/

Не понимаете, в чем смысл супрематизма Казимира Малевича? Считаете, что и сами могли бы нарисовать такой же «Черный квадрат», как у него? Тогда у нас две новости. Первая (скорее всего, плохая) — сейчас мы расскажем вам о еще одном малопонятном термине — художественном объединении УНОВИС, созданном Малевичем. Вторая (точно хорошая) — мы постараемся сделать это максимально понятно.

Татьяна Котович. Фото из личного архива
Татьяна Котович, доктор искусствоведения, автор книг о витебском УНОВИСе. Фото из личного архива
Татьяна Котович. Фото из личного архива
Татьяна Котович, доктор искусствоведения, автор книг о витебском УНОВИСе. Фото из личного архива

14 февраля художественный мир празднует большой юбилей УНОВИСа. 100 лет назад эта школа зародилась в Витебске — и сумела повлиять на мировую культуру и проникнуть в нашу повседневность. Где сегодня мы можем увидеть то, что создавали художники УНОВИСа? Какое «новое искусство» они утверждали? Почему судьба многих из них сложилась трагически? Разобраться в этом нам поможет Татьяна Котович, доктор искусствоведения, профессор Витебского государственного университета им. Машерова.

УНОВИС… Какое забавное слово. Что оно означает?

«Забавное слово» УНОВИС — это аббревиатура, которая расшифровывается как утвердители нового искусства.

По сути это была школа с особым педагогическим методом, которую создал Казимир Малевич, когда в 1919 году переехал из Петрограда в Витебск. Очень быстро вокруг него сплотились ученики, которые стали художниками УНОВИСа.

Художественное объединение, партия в искусстве, движение, арт-группа, школа — называть УНОВИС можно по-разному, и каждое из этих понятий будет верным.

Если до этого дня вы ничего о нем не слышали, в этом нет ничего постыдного, говорит Татьяна Котович. 100 лет назад об УНОВИСе тоже знало мало людей, понимало его еще меньше. Практически до конца 1980-х годов о художниках этого творческого объединения было запрещено говорить вслух, а некоторые из них — те, кто не попал под машину репрессий или сумел пережить блокаду Ленинграда, — скрывали свои работы до конца жизни.

Николай Суетин
Николай Суетин, дизайн железнодорожного вагона «УНОВИС». 1920 год

Существует два варианта, как правильно произносить слово «УНОВИС». Малевич и его ученики ставили ударение на последний слог. Для них это слово было почти глаголом: унови́с — обнови́ть. Сегодня искусствоведы делают акцент на понятии «новый», поэтому слово звучит так: уно́вис.

В «Википедии» дата основания УНОВИСа — 1919 год, а 100-летие празднуют в 2020-м. Почему так?

Малевич и его ученики провозгласили УНОВИС 14 февраля 1920 года. Этот день считается официальной датой их рождения. Но по факту действовать они начали чуть раньше. 19 декабря 1919 года комитету по борьбе с безработицей исполнилось два года, по этому случаю в Витебске устроили праздник. Украсить его, то есть выполнить художественное оформление доверили Казимиру Малевичу и его ученикам. Что они и сделали — в супрематическом стиле. Позже Малевич напишет, что это было первое выступление УНОВИСа.

Фото: evitebsk.com
Так к двухлетней годовщине комитета по борьбе с безработицей украсили витебские Белые казармы. 4 декабря 1919 года. Фото: evitebsk.com

А в письме к Вере Степановой в Москву он отметит: «Жизнь кипит, вчера витебский пролетариат шел со знаменами Супрематическими…».

Весь январь 1920 года ученики Малевича и он сам искали себе название. Сначала они назывались «Молпосновис» (молодые последователи нового искусства), затем — просто «Посновис» (последователи нового искусства). В конце концов пришли к названию «утвердителей нового искусства», поскольку они не только следовали новому искусству, но и делали в нем революцию.

Как УНОВИС зародился?

Все произошло быстро и даже стремительно. Но ему предшествовала предыстория.

В 1916 году, когда Малевич жил в Москве, он создал объединение «Супремус». Туда вошли многие знаковые имена русского авангарда — Хлебников, Экстер, Пестель и другие.

