«Все проблемы, свои профессиональные переживания мама несла в семью, обрушивая их на нас с отцом. Ее страстность достигала порой такого накала, что хотелось спрятаться, убежать», — рассказывает заслуженный артист Беларуси Андрей Душечкин о своей великой матери, актрисе Александре Климовой. «Минск-Новости» поговорили с актером Национального академического драматического театра имени М. Горького об искусстве, о семье, ролях и возрасте накануне его юбилея.

Андрей Душечкин. Фото: Сергей Пожога, minsknews.by
Андрей Душечкин. Фото: Сергей Пожога, minsknews.by

— Ваша мама народная артистка СССР Александра Климова была настоящей звездой, примой. Отец Андрей Душечкин-Корсаковский тоже человек искусства — актер, замечательный преподаватель в театрально-художественном институте. Наверное, сложно было расти в такой семье…

— Было интересно. Попытка отдать меня в детский сад с треском провалилась: я наотрез отказался ходить туда. Родители вынуждены были брать меня с собой на работу. И в этом мне невероятно повезло: рос и формировался в театральной среде. Смотрел спектакли, ездил на гастроли по Советскому Союзу. Отношения с родителями скорее можно назвать дружбой. С мамой часто отдыхал в санатории. Собственно, отца и маму объединяли прежде всего искусство и я. По характеру, темпераменту это были абсолютно разные люди.

Мама служила театру с полной отдачей, самозабвенно, на разрыв аорты. В день спектакля в доме всё замирало: она настраивалась на роль. Все проблемы, свои профессиональные переживания она несла в семью, обрушивая их на нас с отцом. Ее страстность достигала порой такого накала, что хотелось спрятаться, убежать. Отец был другой: интеллигентный, закрытый, скромный, избегающий шумных компаний. Именно он научил меня читать, любить книги, самостоятельно думать.

— Ощущали ли вы свою принадлежность к советской элите, свою избранность?

— Я понимал, что родители довольно известные люди. Кстати, в нашем доме жили многие выдающиеся личности — Игорь Лученок, Виктор Вуячич, академик Николай Борисевич. К счастью, по своей сути я простой человек, сознания исключительности во мне никогда не было. Дружил с ребятами из разных семей. Наряду с родителями меня формировали улица с ее законами и любимая столичная школа № 4. Всегда необыкновенно тепло вспоминаю одноклассников, учителей, первые влюбленности. Вообще, убежден: не внешние факторы определяют личность, а внутренние, те ценности, которые человек сам для себя выбирает.

Фото: rustheatre.by
Андрей Душечкин (слева) в спектакле «Подводники». Фото: rustheatre.by

— Вы осознанно пришли в тот же театр, где работала ваша мама? Не боязно ли было остаться сыном Александры Климовой, постоянно подвергаясь сравнениям, быть в тени ее известности?

— Я очень хорошо учился в институте, был одним из лучших студентов курса. На меня поступило пять заявок из разных мест. Руководитель курса Валерий Раевский приглашал к себе в Купаловский…

Сам я намеревался идти в штат «Беларусьфильма»: безумно нравился мир кино… Но на семейном совете мама сказала: «Не дури. Не прерывай традицию, иди на Володарского, 5». Я ее послушал и не жалею. Всегда чувствовал себя совершенно самостоятельным творческим человеком и не мучился тем, кто и как меня воспринимает и что обо мне говорит.

— Мама чаще хвалила или критиковала вас как коллегу?

— Если я нравился ей в спектакле, она могла сказать об этом, но вообще мама была поглощена своим творчеством. За четыре года моей учебы пришла всего раз посмотреть на сына в дипломном спектакле. А вот отец, будучи куратором нашего курса, со мной занимался. В театре, если хотелось узнать, что вышло, а что не получилось с ролью, я обращался, как правило, к народным артистам БССР Юрию Федоровичу Ступакову и Юрию Владимировичу Сидорову, которых очень любил и уважал.

— Какие мамины роли запомнились вам больше всего?

— Очень нравилась ее актерская работа в «Леди Макбет», «Ретро», «Сладкоголосой птице юности» по Теннесси Уильямсу, спектакле, который смотрел раз 10. С тех пор открыл для себя творчество этого гениального американского писателя.

— На сцене Театра имени М. Горького видим вашего сына Александра Душечкина…

— Саша оканчивает в этом году Академию искусств. Уже снялся в фильмах Party-zan, «Масакра», сериалах «Мухтар», «Рейдер». Сегодня занят в четырех спектаклях нашего театра. На мой взгляд, у него две хорошие роли — в «Подводниках» и «Дачниках». Он с ними справился. Как сложится дальше его судьба, пока загадывать рано.

— Следуя семейной традиции, вы ему ничего не подсказываете?

— Если он о чем-то спрашивает, высказываю свое мнение. Но сам к нему с советами не лезу.

Фото: rustheatre.by
Андрей Душечкин в спектакле «Горе от ума». Фото: rustheatre.by

— 38 лет в одном коллективе — солидный срок. Чем объясняется ваша верность театру?

— Для актера важно найти свой театр, расти там, меняться, пробовать себя в разном материале, разных амплуа, возрастных ролях. В чем счастье драматических артистов? В отличие от балетных, мы можем играть и до 100 лет.

— Когда вам было интереснее работать — в советское время при наличии цензуры или сегодня, когда при выборе драматургического материала, постановке спектакля учитывают спрос зрителя, думают о заполнении зала?

— Интересно было всегда. Думаю, сила театра — в личностном начале. Увлечь зрителя может только человек, которому есть ЧТО сказать, есть ЧЕМ поделиться. В противном случае, какие бы сценические формы ни предлагал современный театр, зритель будет ждать момента, чтобы уйти в буфет.

Сегодня, как и вчера, есть талантливые работы, в которых с удовольствием участвуешь, которые вызывают искренний отклик у публики.

— С театром ваш роман удался. А как оцениваете свою кинобиографию?

— Как довольно успешную. У меня были хорошие фильмы и роли. Посчастливилось сниматься в картинах таких замечательных режиссеров, как Петр Тодоровский, Зиновий Ройзман, Виктор Сергеев, Игорь Добролюбов, Михаил Пташук, Вячеслав Никифоров, Александр Ефремов, Леонид Мартынюк. Много лет тесно сотрудничаю с Дмитрием Астраханом. Роль полковника Самойлова в его фильме «Деточки», который вызвал большой социальный резонанс, дорога по-особому. Нравятся моя роль и сам фильм известного казахстанского кинорежиссера Акана Сатаева «Дорога к матери». И все же по-настоящему прорывной картины у меня пока не случилось. Но еще не вечер. В истории кино масса примеров, когда лучшие роли актеры сыграли после 60 лет.

Фото: rustheatre.by
Андрей Душечкин в спектакле «Дядюшкин сон». Фото: rustheatre.by

— Какие мысли, переживания посещают вас накануне 60-летия? Не пугает ли эта цифра?

— Воспринимаю возраст, изменения внешности как некую данность. Не пытаюсь обмануть Божий замысел, не хотел бы оставаться вечно молодым. Конечно, нужно посещать фитнес-зал, бассейн, следить за своей формой. Но не это все-таки главное. Красив и восход солнца, и его закат, и у каждого периода жизни свои достоинства. С годами нужно больше думать о душе. Люди с богатым внутренним миром меньше страдают по поводу уходящей красоты и молодости. Для меня жизнь по-прежнему наполнена смыслом, работой, мыслями.

-5%
-20%
-25%
-10%
-12%
-40%
-10%
-15%
-20%
0070159