/ Фото: Алесь Пилецкий /

В Витебске 18 ноября открылся Международный фестиваль современной хореографии (IFMC-2019) — уже 32-й по счету. В первый вечер зрители увидели пластический спектакль без слов — «Анна Каренина». Роман Льва Толстого станцевали драматические исполнители — артисты Московского государственного академического театра имени Вахтангова. Постановщик спектакля — известный литовский хореограф и режиссер Анжелика Холина.

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY
Исполнители главных ролей, слева направо: Евгений Князев (Алексей Каренин), Ольга Лерман (Анна Каренина), Дмитрий Соломыкин (Алексей Вронский)

Ни одной реплики — но все понятно

Анжелика Холина поставила свою версию «Анны Карениной» на сцене Театра имени Вахтангова еще в 2012 году. Однако история трагической любви замужней дамы Анны Карениной и блестящего офицера Алексея Вронского на фоне счастливой семейной жизни дворян Константина Левина и Кити Щербацкой до сих пор имеет успех. Вот и в Витебске на этот спектакль все билеты были проданы.

В 2,5-часовой постановке звучит музыка Альфреда Шнитке — и нет ни одной реплики. Однако зрители и без слов понимают драму, которая разворачивается у них на глазах.

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY
Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY
Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY
Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

Действо на сцене фантастически красиво! Идеи Анжелики Холиной помогли воплотить художники: по костюмам и гриму — Юозас Статкевичус, и по свету — Тадас Валейка. И, конечно же, артисты. В роли Анны Карениной — Ольга Лерман. Мужа героини Толстого, Алексея Каренина, сыграл Евгений Князев, а ее возлюбленного Алексея Вронского — Дмитрий Соломыкин.

Критик — о спектакле: «Состояние „разрывающегося сердца“ было у всех зрителей»

Витебская публика радушно приняла вахтанговцев. Зрители аплодировали стоя, наверное, минут пять.

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

После спектакля зрителей пригласили на встречу с режиссером Анжеликой Холиной и исполнителем роли Каренина — народным артистом России, ректором Театрального института имени Щукина Евгением Князевым. (Кинозрители помнят его по ролям в фильмах «Вольф Мессинг», «Страсти по Чапаю», «Сын отца народов» и др.).

Встречу вела искусствовед, театральный критик Татьяна Котович:

— Мы увидели с вами целостное, точно выверенное в каждой секунде сценического времени произведение. Это совершенно оригинальная трактовка не только сюжета романа Льва Толстого, но и женского образа. Наверное, у молодых девушек в зале и у женщин с большим жизненным опытом выстроилась своя партитура жизни, счастья и страдания главной героини. Думаю, на сегодняшнем спектакле состояние «разрывающегося сердца» было у всех. И я хочу выразить искреннюю благодарность и как зрителя, и как критика Анжелике Холиной — за этот невероятный труд.

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY
Слева направо: Анжелика Холина, Евгений Князев, Татьяна Котович

Режиссер: «Я хотела сказать этой работой: люди, будьте добрее»

Затем вопросы могли задавать зрители.

— Везде смерть Анны Карениной показана с большим размахом, задействовано много декораций, звучит роковая музыка. Вы же показали ее уход как раскаяние. Почему?

— Мне было важно сделать финальную сцену без поезда, — отметила Анжелика Холина. — Почему-то везде он обязательно выезжает на сцену. А мне кажется, что этим поездом является общество. И мы друг для друга являемся этим поездом. Вы подумайте, как мы общаемся и как судим друг друга. Нельзя этого делать. Получается, что мы все «проезжаем» через душу друг друга. И я хотела сказать этой работой: люди, будьте добрее. Нельзя сказать, что кто-то из героев романа Толстого — отрицательный или положительный персонаж. Они просто не умеют жить. Мы все учимся жить, делаем ошибки. Человек так устроен, что у него ничего не получается до конца. И если мы это осознаем, то не будем жаловаться, что несчастны.

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY
Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY
Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

Одна из зрительниц с восторгом отозвалась о работе художников:

— Просто шедеврально подобраны костюмы, прически, грим, аксессуары, все детали, пропорции, формы, материалы… Ничего лишнего. Как вам это удалось?

