85 лет назад, 29 декабря 1934 года, родился народный артист СССР Виктор Тарасов. Он был одним из самых популярных актеров Купаловского театра, с успехом снимался в кино (фильмы «Руины стреляют», «Крушение империи», «Время выбрало нас», «Государственная граница», «Водитель автобуса»). Вашему вниманию — редкие кадры из архива кинофотофонодокументов.

Виктор Тарасов в фильме "Авария". Фото: kino-teatr.ru
Виктор Тарасов в фильме «Авария». Фото: kino-teatr.ru

В 33 года он стал народным артистом БССР, в 48 лет — народным артистом СССР. На самое главное, Виктор Тарасов был настоящим кумиром для зрителей 1960−1980-х.

Тарасов родился в Барнауле, после войны его отца, военного строителя, перевели в Беларусь. В 1957-м он окончил в Минске Театрально-художественный институт и был зачислен в труппу Купаловского театра.

— Глаза у Виктора Павловича были действительно особые, — писала театральный критик Татьяна Орлова в книге «Театральная критика нового времени». — Грустинка в них затаилась еще со студенческих времен. С годами она становилась глубже и загадочнее. Тарасов не пользовался открытым темпераментом, никогда не повышал голоса, скорее затишал текст. Он в совершенстве владел искусством притягивать к себе внимание. Актеры стояли за кулисами, стараясь понять, как он это делает. Но и в игре Тарасова была не техника, которой можно научиться и которую можно скопировать, а тайна особой индивидуальности. Эту тайну он унес с собой.

— Люди, чьи судьбы он проживал и которыми увлекал зрителей, были всегда добрыми, — продолжает Орлова. — Стоит вспомнить его Мультика из дударевского «Вечера». Не добренького, не жалостливого, а не способного на зло.

Те немногие роли классического репертуара вроде Дульчина в «Последней жертве», Нехлюдова в «Воскресенье», Барона «На дне» и особенно царя Николая в телеспектакле «Крах» запоминались именно своеобразным отсутствием поступков. Их действия могли бы принести зло. Тарасов педалировал некоторую пассивность, расслабленность, словно предохраняя персонажей от того, за что потом Бог накажет. По драматургическому материалу это отрицательные герои. У Тарасова они становились, если не положительными, то обязательно «невиноватыми», жертвами обстоятельств.

А еще Тарасов был невероятно популярен у обычных зрителей.

— А «Водитель автобуса» — такое народное кино. После него Витя стал своим для всех водителей страны, — рассказывала «Комсомольской правде» его жена, актриса Нина Пискарева. — К нему мог подойти какой-нибудь шофер: «Я тебя знаю, ты во втором автопарке работаешь. Одолжи денег». Наша дочка Катя смотрела фильм с отцом и каждый раз рыдала, когда старика, которого тоже играл Витя, убивают.

Виктор Тарасов в фильме "Затишье". Фото: kino-teatr.ru
Виктор Тарасов в фильме «Затишье». Фото: kino-teatr.ru

Последний раз на сцену Купаловского театра Тарасов вышел на свой 65-летний юбилей. Последние годы он провел в деревне под Смолевичами. Скончался в 2006 году.

На архивном видео, которое мы предлагаем вашему вниманию, вы можете увидеть Тарасова в спектакле «Дзівак» по пьесе Назыма Хикмета, в радиоспектакле «Кніганошы» по произведению Владимира Короткевича, а также в спектакле «На дне».

1. № 1021 Киножурнал «Мастацтва Беларусі», № 4, 1964 г., режиссер В. Сукманов, И. Пикман, оператор И. Пикман; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

2. № 1474 Киножурнал «Мастацтва Беларусі», № 3, 1965 г., режиссер В. Сукманов, операторы Г. Масальский, С. Фрид; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

3. № 1539 Киножурнал «Мастацтва Беларусі», № 1, 1968 г., режиссер П. Василевский, операторы Л. Пужевич, С. Фрид; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

-43%
-30%
-50%
-23%
-50%
-50%
-15%
-15%
-15%