорусских» санкций Евросоюза многие отметили половинчатость принятых экономических мер, не соответствующих риторике: в список попали только семь юридических лиц и два крупных бизнесмена. В целом не утихают споры об эффективности таких ограничений для достижения политических целей. Мы решили вспомнить несколько примеров, когда экономические ограничения влияли на ход истории.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

В новейшей истории санкции стали налагаться не только отдельными странами или союзами, но также и международными организациями: Лигой наций (к примеру, против Италии, вторгшейся в Эфиопию в 1935 году) и ее правопреемницей ООН. Поводами введения ограничений в основном служили вторжения в другие государства или боевые действия внутри страны, нарушения прав человека или разработка опасных видов вооружений — как в случае с КНДР и Ираном.

Те или иные экономические санкции в разные периоды налагались как на развивающиеся, так и на развитые государства — от Венесуэлы до Израиля. Причем нередко ограничения отдельных стран могут оказаться для их соседей гораздо серьезнее, чем всего остального мирового сообщества. Правда, далеко не всегда это приводит к желаемым изменениям: санкции США в отношении Кубы действуют уже шесть десятилетий, причем с начала 1990-х годов Генассамблея ООН регулярно критикует эти меры и призывает к их отмене, но до сих пор они не заставили власти радикально сменить курс.

Политики и исследователи ставят под сомнение эффективность экономических ограничительных мер для достижения политических целей. Очевидно, что преимуществом такого рода инструмента является отказ от применения силы, ведь война — это всегда дорого. Однако многие громкие случаи введения санкций в итоге заканчивались военным вторжением, ограниченными боевыми действиями или введением миротворцев (Ирак в 1990 и 2003 годах, Югославия, Афганистан, многие африканские страны). Эффект ограничений в большинстве случаев не моментальный, что дает властям время перестроиться, найти альтернативные пути их обхода или снижения влияния, а то и развернуть ответные меры, как в случае с контрсанкциями России, связанными с украинскими событиями 2014 года. И, конечно, главной претензией к таким шагам является то, что в результате серьезных экономических санкций страдают простые граждане.

Тем не менее история помнит и ряд заметных случаев применения экономических санкций, которые приводили к поставленным целям или по крайней мере значительно влияли на мировые политику и экономику.

Санкции, которые привели к падению режима апартеида в ЮАР

Самым успешным примером применения экономических санкций, приведшим к смене режима в крупной стране, стало их введение в отношении ЮАР в период господствовавшего там режима апартеида — проводимой на государственном уровне расовой сегрегации и притеснения черного большинства белым меньшинством.

Хотя режим существовал с конца 1940-х годов, а призывы к прекращению капиталовложений в ЮАР в знак протеста на различных уровнях раздавались еще в 1960-е годы, серьезного развития эта идея не получила до середины 1980-х годов.

Тем не менее в ноябре 1962 года Генассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую политику апартеида в ЮАР, при организации был создан специальный комитет против апартеида, а Совет безопасности призвал к добровольному оружейному эмбарго против страны. США и Великобритания с 1964 года прекратили торговлю вооружениями с ЮАР. С тех пор экономические санкции часто обсуждались в ООН, и многие страны поддерживали их введение, но главные торговые партнеры ЮАР, в числе которых были Франция, Великобритания и США, раз за разом этому противодействовали. В 1971 году Генассамблея осудила существование в стране института бантустанов (фактически — резерваций для черного населения), а в 1974 году были попытки исключить страну из ООН, которые вновь заблокировали ведущие торговые партнеры ЮАР.

Фото: Wikimedia Commons
Демонстрация в Амстердаме против апартеида, призывающая к бойкоту товаров ЮАР, 1980 год. Фото: Wikimedia Commons

Многие страны и международные организации со временем все чаще разрывали политические, финансовые, транспортные, а позже культурные, образовательные и спортивные связи с ЮАР. Страна даже была исключена из МОК и не участвовала ни в одной Олимпиаде с 1964 года, вновь появившись на главных мировых стартах лишь в 1992 году.

Африканские страны вводили свои ограничительные меры против ЮАР, но их экономические связи с ней были слишком слабыми, чтобы такие действия нанесли серьезный урон. Такие страны, как Великобритания и США, имели множество интересов в ЮАР и, не одобряя апартеид, занимали умеренную позицию, голосуя против экономических санкций на заседаниях ООН.

