В Германии, в кассельском дворце Вильгельмсхёэ, открылась выставка об истории любви Рембрандта ван Рейна и его жены Саскии. Рассказываем об их знакомстве, свадьбе, личной жизни, а также как завещание Саскии повлияло на судьбу художника.

Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын в таверне». Изображение: wikimedia.org
Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын в таверне». Изображение: wikimedia.org

Открывается выставка очень необычно. У входа — большой экран. На нем — проекция одного из многочисленных портретов Саскии, созданных гениальным нидерландским художником. Саския изображена в профиль. Вдруг она поворачивает голову, смотрит на нас, улыбается — и снова отворачивается.

Сделать это чудо реальным позволяет современная компьютерная анимация, а также наличие других портретов Саскии, где она изображена анфас. Часть из них вошла в экспозицию в Касселе. Это экспонаты из собрания Вильгельмсхёэ и из музея в голландском Леувардене, где родилась Саския ван Эйленбург. Выставка рассказывает не только о ней и ее знаменитом муже, авторе «Ночного дозора» и «Блудного сына», но вообще о жизни в те времена — о том, как влюблялись, встречались и женились в XVII веке.

Рембрандт и Саския: от танцев до свадьбы

Как знакомились в те далекие времена? Чаще всего — на свадьбах, семейных торжествах, званых вечерах, в гостях у общих знакомых. Так было и у Рембрандта с Саскией. 21-летняя дочь адвоката, городского советника и одно время даже бургомистра города Леувардена, она приехала в гости к родственникам, живущим в Амстердаме. И там у своего двоюродного брата, торговца картинами, впервые встретилась с Рембрандтом. 27-летний Рембрандт был сыном небогатого мельника, но уже становился тогда модным художником: светские львы и львицы буквально стояли в очереди, ожидая, что Рембрандт напишет их портреты.

Он и Саския стали встречаться, вместе ходили на танцы под открытым небом, очень популярные тогда. Рембрандт был без ума от этой обаятельной и умной девушки. В июне 1633 года, после того как он получил письменное согласие матери, отметили помолвку, а спустя год — обвенчались.

Разрешение родителей или опекуна на брак, особенно если речь шла о знатных семьях, тогда было обязательным условием. Так как родители Саскии к тому времени умерли, ей пришлось даже обращаться в суд, который удовлетворился благословением ее старшего брата. Кстати, за мать Рембрандта согласие на брак написал нотариус. А мать художника поставила крестик вместо подписи — очевидно, потому что была неграмотной. В официальном объявлении о помолвке, оригинал которого можно увидеть на выставке в Касселе, особо подчеркнуто, что Рембрандт Харменс ван Рейн получил благословение матери: так это было важно.

Как женились в XVII веке

«Портрет Саскии в красной шляпе» (1633-1642, Кассель). Изображение: wikimedia.org
«Портрет Саскии в красной шляпе» (1633−1642, Кассель). Изображение: wikimedia.org

В преддверии помолвки и свадьбы Рембрандт дарил Саскии маленькие подарки: так тогда было принято. Сначала суженой вручали вышитый платок с кисточками по углам, в который завязывали легким узлом монеты. Если девушка была согласна, она затягивала узел покрепче, если нет — развязывала, и монеты падали к ногам отвергнутого молодого человека. К помолвке дарили серебряные ларцы с украшениями и монетами. К свадьбе чеканили медали, которые раздавали гостям.

Свадьбы справляли пышно, с музыкой, танцами и богатым угощением. В честь брачного союза отпрысков знатных семейств обычно рисовали особые щиты с их гербами, которые потом занимали почетное место в фамильных поместьях.

Рембрандт и Саския прожили вместе девять лет. Она родила четырех детей, трое из которых умерли вскоре после рождения. Ничего удивительного: младенческая смертность была в те времена очень высокой, как, впрочем, и детская. Сына Титуса Рембрандт часто рисовал. Но все же не так часто, как Саскию. Знаменитый портрет с женой на коленях (картина называется «Блудный сын в таверне») был далеко не первым. Так, трижды художник изобразил Саскию в виде Флоры. Один из этих портретов хранится, кстати, в петербургском Эрмитаже.

А уж рисунков и гравюр — вообще не счесть! Портреты Саскии-невесты, Саскии «с жемчугом в волосах», Саскии «в образе Св. Катерины», спящей Саскии, Саскии, сидящей в кровати… Некоторые из них, в том числе весьма фривольного содержания, представлены на выставке.

Символы любви и верности

Но главный портрет Саскии, открывающий экспозицию в виде компьютерной анимации и (уже в оригинале) завершающий выставку, — это «Портрет в красной шляпе». Саския изображена в богато украшенной одежде и экстравагантной шляпке с большими полями. Художник начал писать этот знаменитый портрет еще до женитьбы, но после смерти жены в 1642 году добавил некоторые атрибуты: белое перо, веточку розмарина в руках Саскии — символы любви и верности.

Рембрандт ни за что не хотел расставаться с портретом. Лишь спустя много лет после смерти жены, когда оказался на грани банкротства, он написал копию — для себя, а оригинал продал. Его позже приобрел ландграф Гессен-Кассельский. Так знаменитый портрет вместе с другими работами голландцев XVII века оказался во дворце Вильгельмсхёэ.

Почему разорился Рембрандт

Автопортрет Рембрандта. Изображение: wikipedia.org
Автопортрет Рембрандта. Изображение: wikipedia.org

Как же оказалось, что знаменитый художник, картины которого так хорошо продавались, умер в бедности? Главная причина — в том, что в результате войны между Англией и Голландией разорились многие его богатые заказчики. Кредит на дом в Амстердаме (там сейчас расположен дом-музей Рембрандта) художник выплатить не смог, и ему пришлось переехать оттуда в бедный квартал, где Рембрандт и прожил до конца жизни.

Усугубило положение и завещание Саскии, которое, кстати, тоже можно увидеть на выставке: все ее состояние отходило не к Рембрандту, а к их сыну. Кроме того, Саския, которая не хотела, чтобы Рембрандт женился еще раз, особо оговаривала, что если он женится, то тогда все деньги получит уже не Титус, а одна из ее сестер. Поэтому художник и не оформил много позже брак со своей возлюбленной Хендрикье Стоффелс, с которой он прожил много лет и которая — вместе с Титусом — спасала художника от кредиторов.

О ней, кстати, на выставке — ни слова. Только о Саскии.

-50%
-20%
-50%
-10%
-20%
-70%
-85%
-20%
-50%
0069950