104 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  2. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  3. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  4. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  5. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  6. Кризис и волны релокейта не помеха? Резидент ПВТ пошел развивать технологические проекты в регионах
  7. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  8. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  9. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  10. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  11. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  12. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  13. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  14. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  15. Как Беларусь зарабатывает на реэкспорте цветов в Россию
  16. Кирилл Рудый — о жизни после госслужбы и проектах с Китаем. «Cперва кажется, ничего нельзя, а оказывается — все можно»
  17. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  18. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  19. «В детстве комплексовала и боялась, что нет будущего». Глухой автоинструктор — о жизни и работе
  20. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  21. Суд за надпись «3%» и пять лет колонии за «изготовление ежей». Что происходит в Беларуси 3 марта
  22. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  23. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  24. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  25. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  26. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  27. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  28. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  29. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  30. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло


/

«В этом году первая заявка на билеты поступила мне 27-го августа. А когда несколько лет назад разместила их в середине октября — это было критически поздно. Билеты не распродались и после новогоднего блока пришлось подсчитывать убытки». Театральный менеджер Ольга Николаевская рассказала TUT.BY о закулисье новогоднего бизнеса, а также посоветовала, как выбрать между несколькими десятками спектаклей, развлекательных шоу и цирковых программ, чтоб не попасть на откровенную халтуру.

Ольга Николаевская. Фото: личный архив
Ольга Николаевская. Фото: личный архив

«Максимально продавала 5600 билетов для зала на 420 мест»

— Свои первые елки я организовывала для профессионального частного театра, — вспоминает Ольга. — В тот год еще летом мы с директором обсуждали выбранный для декабря спектакль и самонадеянно делили шкуру неубитого медведя. Были уверены, что с качественным детским мюзиклом сможем легко поставить в афишу 40 спектаклей и отыграть их все на аншлаге. Но оказалось, что все даты на площадках в центре города на выходные дни расписаны. Чтобы продать зал на дневное время в будний день, необходимы коллективные заявки, но у школ и профсоюзов свои «добровольно-принудительные» мероприятия.

По словам Николаевской, новичку в эту систему сложно вписаться и результат может быть плачевным. Если в середине осени ты не видишь 50% продаж, то зимой у тебя мало шансов «добрать» необходимое, чтобы окупиться, даже при массированной рекламе. Кто-то пытается организовывать побольше январских показов, но практика показывает, что люди охотнее ведут детей на елки до Нового года. В январе спрос падает процентов на 50. К тому же нельзя затягивать с билетами: в свой первый год Ольга разместила в продажу новогодний спектакль только в середине октября, что было уже критически поздно. Билеты не распродались, и после новогоднего блока театру пришлось подсчитывать убытки.

— С каждым годом новогодняя афиша формируется все раньше. В этом году первая заявка на мой спектакль «Динь-дон, я ваша мама!» поступила мне 27-го августа. А вот постоянная клиентка в эти же недели развела руками, мол, где вы, Оленька, со своим предложением были три дня назад?

Чтобы не остаться в «минусе», театральному менеджеру всю осень приходится висеть на телефоне, поддерживать связь с билетными операторами, профсоюзами, рекламщиками.

— Мой максимум: 5600 билетов на серию спектаклей для зала на 420 мест. У крупных концертных агентств, привозящих гастролеров с разнообразными шоу по мотивам популярных мультфильмов, ситуация, понятно, другая. Но в целом уверена: какой бы хорошей ни была постановка, она провалится, если менеджерская команда не сумеет ее правильно продать. Театрам и концертным агентствам нужно научиться рассчитывать свои силы.

«У востребованных артистов уже в августе составлен график на декабрьско-январские выступления»

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

По словам Ольги, самые опытные организаторы заключают договор аренды с наиболее востребованными площадками на следующую новогоднюю кампанию чуть ли не на следующий день после последней елки текущего года.

Но такое же раннее планирование характерно и для актеров.

— Как театральный менеджер могу сказать: тяжелее всего для елок найти Дедушку Мороза. Колоритных артистов пересчитать по пальцам, поэтому за ними охотятся все организаторы. У самых востребованных уже в августе составлен график на декабрьско-январские выступления. Некоторые честно договариваются со своим театром: «На стыке декабря и января меня нет». Поэтому не удивляйтесь, если ведущего артиста какого-нибудь заслуженного коллектива вдруг встретите на негосударственной площадке. Театр — это тоже бизнес.

Тогда почему актеры не дедморозят на своих подмостках?