Объединение просуществовало всего 11 месяцев. Во-первых, потому что в октябре 1917-го грянула Октябрьская революция. Во-вторых, между художниками начались споры и конфликты.

— Больших художников сложно объединить. Каждый из них — личность, каждый уже заявил о себе в искусстве, — объясняет Татьяна Котович. — Еще и время такое — революционное. Каждый видел в себе Владимира Ильича Ленина.

В Витебск Казимир Малевич приезжает 25 октября 1919 года по приглашению Веры Ермолаевой, она предложила ему стать руководителем мастерской живописи. Он быстро втягивается и практически сразу начинает читать витебской публике лекции о кубизме, футуризме и супрематизме. Правда, его мало кто понимает.

Фото с сайта k-malevich.ru
Казимир Малевич. Фото с сайта k-malevich.ru

По воспоминаниям современников, рассказывает Татьяна Котович, женщин в первом ряду больше интересовало, что за прическа у Малевича, чем те философские идеи, о которых он говорил.

— Конечно, лекции воспринимались не на ура. Тексты, которые он писал и озвучивал, были безумно сложными. Малевич сам говорил: «Слова с трудом выходят из меня, и мне было бы проще разложить на площади все, что есть у меня в мозгах. И пускай тогда каждый подходит и выбирает, что ему понятно и интересно». Малевич понимал, что аудитория не готова. Но снизойти к ней он не мог. Наоборот, он старался ее тащить за собой.

Тем не менее вокруг Малевича собирается группа художников, которые хотят его слушать и пытаются понять его идеи. К нему примыкают и многие ученики Марка Шагала, который там преподавал, а также другие педагоги Народного художественного училища.

— Малевич их заворожил, — говорит Татьяна Котович. — Они еще не понимают, о чем он, но скоро станут его верными учениками и последователями.

Какое новое искусство эти художники утверждали? Чем оно отличалось от «старого»?

Искусство авангарда зарождается в середине 1900-х годов. Одним из первых, кто начал экспериментировать с формами, выходить за рамки классических приемов, был Пабло Пикассо, создавший в 1907 году «Авиньонских девиц».

— Спустя время Казимир Малевич поставит кубизм Пикассо в подножие своего педагогического метода, — объясняет Татьяна Котович.

Малевич считал супрематизм наивысшим этапом трансформации нового искусства (после кубизма и футуризма). Но УНОВИС создавал не просто новое искусство — он утверждал новое мышление. Это проявлялось в том, как художники работали с формой, плоскостью, как выходили в объем и, наконец, в архитектуру.

Фото: Yale University Art Gallery
Эль Лисицкий — один из учеников Малевича. Автопортрет, 1924 год. Фото: Yale University Art Gallery

Что это означало на практике? Малевич и его ученики стремились вывести искусство за пределы художественной мастерской — в город. Всю городскую среду они хотели сделать художественным залом. Как писал Маяковский, «весь город станет площадью нашей палитры».

Часто ученики Малевича создавали художественное оформление для каких-либо революционных праздников.

— Но Малевич украшал город не только ради праздника. Он хотел изменить среду, сделать город выставочным залом, выкрасив его в супрематическое конфетти, погрузить людей, которые в нем живут, в совершенно новые супрематические проекции. Также его ученики разрабатывали модели обоев, этикеток, афиш, рекламных щитов — всего того, чего в то время попросту не существовало. Всем привычные билборды появились именно тогда, 100 лет назад, там, в школе Малевича.

Чем таким УНОВИС был особенным?

Самое главное — УНОВИС учил художников современному мышлению в искусстве. Малевич давал ученикам цельные системы знаний, а не преподавал отдельные дисциплины.

В качестве зачетной работы ученики должны были писать не только картины, но и философские трактаты, в котором они осмысливали те явления, которые им были интересны.

В основу идеологии УНОВИСа была положена идея коллективного творчества. Каждый художник занимался своим индивидуальным поиском, но все их пути объединялись в единое целое. Например, на выставках их работы экспонировались анонимно, без фамилий. Единственной подписью был УНОВИС.

Фото: wikipedia.org
УНОВИС, июнь 1922-го, Витебск. Стоят (слева направо): Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил. Сидят (слева направо): Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель. Фото: wikipedia.org

Татьяна Котович называет Казимира Малевича космическим человеком — в прямом и переносном смысле.

