Коронавирус
Выборы-2020
Отдых в Беларуси
Чытаць па-беларуску


/

«Новае неба» и «Крама», N.R.M. и «Ляпис Трубецкой», Dzieciuki и Змицер Войцюшкевич — эти группы и исполнителей объединяет общая строка в биографии. В разное время их концерты были отменены или запрещались. Журналист Сергей Будкин, организовавший ряд культурных мероприятий, вспоминает самые громкие запреты в истории независимой Беларуси.

Празднование Дня Воли на БТ и протест против действий милиции

В 1990-х годах концерты проходили без видимых препятствий. Например, концерт на День Воли в 1993 году был показан по белорусскому телевидению, а Александр Солодуха и Инна Афанасьева в 1994-м кричали со сцены: «Жыве Беларусь!» Музыкантов поддерживали местный бизнес и зарубежные фонды (например Фонд Сороса), фирма Dainova финансировала запись новых альбомов и концерты белорусских артистов, на «Рок-коронации» в качестве призов раздавали бытовую технику.

В целом, особого единства между артистами и властью не было, но открытой конфронтации не наблюдалось. Но случались и исключения из правил.

В 1993 году на своем первом в истории выступлении группа Deviation исполнила песню «Міліцэйскі тэрор». Музыканты посвятили его бывшему начальнику Берестовицкого УВД, майору Драчеву, который застрелил жену из служебного оружия, ранил сына и был приговорен к 15 годам. После концерта лидер группы Стас Почобут, которому тогда не было 18 лет, попал за решетку на 10 суток — «за призыв к самосуду», басист — его брат Андрей получил 15 суток, а барабанщик Бахтияр Хасанов был оштрафован. В 1996 году Deviation выпустили свой дебютный альбом Lukashenko… Uber Alles, в котором критиковали как действующего президента, так и его оппонента Зенона Позняка.

Группа Deviation. Фото: vk.com/grodnocitymusic
Группа Deviation. Фото: vk.com/grodnocitymusic

Deviation станет победителем «Басовішча-1999» и будет названа лучшей рок-группой страны в том же году согласно опросу «Музыкальной газеты». Один из ее альбомов будет выпущен во Франции. Лидер группы Стас Почобут живет сейчас в Санкт-Петербурге, продолжает писать песни и давать концерты. Теперь в основном один с гитарой.

Одним из первых запрещенных концертов в независимой Беларуси было выступление группы žygimont VAZA, которые были убежденными антикоммунистами и организовывали акции и фестивали под красноречивыми названиями F...king Communism, «Яны не пройдуць». На 23 февраля 1995 года был запланирован их концерт, посвященный Дню Белорусской краёвой обороны (военное образование, созданное во время немецкой оккупации). Как утверждает лидер группы Сергей Скрипниченко, выступление было отменено руководством Советского райисполкома Минска и лично Сергеем Калякиным, в будущем известным оппозиционным политиком. Музыканты пошли на принцип: перетащили оборудование на балкон квартиры одного из участников, сыграли несколько песен и оказались в милицейском участке за нарушение общественного порядка.

Видео: musicbelarus

Группа žygimont VAZA запишет 10 альбомов и просуществует до 2008 года. В последние годы к группе присоединилась певица Ольга Самусик (умерла в 2010 году). Лидер группы — известный белорусский дизайнер Сергей Скрипниченко, сын художника Георгия Скрипниченко, сейчас разрабатывает коллекции часов для завода «Луч».

Первые запреты на появление в эфире появились в 1995 году. Тогда в стране прошел референдум, согласно которому герб «Пагоня» и бело-красно-белый флаг потеряли статус государственных, русский язык получил тот же статус, что и белорусский, был взят курс на интеграцию с Россией. Кася Камоцкая и группа «Новае неба» отреагировали на это событие песней «Прэзідэнт, ідзі дамоў». Интересно, что сама песня была записана на студии Белорусского государственного радио. После этого в ее эфир группу больше не приглашали.

Видео: secondbelarus

Кася Камоцкая будет названа «Рок-князёўнай Беларусі» в 1995 и 1996 годах. Группа «Новае неба» просуществует до 2000 года. Кася займется документальным кино и время от времени будет давать концерты в акустике.

В 1996 году группа «Крама» записала песню «Гомельскі вальс». Вместе с Игорем Ворошкевичем ее исполнили лидер группы «Палац» Олег Хоменко и солист ансамбля «Сябры» Анатолий Ярмоленко. Работа была приурочена к 10-летию чернобыльской катастрофы, режиссер Егор Хрусталев снял для нее видеоролик. Премьеру запланировали на 26 апреля, но она так и не состоялась. Возможно, причина была в следующих словах: «Гэта наш лёс, гэта наш шлях». Как раз тогда на «Чарнобыльскі шлях» собиралось до 50 тысяч человек.

Видео: KRAMA [афіцыйны канал]

«Крама» продолжает выступать. В следующем году группа будет отмечать свое 30-летие.

