WWW.TUTBY.NEWS - наш запасной адрес на случай, если TUT.BY не открывается


Семейная фотография — маленький билет для большого путешествия сквозь время. Она хранит и по крупицам собирает историю не только семьи, но и отражает традиции и культуру всей страны. Уже несколько лет художница Леся Пчёлка занимается исследованием семейных архивов и помогает белорусам сохранить артефакты не только для себя, но и для широкой аудитории. Мы поговорили с Лесей о традиции семейной фотографии в Беларуси, особенностях национальной визуальной культуры и узнали, как правильно сформировать архив, чтобы фото увидели и ваши внуки.

Со временем формат меняется, но остается главное — традиция. В 2020 году один из старейших брендов Беларуси «Лидский квас» отмечает свое 100-летие. Первую партию хлебного кваса в Лиде приготовили в далеком 1920 году. Его можно считать не только точкой отсчета жизни бренда, но и началом промышленного производства кваса на территории Беларуси в целом. В честь праздника «Лидский квас» объявляет конкурс, главный приз в котором — уникальное генеалогическое древо с описанием истории семьи победителя, созданное брендом совместно с историками Национального архива РБ. Такие призы получат авторы 10 самых вдохновляющих историй. Для участия:

1. Оставьте заявку на сайте lidskijkvas.by.

2. Поделитесь историей своей семьи, вспомнив самые необычные факты и ярких представителей вашего рода.

3. Расскажите, почему хотите создать генеалогическое дерево вместе с «Лидским квасом».

4. Прикрепите одну или несколько семейных фотографий.

Анкеты на lidskijkvas.by принимаются до 31 августа. Результаты конкурса будут объявлены 26 июля и 11 сентября.

Леся Пчёлка — художница, менеджерка культурных проектов, член Белорусского Союза Фотографов. Основательница и арт-директорка социокультурной инициативы VEHA. С 2012 года принимает активное участие в процессах современного искусства и культуры. Работает с темой социальной памяти и историей повседневности.

Когда фото было для людей с достатком

Истории фотографии около 180 лет. Первое фото на камеру-обскуру француз Жозеф Нисефор Ньепс сделал в 1826 году. На территорию Беларуси это новшество дошло с опозданием на несколько десятков лет, однако уже в начале ХХ века фотография пришлась нашим предкам по вкусу, и новая традиция породила целый пласт уникальной визуальной культуры.

— Самые старые фотографии, которые я встречала в семейных фотоархивах, датированы 1900 годом. Наверняка есть и более ранние снимки, и белорусские дагерротипы, но мне они в руки не попадались. Этот дефицит обусловлен высокой ценой фотографии в первые десятилетия после ее изобретения, — рассказывает Леся.

Эти снимки сделаны в период с 1915 по 1920 год. На первом фото молодожены Фолгерт из Гродно, на втором — минчане Антон Понтусевич-Понтус и Феодора Халявинская. В это время в Лиде на пивоваренном заводе мещанина Носеля Пупко из чистейшей артезианской воды начали варить хлебный квас.
Фото проекта VEHA из коллекции «Дзявочы вечар».

— Позволить себе такую роскошь могли только привилегированные люди с высоким достатком. К тому же фотостудии были только в городах, что тоже доставляло немало трудностей. Позже в период репрессий многие снимки были уничтожены самими же владельцами, чтобы обезопасить свою семью: иметь свидетельства о «неудобных» родственниках было довольно опасно, — дополняет собеседница.

Семейные портреты, свадьбы: время становления мобильности фотографии

С 1940-х годов фотография в Беларуси становится более мобильной: появились камеры, которые можно было перевозить, и пленка, позволяющая делать сразу несколько снимков. Фотографы начали ездить по небольшим городам и деревням, где снимали местных жителей. Это были семейные портреты, свадьбы и похороны, которые считались самыми важными вехами в истории каждой семьи.

Это фото 40-х годов. На первом одна из девушек недавно вернулась домой из Германии. На втором фото семья Горидовец из деревни Моховичи. Как раз во время Великой Отечественной войны пивоваренный завод продолжал работу. Тогда же кроме традиционного хлебного тут выпускали еще и клюквенный квас.
Фото проекта VEHA из коллекции «Найлепшы бок».