— Костюмы создал наш великий кутюрье — Юозас Статкевичус. Он сделал более ста спектаклей, это очень талантливый человек. Мы с ним — родственные души. Он никогда не рисует эскизы, так как знает, чего я хочу. Я люблю, чтобы было эстетично. Люблю выражать темы через красоту. В моих спектаклях вы никогда не увидите гор мусора или что-то вроде этого. И я хочу, чтобы хороший вкус не уходил из театра. Это очень важно.

Исполнитель роли Каренина: «Я, апластичный, корявый, попал к ребятам, которые прекрасно танцуют»

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

Евгений Князев говорит, что исполнение роли Алексея Каренина в пластическом спектакле далось ему непросто:

— Я очень рад, что Анжелика Холина предложила мне эту роль. Я взялся за нее, так как поверил ее таланту. На первой репетиции она мне показала, что пластикой можно договорить до мысли. И тогда, на репетиции, у меня вдруг всплыли в голове слова Толстого, один отрывок. Хоть в тот момент я не перечитывал сам роман. Думаю: «Не может быть! Приду и проверю. Если это так, буду всеми правдами и неправдами пытаться репетировать». Потому что я — абсолютно апластичный человек, корявый какой-то — попал к этим ребятам, которые прекрасно танцуют. Решил, что надо брать чем-то другим. А чем — подсказала Анжелика. Она и сегодня подсказывает, хоть прошло уже 7 лет, как идет спектакль. И становится работать легко.

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY
Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

По мнению Евгения Князева, современный актер должен быть универсален:

— Слово — очень важно. Но мы в институте говорим студентам: «Вы — драматические артисты, должны быть синтетическими. Вы должны уметь танцевать, быть пластичными, ритмичными, музыкальными, хорошо говорить».

Евгений Князев считает, что «Анна Каренина» в версии вахтанговцев получилась одновременно и пластическим произведением, и драматическим спектаклем:

— Глядя на ребят-коллег на сцене, ни разу не сказал, что они танцуют. Они играют! Великолепно играют! Причем не только главные герои, но и все остальные персонажи. Я горжусь труппой нашего театра: она очень сильная.

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY
Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

Артист сделал комплимент городу, где проходит фестиваль хореографии:

— Я мечтал попасть в Витебск. Я здесь в первый раз. У города очень много достоинств. Но я хотел приехать сюда, уж простите меня, потому что знал, что это родина Марка Шагала. Здесь родился художник мирового уровня. И он сколько бы потом ни писал Париж, все получался Витебск.

Что покажут на IFMC

У поклонников IFMC впереди еще пять праздничных вечеров и четыре постановки. 19−20 ноября состоится мировая премьера балета «Вий» по Николаю Гоголю в исполнении «Киев модерн-балета» (хореография Раду Поклитару). Постановку сначала покажут в Минске, в Национальном театре оперы и балета, а затем — в концертном зале «Витебск».

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

21 ноября зрители увидят спектакль бельгийского хореографа Яна Мартенса Sweat Baby Sweat: в нем будут и йога, и цирковая акробатика, и рок-н-ролл.

Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова» 22 ноября представит две премьеры: одноактные балеты «Лабиринт» и «Человек воздуха».

На концерт закрытия фестиваля, 23 ноября, организаторы припасли постановку Oskara от компании танца Kukai Dantza (Испания). Она признана лучшим спектаклем на международном форуме танца Tanzmesse-2018 в Дюссельдорфе.

Однако главное событие IFMC-2019 — белорусский конкурс хореографии. 20 коллективов из Витебска, Гомеля, Гродно, Минска и Могилева представят жюри 31 работу. Имена победителей объявят на концерте закрытия в субботу.

Полная программа XXXII Международного фестиваля современной хореографии IFMC-2019 в Витебске — по ссылке.

Использование материала в полном объеме запрещено без письменного разрешения редакции TUT.BY. За разрешением обращайтесь на nn@tutby.com

-40%
-20%
-10%
-10%
-30%
-50%
-30%
-50%
-30%