В 1976 году в ЮАР начались массовые акции протеста, а их жесткое подавление властями привело к жертвам, количество которых исследователями оценивается в сотни и даже тысячи человек. Вслед за этим в 1977 году добровольное оружейное эмбарго ООН стало обязательным после принятия соответствующей резолюции Совбеза, а ЮАР ушла в еще большую международную изоляцию. А в 1987 году на Генассамблее ООН было одобрено добровольное международное нефтяное эмбарго в отношении страны.

Но действеннее всего оказалось изменение политики США по отношению к стране. В конце 1970-х в Америке развернулась масштабная кампания против апартеида под руководством религиозных и общественных активистов, которые пытались убедить представителей бизнеса и крупных корпораций отказаться от работы в ЮАР. Некоторые компании, в штате которых значительную часть составляли афроамериканцы, из солидарности откликнулись на призывы и стали урезать свою деятельность в ЮАР и инвестиции, постепенно выводя активы из страны.

Американские студенты успешно призывали свои университеты отказываться от любого, в том числе финансового, сотрудничества с ЮАР, а отдельные американские муниципалитеты, как городские власти Сан-Франциско в 1978 году, приняли законы о запрете инвестирования в компании, работающие в ЮАР или с ее резидентами — к концу 1980-х таких муниципалитетов в США было уже около сотни.

В 1980-е годы в расширении кампании по выводу американского капитала из ЮАР значительную роль сыграли СМИ. В 1983 году в ЮАР была принята новая конституция, которая по-прежнему закрепляла существующий режим — вводила трехпалатный парламент, комплектуемый по расовому признаку (белые, «цветные» и потомки индийцев, которых в колониальные времена ввозили в страну для работы). Реакцией черного населения стали массовые протесты и бойкот. Накал страстей нарастал, и власти объявили в 1985 году чрезвычайное положение в десятках районов страны, а для подавления народного недовольства были использованы правительственные силы. Все эти события показывало телевидение по всему миру, влияя на общественное мнение.

Фото: flickr.com / R Barraez D´Lucca
Лондонский автобус с рекламой против апартеида, 1989 год. Фото: flickr.com / R Barraez D´Lucca

Но федеральное правительство США продолжало сопротивляться. Администрация Рональда Рейгана по-прежнему сотрудничала с правительством ЮАР. Американский президент даже наложил вето на законопроект против апартеида, предусматривавший соблюдение международных санкций, но конгресс в 1986 году сумел его преодолеть. Законодательный акт предусматривал запрет на новые инвестиции США в ЮАР, продажу снаряжения для полиции и армии, а также ограничение кредитования, правда, с рядом исключений. Особые меры в торговле включали запрет на импорт сельскохозяйственных товаров, текстиля, морепродуктов, стали, железа, урана и продукции государственных предприятий.

В 1987 году был принят новый закон, который лишал американские компании возможности получать компенсации за уплаченные в ЮАР налоги — теперь бизнес должен был платить налоги в двух странах, а издержки сильно ударили по прибылям.

В 1988 году США чуть не приняли гораздо более жесткий закон, предусматривавший полное прекращение работы американских компаний в ЮАР, приостановку почти всей торговли, за исключением той, что касалась стратегического сырья. Хотя законопроект не был одобрен в сенате, это дало сигнал американскому бизнесу, что следует уходить из ЮАР, пока политическая ситуация там не изменится.

В результате с 1985 по 1987 год импорт в США из ЮАР сократился на 35%. Хотя в 1988 году он вновь вырос на 15%, что связывают с неудовлетворительным контролем над соблюдением закона, начался существенный отток капитала из ЮАР — всего за три года из страны вывели десятки миллиардов местной валюты — рэндов. Это привело к значительному изменению курса, что сделало импорт более дорогим и привело к среднегодовой инфляции в 12−15%. Правительство пыталось остановить эти процессы непопулярными мерами. В 1985 году была введена система контроля за обменом валюты и приостановлена выплата долгов. Гражданам ЮАР вообще запрещалось вывозить деньги из страны, а иностранные инвесторы должны были получить на это специальное разрешение, при этом теряя до трети выводимых сумм из-за установленных властями правил.

Фото: Wikimedia Commons
Фредерик де Клерк (слева) и Нельсон Мандела, 1993 год. Фото: Wikimedia Commons

Многие мировые лидеры критиковали экономические санкции в отношении ЮАР из-за того, что, по их мнению, они ударили прежде всего по обычным чернокожим южноафриканцам, а также обвиняли поддержавшие их правительства в лицемерии, так как подобные меры в таком объеме не применялись к СССР или КНР. Так или иначе, в 1990 году пришедший к власти за год до этого президент ЮАР Фредерик де Клерк, которого иногда называют южноафриканским Горбачевым, вынужден был считаться с экономическим эффектом международных санкций и освободил Нельсона Манделу — активиста черного большинства, который провел в заключении 27 лет. Новый президент также снял запрет на деятельность Африканского национального конгресса — партии черного большинства, которую Мандела возглавил. Несмотря на некоторые страхи того, что в ЮАР могут начаться серьезные межэтнические столкновения или даже произойти военный переворот (в армии служили белые жители), де Клерк и Мандела привели страну к демонтажу системы апартеида и к демократическим выборам 1994 года, на которых последний был избран президентом.

