Браславские озера — место знаковое. Не были там — не видели и не познали Беларусь. И сегодня в рамках проекта «По местам силы с ГАЗ» мы отправляемся на Браславщину. Достаточно знать, что Браслав старше Минска на два года — первые упоминания относятся к 1065 году. Это был пограничный город Полоцкого княжества, пока в XIV в. он не вошел в состав Великого княжества Литовского. Браславская земля хранит великие исторические события. А еще здесь просто невероятно красиво. Ты все время едешь мимо озер, больших и маленьких, на берегу которых стоят симпатичные деревеньки. И тут же в голове мысль — бросить все и уехать жить на Браславщину. Купить домик и каждый день смотреть с крыльца на озерную гладь. Никакого моря не нужно. Надо впитать силу земли, перезагрузить реальность, уйти в себя — поезжайте в Браслав.

Добраться до Браслава — проблема

Можно долго описывать словами всю красоту Браславских озер. Но лучше один раз посмотреть. Мы собрали в этом видео все самое прекрасное из нашего путешествия:

В Браслав нужно ехать только на машине. Будок с надписью «прокат авто» мы там не замечали. Мы решили, что раз уж у нас отдых активный, то и автомобиль подобрали соответствующий. Это ГАЗ «Соболь 4×4». Между прочим, один из самых доступных на рынке полноприводных микроавтобусов — наряду со знаменитой «буханкой». Но все же «Соболь» — это уже другой виток развития автопрома. У нас — грузопассажирская версия. В салоне 7 мест, причем задний ряд четырехместный. За спинками кресел — вместительный грузовой отсек. Все это упрятано в довольно компактном кузове. В общем, для рыбалки — то, что надо.

Из Минска до Браслава — примерно 260 км пути. И, к сожалению, не самого быстрого. Из Минска можно выезжать двумя дорогами — по трассе М3 и в Бегомле уйти на Глубокое. Второй вариант — на Вилейку и Поставы. По времени и расстоянию оба маршрута почти одинаковы. Часть пути — относительно скоростные трассы, но в основном он проходит через населенные пункты по двухполосным дорогам. А там и тракторы, и другая сельхозтехника встречается. Кроме того, что дорожки узкие и забитые, они еще и местами ухабистые. Но и «Соболь» — не реактивный снаряд, хотя крейсерские 80−90 км/ч поддерживает. Это будет оптимальным вариантом между временем в пути и расходом топлива. Пока наши тела трясутся в просторном салоне, в голове мелькает мысль — лучше б вместо очередного дворца построили автобан до Браслава. Чтобы максимум два с половиной часа — и ты в краю — раю озер. Но добрались.

Жилье. Бронируют даже за полгода!

Если не тормозить в пути, то в спокойном ритме можно доехать до Браслава за три часа. Вкатываемся в город, «Соболь» довольно урчит мотором. Стайерские забеги не для него, но с дистанцией справился. Шумноват, потряхивает, но везет. Водитель, может, и устал, а пассажиры бодры и веселы. Едем заселяться.

«Сдается город и пригород». Такое объявление можно было вывесить при въезде в Браславский район. Туристов принимают, кажется, в каждом доме. Даже если нет объявления, можно просто спросить — должны впустить. Что нужно знать начинающему покорителю Браславских озер? Хорошие, проверенные коттеджи, дома и усадьбы постоянные гости бронируют едва ли не за полгода до пика сезона. Разброс цен — феноменальный. И главное — нет прямой зависимости между стоимостью проживания и его качеством. За одни и те же деньги могут сдаваться комнаты в домиках, склепанных из самых дешевых материалов, и симпатичные уютные апартаменты. Наш совет — искать знающих людей. Картинки в интернете могут сильно отличаться от реальности. Стоимость — от 15 рублей за человека до бесконечности. В среднем более-менее приличные варианты будут стоить 35−50 рублей в сутки. Второй путь — государственные базы отдыха. Их тут тоже в избытке. Мы заехали на смотрины на базу отдыха «Леошки». Она принадлежит Национальному парку «Браславские озера». Цивилизация во всей красе. Аккуратные бревенчатые домики, благоустроенная территория прямо на берегу озера. Стоимость двухместного домика с удобствами площадью 16 «квадратов» — от 55 рублей в сутки. Трехразовое питание — 35 рублей с человека. Ничего удивительного, что и здесь бронируют места за полгода. Можно найти ночлег и за день до приезда, но это уже чистое везение.

