Есть такие события в культуре, наблюдать за аудиторией которых едва ли не более интересно, чем созерцать происходящее на сцене. К таковым можно отнести, например, концертный тур "За Беларусь!" (откуда в ТВ-трансляции рев оваций, если зал сидит мертвый и хлопать боится?), выступления Петросяна (боже, над чем смеются эти люди?!), песни Бориса Моисеева (о, эти лица крепких хозяйственников, прибывших в зал на халяву, по бесплатным пригласительным!).

Родион РАСКОЛЬНИКОВ

Премьера ожидавшейся многими картины "Бумер. Фильм второй" — явление того же порядка. Причем на публику было интересно смотреть не только вначале. Диалог режиссера и зрителя продолжался вплоть до финальных титров и закончился явными "непонятками" со стороны любителей жанра.

Публика, курившая вечером 8 марта возле кинотеатра "Москва" в ожидании сеанса, состояла преимущественно из парней в возрасте 17-22 лет, одетых в короткие дубленки и уже накопивших на собственную 20-летнюю BMW — 3. Поскольку в салон "тройки" помимо водилы с некоторым скрипом помещаются еще четверо некрупных пацанов, рядом переминались робкие друзья, осознающие свою причастность к великому: они идут смотреть фильм про машину, в которой тока что проехали!

Курили молча, играя желваками и изредка сплевывая. Так курят перед стрелкой. Так курят перед делом. Так курят перед судом боевого товарища. Изредка в этих группках попадались девушки, к которым присутствующие стояли вполоборота и обращались небрежно, демонстрируя нехитрый блатной расклад: пацан за "малОй" не волочится. "МалАя", если любит, пацана поймет.

Атмосфера в зале перед началом сеанса была, как на концертах Егора Летова: пахло дракой. Правда, непонятно было, кто кого конкретно будет бить и, главное, за что. Пока шла реклама, с середины ряда, на котором сидел обозреватель "БелГазеты", встал усталый молодой человек и, поднимая всех фамильярным похлопыванием по плечу, направился к выходу — судя по всему, за "догонкой". В вопросе, кого бить, появилась некоторая ясность.

Первая часть фильма была воспринята аудиторией с пониманием. Кот откинулся с зоны, встретился с Ошпаренным, но валить его за подлянь, которую тот в конце первого фильма выкинул, не стал, а разошелся по-людски. Потом Ошпаренного завалили, Кот оседлал его "Ха пятый" (BMW X — 5) и куда-то поехал. Завязка многообещающая и, главное, в рамках дискурса, понятного собравшимся.

То тут, то там слышались одобрительные возгласы: аудитория хвалила художественные приемы, режиссуру и, естественно, автомобиль. Но тут вернулся фраерок, который выходил за "догонкой", и в сюжете все пошло наперекосяк. Кот встретился с какой-то "малОй" и откровенно повелся. Т.е. вначале он еще вел себя как пацан (кидал ее в ледяной погреб во время ссоры, поливал водой, чтобы успокоилась и т. д.), но потом потекли, натурально, какие-то розовые сопли. Когда та заболела, стал ее жалеть, не завалил, когда та сдала его местным бандитам. Зал, ржавший во всю глотку во время издевательств Кота над девушкой, неодобрительно умолк. Как если бы главарь уличной банды завел роман с какой-нибудь фифой и стал прямо при пацанах объясняться ей в любви. Режиссера фильма Буслова пацаны, натурально, не поняли.

Еще раз они его не поняли во время эпизода с уличной шпаной — группкой одетых в спортивные костюмы лоботрясов, один из которых добыл настоящую "волыну". То, как элегантно, не по-бандитски Кот указал им на их место в жизни, было воспринято залом, отождествлявшим себя именно с такими вот молодыми отморозками, с видимым неодобрением. Не осуждения ждали от Кота тинейджеры, собравшиеся в кинотеатре "Москва", а душевного разговора. Командирской заруки, объяснения, как им, подрастающим блатным, жить дальше. А тот им вместо этого дал понять: не нужна вам, пацаны, такая машина. Живите вы лучше обычными жизнями, встречайтесь с девчонками и детей с ними делайте.

После того как Кот начал распрягать "малОй", что хочет поступить на флот, зал почувствовал себя преданным. Не для того шли они смотреть "Бумер. Фильм второй", не для того вот уже три года использовали на своей мобиле задолбавший уже всех окружающих рингтон, чтобы им с экрана объясняли: нет у реальных пацанов будущего в новой культурной парадигме. Им нужно становиться моряками, владельцами автосалонов или просто уезжать в провинцию и брать там в жены стареющих медсестер с малыми детьми на руках.

Когда в долгожданной второй части их "Бумера" какой-то ботаник-шкет начал прогружать, что, мол, SMS — сообщения формируют язык будущего, т.к. приучают человека к очень емким, ярким фразам, из зала потянулись люди. Первым ушел фраерок из центра, снова подняв половину ряда. За ним увязалась пара фигур. Пацанов понять можно: в конце концов, нужно же что-то делать с собственным разочарованием. Не внутри же его носить! Вот если бы на премьеру приехал Петя Буслов, они б ему душевно объяснили, как про них фильмы надо снимать.

Тем временем картина все больше превращалась в "Унесенных ветром". "МалАя", правда, оказалась боевой бабой. Вместо того что бы сидеть на лавке и пацана своего ждать, стала его сама на дело выпроваживать. Все потому, что ей в Гоа хотелось. Сейчас для всех реальных пацанов в Гоа — рай. В 2002 г. рай у братвы был на Кубе — ведь именно туда хотел свинтить Лис-Куценко из "Антикиллера". А сейчас на Кубу уже только лохи ездят. Сейчас нормальный человек о Гоа должен мечтать.

Эпизод с милиционером, нагло затребовавшим у Кота паспорт (паспорт был выдан на другого человечка, откинувшегося по УДО, а потому Кот, наверное, испытал массу неприятных впечатлений), а потом робко предложившим купить явно краденую "мобилу", ненадолго напомнил залу, что всю эту муть сделал тот же самый человек, который сотворил первого "Бумера". Но дальше вновь последовали розовые сопли и только музыка Шнура и узнаваемая легкая грусть добавляли фильму шарма.

Те, кто все-таки досидел до конца, выходили из зала растерянными. Они больше не играли желваками, не сплевывали и курили обыденно, без геройства. Не исключено, они подумывали о том, чтобы устроиться на работу в какой-нибудь офис, продать свою 20-летнюю "тройку" и купить наконец нормальную машину с передним приводом.
-50%
-25%
-20%
-20%
-30%
-10%
-20%
-20%
-40%