«Будем откровенны: белорусский кинематограф переживает сегодня худшие за всю свою историю времена. Нужны кардинальные меры. Кинопроцессом должны управлять творцы-профессионалы, а не чиновники министерства, чьи знания о сути творчества не намного превосходят уровень обычных зрителей», — утверждается в открытом письме известных белорусских кинематографистов, которое 27 сентября опубликовала газета «Народная Воля». Приводим самые интересные выдержки из этого неоднозначного документа, который напрямую связан с сегодняшней ситуацией на «Беларусьфильме».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Авторы письма — кинорежиссеры Анатолий Алай, Игорь Волчек, Виталий Дудин, Юрий Елхов, Дмитрий Зайцев, Анатолий Карпов, Маргарита Касымова, Вячеслав Никифоров, Валерий Рыбарев, а также продюсеры Александр Рыдван и Светлана Ярошевич.

В начале письма его авторы отдают должное усилиям государства («в результате масштабной реконструкции киностудии „Беларусьфильм“ здесь созданы хорошие условия для творчества, ей постоянно выделяются дотации: ежегодно закупается от четырех до восьми игровых, до 30 документальных, от восьми и более анимационных фильмов») и деятельности гендиректора («Нынешнему руководителю „Беларусьфильма“ В. М. Карачевскому можно только посочувствовать: ему придется нести ответственность не только за то, что сделал сам, но и за грехи предшественников»).

Далее авторы переходят к разбору ситуации, сложившейся в белорусском кинематографе.

В тексте резко критикуется работа отечественных сценаристов.

«Взять, к примеру, две наиболее распространенные в нашем кино темы: лав стори и военную драму. Десятки, если не сотни картин сделаны словно под копирку. Сюжеты примитивные. В первом случае — она бедная, приехала в большой город в поисках счастья и полюбила богатого. Он ею воспользовался и бросил с ребенком. Дальше демонстрируются ее бесконечные страдания в надежде на то, что зритель прольет слезу. И обязательный хеппи-энд: находится благородный мужчина, который разрешает все ее проблемы. Подобные мыльные оперы пользуются сегодня успехом лишь у дам преклонного возраста, воспитанных на индийских фильмах.

То же самое в изображении войны. Рвутся снаряды, строчат пулеметы. Враг силен и коварен. Но в конце концов благодаря мужеству и отваге наших он будет повержен. Даже новейшие технологии, позволяющие творить на экране чудеса (как, например, в фильме „Т-34“), не побуждают больше зрителя хвататься за носовой платок, чтобы утереть слезы, или пить валерьянку».

По мнению авторов письма, «судьбу сценариев определяют люди, представляющие все мыслимые сферы общекультурного процесса, но в большинстве своем далекие от кино. А желательно, чтобы как минимум половину экспертов составляли профессионалы: кинодраматурги, режиссеры, операторы, редакторы, киноведы, продюсеры, актеры, создавшие хотя бы одно заметное произведение, а имена авторов сценариев оставались для экспертов неизвестными до вынесения ими вердикта».

Как утверждают авторы письма, сложная ситуация сложилась в сфере анимации.

«Материально-техническая база и кадры студии [анимационных фильмов] находятся в плачевном состоянии, поскольку все средства, регулярно поступающие на киностудию „Беларусьфильм“ на производство анимационных фильмов, тут же растворяются в „общем котле“.

Выражаясь бытовым языком, аниматоров просто-напросто пробрасывают, так как они являются „договорниками“, что позволяет годами не выплачивать полагающиеся им зарплаты и гонорары. При таком положении дел анимационная студия долго не протянет».

По мнению режиссеров, «главная беда современного отечественного кинематографа в том, что им на всех уровнях управляют амбициозные, властолюбивые люди, очень поверхностно представляющие суть кинопроцесса. Мастер задвинут на задворки, его статус понижен до бессловесного рядового исполнителя, которому позволено лишь интересоваться: „Чего изволите?“».

Правда, ни одной конкретной фамилии «амбициозных» и «властолюбивых» людей, а также людей, которые определяют судьбу сценариев, не называется.

Также в тексте можно найти ссылки на Владимира Ленина, критику интересной картины «Хрусталь» (поскольку ее режиссер Дарья Жук «как личность сформировалась под влиянием западного кино и выражает его идеологию»), а также личные претензии авторов письма к киностудии (чаще всего они связаны с судьбой их картин).

Как общий итог — ссылка на данные кинопрокатчиков. Те утверждают:

«Большинство фильмов, снятых в последние годы на национальной киностудии, окупают себя только на 5−10 процентов. Лишь единицы дотягивают на телевидении до 75 процентов, да и то в течение трех лет».

Что предлагают отечественные кинематографисты? Пойти по пути России.

«В 1990-е годы киностудия „Мосфильм“ переживала аналогичный финансовый и духовный кризис. В 1998 году ее преобразовали в самостоятельный негосударственный концерн. С того времени бессменным генеральным директором и председателем правления является прославленный кинорежиссер Карен Шахназаров.

Студия не только сохранила традиции национального кино, сберегла творческий потенциал, но и стала высокорентабельным предприятием, увеличив свою доходность за последние годы более чем в 10 раз. Производственная мощность студии — более ста игровых картин в год. Современный „Мосфильм“ не нуждается в государственных дотациях. Более того, платит ежегодно налоги, исчисляемые миллионами долларов…»

TUT.BY не смог получить оперативный комментарий «Беларусьфильма» на это письмо. Портал готов представить руководству киностудии возможность обсудить проблемы белорусского кино.

-20%
-11%
-10%
-20%
-16%
-10%
-13%
-5%
0072263