Но мы же на «Соболе 4×4». Нам бы чего-нибудь менее цивилизованного. В кузов фургона влезет пропасть палаток, спальных мешков и прочих вещей, так необходимых для «дикого» отдыха на природе.

Самый «туистический» вариант — прямо на берегу озера, в палатке. И здесь, опять же, есть возможность выбора. Есть «общественные» площадки, рассчитанные на несколько десятков туристов. Здесь возьмут 4,5 рубля с человека в сутки. Но есть риск оказаться в компании горлопанящих любителей шумного отдыха.

Если хочется покоя и уединения, плеска волн и треска поленьев под задушевные разговоры — можно выбрать заказную туристическую «полянку» в укромном месте. В зависимости от вместимости стоимость аренды в сутки варьируется от 40 до 200 рублей. Будут и дрова, и туалет. Всего по берегам озер разбросано больше шести десятков таких площадок. Они пользуются стабильным спросом, поэтому занять лучшие места поможет раннее бронирование. Начинайте уже зимой. Кстати, ко всем таким площадкам обустроены нормальные подъезды, поэтому внедорожные возможности «Соболя» все еще остаются нераскрытыми.

Браслав — точка силы для туриста. Вариантов размещения очень много — от скрытых в лесу избушек до современных усадеб со всеми удобствами. Каждый найдет свое удовольствие.

Рыбалка как познание дзена

Еще один символ силы Браслава — рыбалка! Мы спокойно едем вдоль очередного озера, когда наш рыболовный гид Евгений Атрахимович замечает, что здесь не поймает рыбу только тот, кто не расчехлял снасти.

Рыбалка на Браславах — удовольствие платное. Посидеть денек с поплавочной удочкой — 4 рубля. Рыбалка на живца обойдется в 11 рублей в сутки, а рыбалка на дорожку с маломерных судов стоит 15 рублей в сутки. Подводная охота — самое дорогое удовольствие — будет стоить 25 рублей в сутки. Путевки можно купить в администрации Национального парка, специальных киосках. Там же можно уточнить все правила и нюансы.

Чтобы гарантированно не остаться без улова, туристы пользуются услугами рыболовных гидов. Обычно это ребята, которые являются профессионалами рыбной ловли — мастера спорта, чемпионы Беларуси. Они сделают все, чтобы даже полный профан не остался без добычи — прикормят заранее место, подготовят снасти, научат забрасывать, подсекать и вытаскивать. И даже сварят уху из добытой рыбы.

На Браславских озерах ловится практически все, что водится в пресноводных озерах — ряпушка, снеток, уклея, язь, густера, плотва, угорь, щука, окунь, лещ, линь, судак, сазан: всего 28 видов пресноводных рыб. На любой вкус, как говорится.

К заповедным рыболовным местам зачастую на обычном автомобиле не проберешься. Так что «Соболь 4×4» здесь в самый раз. Огромный клиренс, подключаемый полный привод, блокировка заднего дифференциала, пониженный ряд в трансмиссии. Конечно, рафинированным городским «туристам» повадки «Соболя» покажутся грубыми. Надо разобраться с управлением полным приводом, привыкнуть к неизбежной тряске — здесь стоят жесткие мосты спереди и сзади, так что о легковой управляемости можно забыть.

Но зато по проходимости полноприводный «Соболь» не уступит маститым внедорожникам, а по универсальности их превзойдет. Чем хуже дорога, тем счастливее водитель и пассажиры «Соболя». Мы искатали много дорожек вокруг озер и остались довольны. Едешь — и знаешь, что доберешься до финиша, где бы он ни оказался. Рыбалка — это еще одно место силы Браслава. Посидишь полдня с удочкой, забыв обо всем на свете, — такое просветление в голове наступает!

Сила природы

Усевшись в салоне «Соболя», еще один день мы посвятили осмотру достопримечательностей Браславщины. Впрочем, на это дело можно отвести и два дня из запланированного отдыха — интересных мест здесь хватает. Есть как уже заезженные точки, так и не каждому известные. Но посетить строго обязательно нужно несколько. Первым делом подняться на гору Маяк. Это вторая по высоте точка в Беларуси. С нее можно наблюдать панораму Браславских озер во всем их великолепии. Только отсюда можно оценить все величие этой водной системы.