Звонки зрителям и группы с другими названиями

Несмотря на идеологическое противостояние, у альтернативных музыкантов все еще была возможность легально выступать по всей стране. Их видео показывали на БТ, они давали интервью государственным СМИ. Даже совместный проект «Я нарадзіўся тут» с гимнами БНР разных времен был записан на студии Белтелерадиокомпании.

Все изменилось в корне 21 июля 2004 года. В том же году в стране прошел референдум. Александру Лукашенко было разрешено баллотироваться в президенты более двух раз (до сих пор было ограничение). Депутаты оппозиционной фракции «Республика» организовали в Минске разрешенный митинг под названием «Нет третьему сроку!». На нем также выступили ряд белорусских коллективов. Перед выступлением группы Neuro Dubel электричество было отключено, но музыканты спели «Резиновый дом» а капелла вместе со зрителями.

На следующий день Александр Лукашенко прокомментировал инцидент:

— Заплатили за час электричества, отыграли там «дюбели» и прочие «палацы», ну все — за второй час не платили, электроэнергии нет. Платите с запасом и танцуйте, танцуйте сколько хотите, но там, в гайд-парке белорусском, на Бангалоре, вы никому не мешаете.

Как писала «Комсомольская правда», чиновники взялись за работу по одному намеку. Весь состав группы «Палац» остался без официальной работы — музыкантов уволили из «Белконцерта».

Также Александра Помидорова сняли с ведения программы «Технологии» на «СТВ», программа Олега Хоменко «Настаўніцкая» на том же телеканале была закрыта. Концерты групп N.R.M., Neuro Dubel, «Палац», Zet, Pomidor/off, Drum Ecstasy, Змитра Войцюшкевича были отменены один за другим. Также в этот список попадут «Крама» с «Крамбамбулей».

Видео: Thomas Nordanstad

Чтобы обойти запрет, концерты проходили подпольно и без рекламы. Приглашения на него рассылались фанатам либо организаторы обзванивали надежных людей. Концерты были также замаскированы под корпоративные мероприятия и дни рождения. Чтобы перехитрить чиновников на публичных мероприятиях, музыканты иногда шли на смену имени. В то время автор этого текста был продюсером церемонии «Рок-коронация» и лично убедил Сашу Куллинковича, Лявона Вольского и Игоря Ворошкевича, чтобы их группы выступили под другими названиями. Иначе выступления просто не состоялись бы. Поэтому на сцену вышли группа «Выпіць і паплакаць», Лявон Вольский с бендом и группа «Варашкевич і Ка».

Тогда же возникла идея организации концертов белорусских коллективов в соседних странах. Первопроходцем тут был N.R.M: их концерт в Вильнюсе в 2006 году мне посчастливилось организовать вместе с литовскими партнерами. Белорусские группы также можно было услышать на фестивале «Басовішча», который организуется белорусскими студентами из Польши с 1990 года. Три года подряд в городах Украины проводился еще один белорусский фестиваль «Быць свабодным» (Be Free).

На протяжении более трех лет никто из чиновников и ведомств официально не брал на себя ответственность за эти запреты. Но в ноябре 2007 года опальные музыканты были приглашены в Администрацию президента для беседы с Олегом Пролесковским, тогдашним главой Главного идеологического отдела. Все запреты были сняты.

Черный список, который никто не подтвердил

Но четыре года спустя, 2 марта 2011 года, в интернете появился список белорусских и зарубежных артистов, чьи публичные выступления запрещены. На бумаге не было ни подписи, ни бланка, никто из чиновников не прокомментировал ее появление. Однако во многих СМИ подтвердили, что такая бумага существует. В список к упомянутым белорусским группам добавились группы Naka и «Ляпис Трубецкой».

Хотя никто официально не взял на себя ответственность за этот документ, в этом же году был отменен тур группы «Ляпис Трубецкой», на который были проданы все билеты. Сергей Михалок заявил, что в Беларуси происходит «культурный геноцид». После этого музыкантом заинтересовалась Генеральная прокуратура Беларуси, проводила проверку, но уголовное дело не возбудила.

Серьезно от запретов пострадал Змицер Войцюшкевич. В то время ряд его песен звучали по радио, его приглашали на государственные телеканалы. Змицер даже начал выступать на концертах Национального академического народного оркестра имени Жиновича и с аншлагом давал сольные концерты. На выборах 2010 года он поддержал поэта и политика Владимира Некляева, на стихи которого написал множество песен. По мнению артиста, это объясняет последующие многочисленные отмены его концертов.

Видео: TuzinFM

В 2010 году концерты в основном отменялись по телефонному звонку, без каких-либо документальных подтверждений. Среди причин отмены назывались проблемы с пожарной сигнализацией, электричеством, утечка этиленгликоля или протекание крыши и т.д.

Автор этих строк как организатор концертов несколько раз сталкивался со следующей ситуацией: большая часть билетов продана, а мероприятие провести невозможно — дирекция площадки просто отказалась выполнять обязательства, оговоренные в договоре, и была готова нести имиджевые и финансовые потери.