— Это естественное желание человека — документировать самые важные события в жизни семьи. Сегодня фотография в каком-то смысле деградировала и стала общедоступной. Можно снять 50 фотографий своего завтрака в разных ракурсах и поделиться ими со всем миром. Еще совсем недавно у человека за всю жизнь могло быть не больше 1−2 фотографий. Поэтому выбор сюжетов очевиден, — считает художница.

Снимки сделаны в 60-е годы. На первом фото жители деревни Здитово Брестской области. На втором — семья Корнелюк из деревни Ювсичи. В это время квас начали производить в новом цеху. Тогда же производство получило официальное название «Лидский пивоваренный завод».
Фото проекта VEHA из коллекции «Найлепшы бок».

— На мой взгляд, при всей доступности фотографии сегодня становится все меньше классических семейных портретов. Кажется, что такую фотографию можно сделать в любой момент, но это не так. Люди уходят, а с ними — часть истории прошлого, ваша визуальная история семьи. А неподписанные фотографии в старых альбомах становятся набором неизвестных карточек. Цените момент сегодняшнего дня, он тоже станет историей. И выбирайте действительно важные сюжеты, — советует Леся.

В семье Леси продолжают традицию семейных фото. Эти снимки были сделаны в середине 90-х в Борисове на широко распространенный в то время малоформатный зеркальный фотоаппарат «Зенит». В это время «Лидский пивоваренный завод» перестал быть государственным предприятием. Благодаря иностранным инвестициям удалось модернизировать производство и улучшить качество продукции.
Фото представила Леся Пчёлка.

— Еще с детства я наблюдала и была вовлечена в фотографические процессы, так как мой отец преподавал в фотокружке в Борисове. Я помню красные комнаты, умею вручную выставлять экспозицию, понимаю значение словосочетания «золотое сечение». После нескольких лет практики и серии выставок я решила сосредоточиться на систематизации и сохранении культурного наследия по принципу «от частного к общему». Так появился проект VEHA, главная цель которого — сохранить частные фотоархивы и белорусскую историю повседневности, — рассказывает Леся.

60-е годы в городке Глубокое. На фото запечатлены проводы в армию.
Фото проекта VEHA из коллекции «Найлепшы бок».

Как не потерять семейный архив: несколько советов

Мы попросили Лесю поделиться несколькими советами о том, как сохранить семейный архив, чтобы не потерять бесценные фотографии и артефакты.

1. Прямое воздействие солнечного света, сырость, влажность и резкие перепады температур разрушают фотографии. Переместите архив в место, где фотографии будет уютно.

2. Освободите карточки от посторонних предметов (скрепок, наклеек). Порванную, разрушенную фотографию нельзя склеивать скотчем, клеем или клейкой лентой — упакуйте ее в бумажный конверт и отнесите реставратору.

3. Работа с архивом должна проводиться в хлопчатобумажных перчатках. Пот, жир и другие незаметные глазу частицы на руках наносят урон фотографии и проявляются при сканировании.

4. Не используйте фотоальбомы с пластиковыми и магнитными страницами. Для хранения подходят только профессиональные альбомы, в производстве которых используют майлар (Mylar, Hostaphan, Melinex).

5. Подробно подпишите каждую фотографию: кто на фото, какой год и событие. Отразите все, что знаете об этом моменте. Делайте это только мягким простым карандашом. Не используйте маркеры и ручки. Они повреждают фотографию.

— Даже если вы не готовы к проработке вашего архива, все, что вы узнаете сегодня, будет очень ценно в будущем. Каждая фотография уникальна! Это история, которая в конечном счете приведет к вам, — добавляет художница.

Если вы хотите поделиться своей семейной историей и показать уникальные архивные фотографии, заполняйте анкету на сайте lidskijkvas.by до 31 августа. Победители, которые получат уникальное семейное древо, будут объявлены в 2 этапа: первая пятерка — 26 июля, вторая — 11 сентября.