—  Он сам себе сконструировал телескоп, наблюдал звездное небо и зарисовывал его по ночам. В движении планет по небу он искал аналогии с движением формы в искусстве. Идея космоса, преодоления земного тяготения в преподавании Малевича была принципиально важной.

Малевич, продолжает Татьяна Котович, искал основы бытия, пытался в своих идеях выйти за пределы видимой реальности.

При этом не стоит забывать, на фоне каких исторических событий это происходило.

— 1920 год, гражданская война, бандитизм и прочее. В Витебске почти до середины 1920-х годов будет существовать комендантский час. То есть практически военное положение. Вот в этом живут художники УНОВИСа. Но на самом деле живут поверх всего перечисленного. Этому их научил Малевич.

По воспоминаниям современников, авторитарный характер Малевича не мешал ему быть внимательным педагогом. В многообразии талантов своих учеников он умел рассмотреть особенности каждого.

Каких художников из УНОВИСа нам всем следует знать?

К 1922 году УНОВИС насчитывает около 40 художников, а само художественное объединение становится сетью филиалов с центром в Витебске.

Среди этих художников был Иван Чашник, который создал одну из самых значимых работ — «Супрематизм».

Илья Чашник "Супрематизм", 1923 год. Фото: wikipedia.org
Илья Чашник «Супрематизм», 1923 год. Фото: wikipedia.org

— Он прожил всего 26 лет. Но за это время он успел все: стать большим художником, вписать свое имя в мировое искусство. За эту коротенькую жизнь! И так — каждый из его учеников.

Это и Лазарь Лисицкий, и Николай Суетин. Вместе с Ильей Чашником они входили в самый близкий круг Малевича.

Художник Лазарь Хидекель примкнул к УНОВИСу, когда ему было всего 15 лет.

Преподавательница Народного художественного училища Нина Коган создала супрематический балет, с которого начиналась история УНОВИСа в 1920 году.

Вера Ермолаева, Иван Червинко, братья Векслеры, Евгения Магарил, Анна Каган — все эти люди были преданными учениками Малевича, которые творили вместе со своим учителем.

Почему УНОВИС перестал существовать?

УНОВИС действовал в Витебске с 14 февраля 1920-го по 15 августа 1922 года, пока Казимир Малевич не уехал в Петроград. А сделал он это потому, что его из города выдавили власти. Следом уезжают и некоторые его ученики, чтобы работать с ним дальше.

В Петрограде Малевич создает Гинхук — Государственный институт художественной культуры. Это уже не просто объединение, не просто школа, а научно-исследовательский институт, который стал третьей ступенью его философской пирамиды.

Лазарь Лисицкий «Новый». Эскиз костюма оперы «Победы над солнцем». 1921 год
Лазарь Лисицкий «Новый». Эскиз костюма оперы «Победа над Солнцем». 1921 год

Почему некоторые художники до конца жизни боялись признаться, что учились у Малевича?

У большинства художников УНОВИСа жизнь действительно сложилась трагически. Кто-то умер во время блокады Ленинграда, кто-то даже не дожил до нее — их репрессировали и расстреляли. Многим пришлось скрывать свои работы 1920-х годов почти до конца жизни.

Почему? Татьяна Котович говорит: такое было время.

Например, Вера Ермолаева каждую неделю проводила кружок. Туда приходили в том числе бывшие ученики Малевича. Они собирались дома на посиделки, разбирали работы, разговаривали о них. За это всех обвинили чуть ли не в троцкистском заговоре (от имени Льва Троцкого, главного противника Сталина), говорит профессор Котович.

— В 1934 году, после убийства Кирова, арестовывали всех. Неважно, чем они занимались. Нельзя было собираться больше трех — и все на этом.

Фото: wikipedia.org
УНОВИС. Групповое фото 1920-го года. Малевич — в центре. Фото: wikipedia.org

В 1934 году, перед Новым годом, Веру Ермолаеву арестовали. Несколько лет она провела в лагере в Казахстане. В 1937 году ее расстреляли неподалеку от Караганды.

Также был репрессирован Иван Гавриш.