Возвращение гастрольных удостоверений

В 2013 году после небольшого перерыва в Беларуси опять стали выдавать гастрольные удостоверения.

В 2014-м его не получили организаторы концерта группы Amaroka. В документе, подписанном начальником управления культуры Мингорисполкома Виталиной Рудиковой, указывалось, что «содержание произведений подпадает под действие пункта 5 раздела 2 Положения об организации и проведении культурно-развлекательных мероприятий». Согласно этому документу должны быть запрещены мероприятия, пропагандирующие войну или экстремистскую деятельность, представляющие угрозу национальной безопасности, общественному порядку, нравственности и общественному здоровью, правам и свободам граждан. А также нарушающие авторские права.

Впоследствии чиновники неоднократно ссылались на этот же пятый пункт. В разное время гастрольные свидетельства не могли получить рэпер Vinsent, сыгравший главную роль в фильме «Жыве Беларусь!» и группа Dzieciuki, которая в своем творчестве ставит знак равенства между фашизмом и коммунизмом.

Видео: TuzinFM

Такая же ситуация наблюдалась в некоторых регионах. Так, в Орше журналисты насчитали десяток отказов.

Власти отрицали существование черных списков.

— Честно говоря, я не знаю, с какой стороны подойти к этому и как, — говорил Александр Лукашенко в 2015 году. — Ну, действительно, может быть, негласно кого-то не пускают. Может, и накосячили где-то. Может, не время и нет необходимости так жестко к этому подходить. Сделаем шаг навстречу, может, и они изменят свою позицию, если она неправильная. Министр культуры говорит мне, что у нас нет черных списков. Но бывает, что отмороженные где-то нахамили против государства, ну, дали по ушам. Ну, я говорю: ну, дали, так, наверное, нужно отпустить. Наверное, не отпустили. Ну, давайте Давыдько поручим, чтобы они в каком-то формате выступили на телевидении.

Но ситуация осталась прежней. Более того, в 2017 году вступил в силу «Кодекс о культуре». С этого момента исполнитель мог не получить гастрольное удостоверение на основе рекомендации художественной комиссии. В 2017 году группе Dzieciuki было отказано в удостоверении из-за низкого художественного уровня. Автор этого текста смог выяснить состав комиссии только тогда, когда подал иск, пытаясь обжаловать отказ. Если верить протоколу собрания, решение было принято на основании распечаток текстов.

Видео: TuzinFM. Одна из песен Алеся Денисова из программы «Кароткая гісторыя Беларусі», исполнение которой было запрещено из-за «низкого художественного уровня».

В 2010-е годы белорусские группы можно было услышать на выездных концертах. С 2013 года в Вильнюсе время от времени проводятся концерты проектов Лявона Вольского и группы «Ляпис Трубецкой» с бесплатными визами для белорусов. Бас-туры были организованы для концертов тех же «Ляписов» в Украине и России. Dzieciuki, а затем Brutto организовали целые туры по Польше, в том числе с предоставлением бесплатных виз белорусским поклонникам.

«Существующая практика запретов часто негативно сказывается на имидже государства и властей»

В конце 2010-х ситуация постепенно начала меняться. В 2017 году в Prime Hall состоялся первый официальный сольный концерт Лявона Вольского за 7 лет. В прошлом году Dzieciuki дали первый разрешенный за три года концерт в Минске и впервые в своей истории легально сыграли в родном Гродно.

В последнее время запреты в основном распространяются на приезжих артистов, в основном на рэперов. В 2017 году после предупреждения из прокуратуры не смог состояться концерт рэпера Face.

В официальном предупреждении, которое получили организаторы, утверждалось, что «тексты песен изобилуют ненормативной лексикой, в них прослеживается открытое пренебрежение моральными и культурными ценностями, принятыми в современном цивилизованном обществе. Пропагандируется разнузданность в сексуальных отношениях, пренебрежение к женщинам, институту семьи, школы».

Позже ряд певцов не смогли выступить в Минске — например, группа мирового масштаба Die Antwoord. Также было сорвано несколько концертов белорусского рэпера Бакея.

Видео: БЕЛСАТ LIFE

В 2019 году Бакею не разрешили проводить концерты в Витебске, Бресте и Минске.

В том же 2019-м тема запретов была даже поднята министром культуры Юрием Бондарем (все его предшественники отказывались признавать их существование).

— Существующая практика запретов часто негативно сказывается на имидже государства и властей (наиболее резонансные запреты концертов популярных российских рэп-исполнителей, а также всемирно известной южноафриканской группы Die Antwoord). Запреты концертов могут быть интерпретированы как наличие выраженной цензуры, отсутствие свободы творческого самовыражения. Однозначно, творчество, пропагандирующее употребление наркотиков, суициды, асоциальный образ жизни и т.д., не должно транслироваться со сцены. В остальных случаях возможно применить более строгий контроль в отношении возраста посетителей концертов.

Символично, что текст его доклада вскоре исчез с сайта Министерства культуры.

-10%
-35%
-12%
-12%
-40%
-50%
-10%
-23%
-21%