«Ядерные» санкции против Ирана и сделка, которая лопнула

В отношениях Запада и Ирана после Исламской революции 1979 года было много напряженности, но со временем главным камнем преткновения стала ядерная программа, начатая еще при шахском режиме. С 1980-го по 1988-й страна вела тяжелую войну с Ираком, поэтому программа оказалась временно замороженной, но власти рассчитывали продолжить ее, когда обстановка стабилизируется. Международные ограничительные меры в этой связи начались уже с середины 1990-х годов. В 1995 году США ввели санкции против Ирана из-за его ядерной программы: опасность представляло использование обогащенного ядерного топлива в целях создания оружия. Причиной послужила также поддержка страной группировок «Хезболла», «Хамас» и «Исламский джихад». Санкции устанавливали запрет американских капиталовложений в энергетический сектор Ирана, последующее их расширение предусматривало прекращение торговой и инвестиционной деятельности, а также кредитования.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

После прихода к власти в 2005 году в Иране президента Махмуда Ахмадинежада вновь началось приостановленное ранее обогащение урана, а МАГАТЭ подготовило доклад о невыполнении страной требований безопасности, установленных Совбезом ООН. Тогда США начали продвигать в ООН идею новых санкций в отношении иранской ядерной программы, а сами заморозили активы лиц, связанных с иранской ядерной программой, и ввели ограничения против иранских банков. Через два года несколько американских штатов объявили бойкот компаниям, сотрудничающим с Ираном. Вновь усилились американские санкции в 2010 году: сокращался импорт иранских товаров, таких как ковры, фисташки и икра. До 2013 года санкции только усиливались президентскими указами.

Совет безопасности ООН после доклада МАГАТЭ с 2006 года выпустил в отношении Ирана целый ряд резолюций санкционного характера. Иран, в свою очередь, отклонил его требование прекратить на время всю деятельность по обогащению урана. Резолюции запрещали поставки в Иран связанных с ядерной программой материалов и технологий, замораживали активы лиц и компаний, имеющих отношение к программе. За этим в 2007 году последовали оружейное эмбарго и заморозка новых иранских активов. В следующем году еще больше компаний попали под санкции, страны призывали следить за активностью иранских банков, проверять корабли и самолеты, следить на своей территории за перемещением лиц, связанных с ядерной программой. В 2010 году новая резолюция запретила Ирану деятельность, связанную с созданием баллистических ракет, усилила оружейное эмбарго, ввела новые запреты на перемещение отдельных лиц, заморозила активы Корпуса стражей исламской революции и иранских морских перевозчиков, а также содержала рекомендации по ограничению взаимодействия с иранскими банками и другими финансовыми институтами.

Евросоюз не остался в стороне и наложил ограничения на сотрудничество с иранскими торговыми компаниями, финансовыми институтами, предприятиями энергетического сектора, запретил страхование на своей территории иранским компаниям. В 2012 году ЕС ввел эмбарго на поставки нефти из Ирана, заморозил активы центробанка страны. Тогда же иранские банки отключили от системы SWIFT.

За два десятилетия ограничения, введенные США, ЕС и ООН, коснулись ракетной, ядерной, нефтедобывающей отраслей промышленности, судостроения, банковского сектора, сильно ударили по иранской экономике. Развитие ядерной энергетики в стране сильно осложнилось. Доля нефтяных доходов, от которых зависело поступление валюты в страну, каждый год уменьшалась, а доступ Ирана к поставкам продукции, необходимой для нефтяного и энергетического секторов, сократился настолько, что многие нефтяные компании вынуждены были уйти из страны, в результате сократилась и добыча. Потери исчислялись десятками миллиардов долларов ежегодно, существенно возрос дефицит бюджета. Международные компании опасались работать в Иране, боясь ответа от США и ЕС, рынки которых для них более приоритетны, крупнейшим торговым партнером Ирана стал Китай. Курс иранского риала падал с 2011 года, обвалившись сразу на 10% после введения нефтяного эмбарго Евросоюза.