— Все просто: «у себя» хороводы вокруг елки чаще всего входят в зарплату или оплачиваются небольшой премией. В частной структуре за эти же 30 минут игр с детишками можно получить хороший гонорар. Неудивительно, что в одном из столичных театров на елки пришлось… нанимать сторонних Снегурочек: свои в это время работали на других площадках.

Один состав или замена?

Фото: mil.ru
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: mil.ru

— Люди привыкли перед покупкой нового смартфона дотошно изучать функции и расспрашивать продавца об особенностях желаемого товара, но билеты на спектакли берут, как прежде, не глядя, — удивляется Николаевская. — Будто новогодняя елка на афише сама по себе является гарантией качества.

Что Ольга посоветует потенциальным покупателям?

— Приобретая билеты, обязательно поинтересуйтесь, сколько составов актеров задействованы в новогодних представлениях. Если организаторы сделали ставку на один состав, а в день у них расписано по три-четыре показа, то вы можете себе представить, какими исполнители будут к вечеру? Посмотрите афишу и прочтите аннотацию спектакля: «топорный» дизайн и банальный малограмотный текст подскажут, что организатор не потрудился нанять профессионалов на эти позиции, а значит, и спектакль может оказаться выступлением аниматоров. Хороший и важный показатель — наличие в афише имен актеров и постановщиков, которых можно прогуглить. Отсутствие имен или ноунэймы в театральном мире — признак начинающего организатора, который хочет по-легкому заработать денег и не имеет связей и/или денег на приглашение профессионалов.

Возникает и другой вопрос. Как плотный новогодний график смогут выдержать актеры? Так, Молодежный театр дает по три спектакля в день, Театр эстрады — по три на основной сцене и столько же в одном из выставочных центров. Театр-студия киноактера специально под каникулы ничего не создавал, но зато проверенный временем «Щелкунчик» запущен опять же по три показа на день…

— Есть надежда, что при большом количестве штатных артистов в этих постановках будут играть дублирующие составы, а это, как правило, студенты театральных вузов. Значит, на последнем по времени спектакле зайцы все еще смогут в прыжке оторваться от сцены, у принцесс не будет отстраненного взгляда, а у Дедов Морозов все еще хватит голоса для очередного хоровода. А вот в многочисленных шоу, созданных специально под новогоднюю кампанию, бюджета на несколько составов может и не быть. Так что велика вероятность попасть на полную плюсовую фонограмму, а здесь уже речь совсем не об искусстве.

С голосом Билана, но без него самого

Фото: mil.ru
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: mil.ru

Еще один важный момент. Организаторы часто идут по пути наименьшего сопротивления: записывают весь звуковой ряд спектакля на фонограмму. Ольга относится к моде на «полный плюс» резко негативно:

— Я понимаю, что не на всякую сцену можно посадить живой оркестр, да и не каждому организатору под силу оплатить работу музыкантов в дополнение к расходам на зарплату артистов, постановочной команды, цехов, обслуживающего персонала. Но почему все больше проектов настолько не доверяют своим артистам, что даже простенькие диалоги между персонажами идут под полную плюсовую фонограмму? Актерам остается только губами шевелить, чтоб попадать в голос — причем часто даже не в свой.

Мы уже привыкли ко всевозможным ледовым шоу, в которых звучат Дима Билан или иная эстрадная звезда. О том, что приедет только голос, а не сам исполнитель, во флаерах и на рекламных растяжках писать научились — главное, внимательно читать. С многочисленными елками сложнее: на афишах практически не найти пометок, что представление идет под полную фонограмму. Узнать об отсутствии живого звука можно только в одном случае: если задать конкретный вопрос организатору.

— Белорусский зритель, с одной стороны, уже яро отстаивает свои права. Даже в ситуациях, когда он заведомо неправ. Сколько раз бывало: опоздает минут на 20 семейная пара с ребенком. На билетах написано: «После третьего звонка вход запрещен». Но они сначала будут требовать их пустить, потом бесцеремонно через весь зал прошествуют к своим местам, а когда увидят, что кресла заняты, будут снова через весь зал мчаться к администратору, несмотря на то, что на сцене давно идет спектакль. А с другой стороны, после фонограммного спектакля зрители, скорее всего, промолчат. На следующий год все повторится. Дети же, несколько раз попав на такую ерунду, больше в театр идти не хотят. И тогда мы все — частные организации, государственные театры, заезжие коллективы — сидим и гадаем, а где же зритель.

-20%
-10%
-5%
-15%
-28%
-30%
-50%
-20%