Лев Юдин погиб во время ленинградской блокады в 1941 году, Нина Коган — там же, но годом позже.

Говорить об УНОВИСе стало возможно только после начала перестройки. Причем — преимущественно о Малевиче. В то время его работы начали дорого продаваться на европейских аукционах. Сегодня очень дорого продаются работы его учеников.

Где мы можем увидеть идеи УНОВИСа в повседневной жизни?

— Они запрограммировали виртуальную реальность, — убеждена профессор Котович. — «Черный квадрат» Малевича — не что иное, как двоичная структура, двоичный код. Своим супрематизмом, не имея компьютера и всех наших сегодняшних технологий, он создал компьютерную реальность, предугадал то, что будет через полстолетия.

Второе — в то время не было даже разговора о том, что кто-то когда-то полетит и освоит космос.

— А Илья Чашник создает полетную ракету — работу, на которой белый крест взлетает, как будто ракета отправляется в космос.

Третье — в Витебске Малевич спроектировал архитектоны. Это дома для людей, которые однажды покинут Землю и полетят в космос. Именно эти архитектоны легли в основу архитектуры Нью-Йорка. А сегодня продолжают реализовываться при застройке Дубая, новых районов Москвы, Астаны.

Проект кинотеатра "Москва". Лазарь Хидекель, 1937 год
Проект кинотеатра «Москва». Лазарь Хидекель, 1937 год

— Это все — супрематическая архитектура Малевича и его учеников, — отмечает Татьяна Котович.

Современные билборды и плакаты тоже имеют свои корни в идеях Малевича.

Как УНОВИС повлиял на мировую культуру?

Точно так же, как немецкий Баухаус (художественное объединение и школа, которая зародилась в Германии в 1919 году) или московский ВХУТЕМАС (художественно-технические мастерские в Москве), говорит Татьяна Котович.

Во-первых, художники УНОВИСа предложили проектное искусство. Они первыми начали работать над проектами командой. Сегодня это обыденность, сто лет назад ее никто не знал и не практиковал.

Во-вторых, благодаря УНОВИСу искусство стало организатором городской среды.

— Меняется не просто структура города или стиль градостроительства. Меняется понятие городской среды. Если вы придете на выставку архитектора Лазаря Хидекеля, которая 15 февраля открывается в Национальном художественном музее, то получите возможность понять, какие города предлагал строить ученик Малевича. Это были другие, экологические поселения. Например, он предлагал строить города на сваях, чтобы жить наверху, а внизу сохранять природу нетронутой.

Лазарь Хидекель "Города будущего. Надводный город", 1927 год. Собрание семьи художника
Лазарь Хидекель «Города будущего. Надводный город», 1927 год. Собрание семьи художника

Сегодня, продолжает профессор Татьяна Котович, эти идеи можно увидеть реализованными в Японии.

— Японцы создали сейсмо-экологический проект, когда в основание любого дома закладывается воздушная подушка. Как только под землей происходит малейший толчок, город поднимается. И находится над землей столько времени, сколько нужно, пока он не опустится назад. А это придумали еще 1920 году витебские художники, ученики Малевича.

Поняли ли УНОВИС через 100 лет?

Перед смертью Малевич говорил ученикам: «Вы будете старыми, когда меня поймут». Примерно о том же писал Лазарь Хидекель: «Нас поймут через 100 лет».

Роспись стены дома в Витебске. Увеличенный эскиз работы Малевича «Смерть обоям». Художники Е. Чуйкова, А. Духовников и А. Вышка
Роспись стены дома в Витебске. Увеличенный эскиз работы Малевича «Смерть обоям». Художники Е. Чуйкова, А. Духовников и А. Вышка

— По моим ощущениям, и сегодня нужно объяснять, говорить, что сделали и создали эти люди, — говорит Татьяна Котович. — Хотя ответ на этот вопрос простой: они произвели революцию в искусстве, жизни, мышлении, понимании, что такое сообщество художников, школа как передача ремесла, что такое партия в искусстве. Многие исследователи говорят, что Малевич был художником не 20-го, а 21-го века. А мне кажется, что даже 22-го.

-40%
-20%
-15%
-30%
-21%
-57%
-12%
-30%
-40%
-30%
-10%