Фото: Reuters
Ядерную сделку с Ираном заключили 14 июля 2015 года. Фото: Reuters

Несмотря на риторику иранского правительства, соглашения по ядерной программе все же удалось достичь в июле 2015 года. Ему предшествовало заключение в конце 2013 года предварительного соглашения. Документ помимо Ирана подписали пять членов Совбеза ООН (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай), Германия, а также ЕС.

В обмен на снятие санкций ЕС, ООН и США Иран соглашался ликвидировать свои запасы среднеобогащенного урана, сильно урезать запасы низкообогащенного и сократить на две трети количество центрифуг для обогащения. До 2030 года соглашение предполагало обогащение Ираном урана до уровня 3,67%, а также отказ на этот период от создания некоторых объектов для развития программы. В течение десяти лет обогащение урана должно было проводиться только в одном месте, а МАГАТЭ получало постоянный доступ на все иранские ядерные объекты.

Однако Дональд Трамп в 2017 году объявил о выходе США из ядерной сделки с Ираном, а в 2018 году осуществил задуманное, причем объединенная Европа пыталась его образумить. Начавшееся противостояние двух стран и их союзников вылилось в убийство иранского генерала Касема Сулеймани в Ираке американскими силами и гибель всех пассажиров вскоре после этого сбитого по ошибке иранскими ПВО украинского «Боинга». Иран тогда заявил, что выходит из «ядерной сделки».

Нефтяное эмбарго 1973 года: страны третьего мира против сверхдержавы

Фото: flickr.com / The U.S. National Archives
Фото: flickr.com / The U.S. National Archives

Одним из самых ярких примеров применения эмбарго, причем группой развивающихся стран, а не экономических лидеров, является нефтяной кризис 1973 года. В октябре Египет и Сирия начали наступление на Израиль, инициировав так называемую войну Судного дня. Сначала арабским силам сопутствовал успех, однако затем израильские войска сумели не только выбить их с занятых территорий, но и перейти в мощное контрнаступление, фактически выиграв войну. Во время боевых действий США обеспечивали снабжение Израиля оружием, техникой и боеприпасами.

Вскоре после завершения войны арабские страны, входившие в ОПЕК — картель нефтедобывающих государств, — договорились о введении сырьевого эмбарго против правительств, которые, по их мнению, поддерживали Израиль во время ведения боевых действий. В список попали США, Великобритания, Канада, Нидерланды и Япония, а позднее в него были включены Португалия, Родезия (позднее ставшая Зимбабве) и ЮАР. Уже меньше чем через полгода цена на нефть выросла примерно в три раза в среднем по миру, причем в США цены были существенно выше, и начался так называемый нефтяной шок.

Фото: flickr.com / The U.S. National Archives
Утренняя очередь на заправку в Портленде, штат Орегон. Фото: flickr.com / The U.S. National Archives

Весь мир увидел, насколько сильна зависимость развитых стран от нефти и нефтепродуктов: странам пришлось сильно урезать потребление — в США правительство даже призывало население отказаться от иллюминации на Рождество, чтобы не расходовать лишнюю электроэнергию, во многом получаемую с помощью мазута. По американской политике был нанесен серьезный удар — оказалось, что соперниками США могут быть не только СССР и Китай, но и страны третьего мира. Кризис оказался настолько тяжелым и неожиданным, что в американском правительстве даже обсуждали возможность захвата нефтяных месторождений Ближнего Востока, но от этой идеи быстро отказались.

В целом Запад, и особенно Европа, перешел к большей поддержке арабских стран: например, Великобритания отказала США в возможности использовать свои военные базы на Кипре для снабжения Израиля. Кризис сильно повлиял на международные отношения и взаимоотношения стран — членов НАТО, хотя многие исследователи заявляют о том, что арабские страны не смогли с помощью эмбарго достичь всех поставленных целей. Тем не менее некоторые союзники США посчитали необходимым отмежеваться от их ближневосточной политики, при этом арабские страны стали увязывать возможное снятие ограничений с мирным урегулированием между участниками военного противостояния. США вынуждены были вступить в многосторонние переговоры, предложив Израилю вывести войска с Синайского полуострова, — к январю 1974 года удалось добиться вывода израильских войск из некоторых его частей. Также замаячила перспектива мирного урегулирования Израиля с Сирией, поэтому ограничения были сняты в марте 1974 года.

Однако быстрого мира не получилось: Израиль и Египет заключили мирный договор лишь в 1979 году, а израильские силы были выведены из оккупированного Синая в 1982 году. Голанские высоты — часть Сирии, которую также заняли израильские войска, — так и не были возвращены до сих пор.

-10%
-70%
-80%
-15%
-20%
-10%
-30%
-10%
-25%