1. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  2. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  3. «Леха, выходи». В России на акциях в поддержку Навального рекордное число задержаний за 10 лет
  4. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  5. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  6. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  7. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  8. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  9. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  10. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  11. В Борисове горел дом: погибли четыре человека
  12. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  13. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  14. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  15. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  16. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  17. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  18. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  19. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  20. В Беларуси с начала пандемии — 235 859 человек с COVID-19. Сколько новых случаев обнаружили за сутки
  21. Умер Ларри Кинг
  22. «„Перевернуть страницу“ нельзя, психика так не работает». Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  23. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  24. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Столичная милиция сообщила о 100 задержанных
  25. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  26. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  27. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  28. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  29. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  30. Цепи солидарности, около 100 задержанных. Что происходило в Беларуси 23 января


Порт, груз аммиачной селитры и невероятное человеческое разгильдяйство. Но это обстоятельства сразу двух взрывов. В Бейруте 4 августа 2020 года и в американском городе Техас-Сити в 1947-м.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Техас-Сити в середине 1940-х годов являлся одним из центров химической и нефтехимической промышленности юга США. Местный порт был до предела загружен. Отправка судов происходила в непрерывном режиме. Вокруг порта находились несколько крупных предприятий, складов и терминалов. На них были сосредоточены нефть и продукты ее переработки, сырье для химического производства и готовая продукция.

Удивительно, но население Техас-Сити относилось к такому соседству довольно спокойно. Граждане были уверены, что ничего чрезвычайного у них попросту не может произойти.

«Чистый, безобидный груз»

12 апреля 1947 года на погрузку в порту встало судно «Гранкан» под флагом Франции. Корабль типа «Либерти» был построен в 1942 году в Калифорнии. Его длина составляла 135 метров, ширина — 17,6 метров, валовая вместимость — 7176 регистровых тонн.

Капитан Шарль де Гийбон отдал приказ заполнять трюмы грузом — аммиачной селитрой, расфасованной в 100-фунтовые бумажные мешки.

Аммиачная селитра — классическое вещество двойного назначения. Оно может выступать и в качестве удобрения, и в качестве компонента взрывчатки. По какой-то непонятной причине на ее взрывоопасность не обращали внимания ни капитан Гийбон, ни грузчики в порту.

Погрузка шла в течение нескольких дней, и все это время рабочие порта устраивали перекуры рядом с мешками. Утром 16 апреля кто-то из грузчиков бросил непогашенный окурок в трюм «Гранкана».

Около 8 часов утра команда обратила внимание на дым, идущий из трюма. Началось тушение возгорания силами моряков и прибывших по сигналу городских пожарных.

Вслед за пожарными приехал и репортер одной из местных газет, поинтересовавшийся у Шарля де Гийбона, что происходит.

«Принимаем удобрение — аммиачную селитру. Чистый, безобидный груз. Уже погрузили две тысячи триста тонн», — спокойно ответил капитан. Журналист, узнав, что ничего сенсационного не происходит, умчался в редакцию.

Руководивший работами по тушению помощник капитана запретил использовать воду, чтобы не испортить груз. Трюмы задраили, пустив в них пар, рассчитывая, что это остановит огонь.

Но всего через несколько минут крышки трюмов сорвало и из недр «Гранкана» вырвался открытый огонь. Команда покинула судно, и на его борту остался только Шарль де Гийбон.

Зато на берегу собралась внушительная толпа зевак. Любопытные не догадывались, что подписали себе смертный приговор.

Испарившаяся вода и летающая баржа

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

В 9 часов 12 минут по местному времени 16 апреля 1947 года прогремел взрыв. Мощность его специалисты впоследствии оценили в 2700 тонн тротила.

Взрыв был так силен, что на месте, где был пришвартован «Гранкан», мгновенно испарилась вода. Ударной волной сбило два самолета, находившихся в воздухе в районе катастрофы.

Двухтонную деталь от ходовой машины «Гранкана» впоследствии нашли в двух километрах от порта — она разнесла грузовик, убив на месте водителя. Искореженный металл убивал людей на большом расстоянии от эпицентра. Стекла вылетали в домах, расположенных в 40 километрах от порта Техас-Сити.

Одна из 50-метровых барж, находившихся в порту, взрывом была брошена на автостоянку в 70 метрах от причала. В результате раздавило несколько десятков автомобилей.

Жертвами взрыва, согласно официальным данным, стал 581 человек, более 5000 пострадали, 113 пропали без вести.

Техас-Сити оказался охвачен пожарами, которые некому было тушить — больше половины личного состава пожарной охраны города погибло при взрыве.

Город буквально выгорал. В ночь на 17 апреля сдетонировал груз на еще двух кораблях — «Хай Флайер» и «Уилсон Б. Кин». И хотя последствия этих взрывов оказались куда меньше, они вызвали в городе новые пожары.

Горе, сводящее с ума

Окончательно справиться с огнем удалось при помощи военных спустя трое суток.

Врачам, помимо раненых и обожженых, пришлось иметь дело с умалишенными, потерявшими рассудок от увиденного.

Рабочий порта Фрэнк Тейлор оказался в числе тех, кто пережил взрыв. Выбравшись из-под обломков склада инструментов, он бросился в воду, поплыв на другой берег залива, где находился его дом. Фрэнк сумел доплыть, но когда подошел к дому, то увидел, что его жена и дети погибли. Несчастного нашли с молотком в руке, судорожно прибивающего к дому обломки досок. Он что-то бормотал, не реагируя на окружающих. Тейлора отправили в психиатрическую клинику. Таких, как он, в те дни в Техас-Сити оказалось немало.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

В итоге было разрушено 2/3 всех городских строений и более 75 процентов объектов химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Взрыв и пожар уничтожили свыше 1100 автомашин и более 360 грузовых вагонов.

Сколько точно людей погибли в Техас-Сити, до сих пор неизвестно. Считается, что в результате взрывов и последующих пожаров всего погибли около 1500 человек, несколько сотен пропали без вести.

Верховный суд не нашел вины правительства, но Конгресс заплатил

Если говорить в ценах 2020 года, то общий ущерб от катастрофы составил более 500 000 000 долларов.

Порт и сам город восстановили довольно быстро, поскольку Техас-Сити имел крайне важное значение для промышленности и перевозок.

Комиссия Сената США по расследованию катастрофы в Техас-Сити пришла к следующим выводам.

Во-первых, были нарушены правила упаковки аммиачной селитры. Во-вторых, вопиющим образом была нарушена техника безопасности, вследствие чего рабочие курили непосредственно рядом с мешками с селитрой. В-третьих, ни администрация порта Техас-Сити, ни капитан судна не знали, что аммиачная селитра взрывоопасна. В-четвертых, пожарная служба города не была знакома с правилами тушения такого опасного вещества, как аммиачная селитра.

-30%
-20%
-50%
-50%
-10%
-8%
-10%
-10%
-10%
-12%
0072372