Буквально в паре километров от горы родник, вода которого считается целебной. Вкусная, только с легким запахом сероводорода. О ее свойствах ходят разные легенды. Можно им не верить, но водички набрать с собой стоит. И не забудьте отблагодарить родник — бросить монетку или повязать ленточку.

Обязательно посмотреть лесное озеро идеально круглой формы. Оно носит сразу два антагонистичных имени — его называют Оком бога или Оком дьявола. Правда, сходство с глазом можно рассмотреть только на фотографиях с высоты птичьего полета. В принципе, «Соболь» без труда мог бы добраться до берега этого озера через крутой подъем и лес, но зачем тревожить природу? Поэтому мы остановились на дороге и прошли через лес.

Рядом, буквально в нескольких километрах, еще одно знаковое место — городище Масковичи. Это памятник археологии эпохи викингов. Полуостров, где расположено городище, находился на пути «из варяг в греки». Достоверно определено, что именно на этом острове была стоянка викингов, а в XI веке полочане возвели здесь крепость. Сейчас от нее не осталось и следа, но с холма на месте городища открывается невероятно красивый вид на озера. Местные советуют приехать туда вечером. Говорят, закаты там просто волшебные. Поднявшись на вершину полуострова, просто застываешь от изумления. Хочется отключиться хотя бы на полчаса, молча посидеть, отпустить все земное.

Если же больше интересует живая природа, можно смело рекомендовать сафари. Это возможность понаблюдать за дикими животными в их естественной среде обитания. Но близкой встречи никто не гарантирует — животные пугливы. Если быть осторожным и тихим, можно нос к носу столкнуться с лосями, косулями, оленями.

Прогулка на катамаране большой компанией — по желанию. Много интересного вы не увидите, но полюбуетесь красотами озер с воды. На самом катамаране можно организовать небольшой пикник или застолье.

Сила архитектуры

ГАЗ «Соболь 4×4» — совсем не городской автомобиль. Колесить на нем по Браславу — то еще удовольствие. Но Браслав — город небольшой, поэтому мы спешиваемся. В самом Браславе просто необходимо посетить Замковую гору — памятник археологии и истории. Замковая Гора — это сердце города и, по сути, место его рождения. Сам Браслав раскинулся между озерами Дривяты и Новята, а с Замковой горы открывается потрясающая панорама города.

Удобно, что огромное количество достопримечательностей расположены на относительно небольшой площади. Самые знаковые места можно объехать буквально за день: перегоны между точками короткие — 15−20 километров или даже меньше.

У подножия Замковой горы стоит уникальный костел Рождества Девы Марии. Это памятник архитектуры, построенный в 1824 году и существенно расширенный в 1897-м. Уникальной является его кладка — он построен из камня и неоштукатуренного кирпича. Пространство между крупными камнями не просто заполнено известковым раствором, а выложено осколками цветных камней, которые образуют своеобразную мозаику. В костеле есть действующий орган.

Рядом стоит Свято-Успенская церковь, которая была построена в то же время, когда перестраивали костел — в 1897 году. Интересно, что в советское время церковь не закрыли и не приспособили под склад, как это часто бывало.

Костелов и церквей в Браславском районе много. Каждый памятник архитектуры по-своему уникален и имеет интересную историю.

В городе можно найти множество образцов архитектуры конца 19-го — начала 20 века. Многие постройки выполнены в закопанском стиле — высокие крыши, покрытые гонтом, каменные фундаменты, резьба в украшении. И в каждом таком месте — сила Браслава. Окунуться в историю, восхититься прошлым и немного забыть о настоящем.

Сильное место

Четыре дня на Браславщине пролетели как один. Насыщенные, порой изматывающие, но наполненные впечатлениями. Здесь уже есть зачатки цивилизованного туристического места, но все же пока рынок в массе своей стихийный и дикий. Сюда нужно ехать за приключениями, поиском неизведанных дорожек и нехоженых путей. «Соболь 4×4» — подойдет. Он может утомить на асфальте, но во всем остальном — универсальная рабочая лошадка. Лодки-удочки-палатки и компания из семи человек помещаются со свистом. Еще бы пламенный дизельный мотор под капот (а он в гамме есть — и это отлично) для экономии топлива. Остается прицепить на фаркоп кемпер и перестать думать о поисках и бронировании жилья. Вива, Браслав! Жди нас.

ОАО «Управляющая компания холдинга «БелГАЗавтосервис»
УНП 100123046

-10%
-10%
-20%
-50%
-25%
-50%
-30%
-10%