/ Фото: Марина Серебрякова /

Умеете ли вы читать книги? Не банально следить за сюжетом, ожидая, что произойдет в следующей части, а именно наслаждаться изысканно подобранными автором предложениями? Отведайте на вкус переплетение слов, спрятанные «пасхальные яйца», расшифруйте подтексты, скрытые за набором очевидных событий. Вы получите удовольствие, знакомое настоящим литературным гурманам.

С чего начать? С нашего совместного с velcom | A1 проекта «Чытанне на лета». Вместе с экспертами мы еженедельно советуем по топ-5 произведений белорусских авторов, без которых понимание отечественной литературы будет неполным.

В этой части проекта рассматриваем школьную и внешкольную литературу для 9−10-х классов, которой можно (и нужно!) делиться с родителями.

Предыдущие выпуски проекта ищите здесь:

«Чытанне на лета» для 7−8-х классов

«Чытанне на лета» для 5−6-х классов

О чем не знают (пока?) сценаристы Netflix

Первый эксперт — Марина Казловская, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой белорусской литературы Лицея БГУ

 — Мы беремся за самый интересный возрастной период. До этого мы растили-растили читателя. Теперь можно надеяться, что, наконец, вырастили. Перед нами человек, который сознательно может выбирать, что ему нравится, а что — нет. У него сформирована определенная эстетическая система, поэтому больше нет необходимости делать ставку лишь на сюжет. Мы начинаем говорить о литературе как об искусстве слова, когда можно кайфовать от того, как сделан текст.

«Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях» Яна Барщевского

Подростки неистово смотрят фэнтези, которые снимает Netflix. Многие ждут новый сериал «Ведьмак» по романам польского писателя Анджея Сапковского. К сожалению, куда меньше молодежи знает, что в белорусской литературе также существуют произведения с драконами, оборотнями и мистическими атрибутами язычества.

Барщевский — один из тех, кто первым начал создавать в литературе белорусский национальный миф. В школьной программе со всего «Шляхціца Завальні» указаны только два рассказа, причем не самые показательные для этого текста. Хорошо бы прочитать книгу целиком: можно относиться к ней как к сборнику увлекательных народных рассказов, а можно воспринять как ребус.

Кстати, с 8 июля спектакль «Шляхціц Завальня» будет демонстрироваться на сцене Купаловского театра. Здорово, когда литература может выйти за пределы книжной обложки.

Серия романов о Прантише Вырвиче Людмилы Рублевской

Мы имеем дело с таким белорусским Дэном Брауном. У Рублевской всегда есть какой-то мистический артефакт, который нужно найти. К тому же в мире Прантиша Вырвича можно прокатиться на черепахе, сделанной Леонардо да Винчи, понаблюдать за куклой-автоматом или открыть настоящий ящик Пандоры.

Рублевская создает очень-очень читабельную литературу для подростков. Ее историческое фэнтези на сегодняшний момент насчитывает пять авантюрных романов о школяре Прантише Вырвиче. Не так давно закончились съемки отечественного фильма по первой книге.

Важно, что приключения разворачиваются в XVIII веке, это время как раз проходят на уроках истории в 9-м классе. Школьникам очень сложно понять, что происходило на наших землях несколько веков назад. Федерации, конфедерации, борьба за власть, заговоры… Через текст Рублевской легко представить себе эту маму-анархию, которая привела к распаду Речи Посполитой.

«Дзве душы» Максима Горецкого

Концептуальный текст белорусской литературы. «Дзве душы» очень нужны белорусам, чтобы понять, почему мы такие, какие есть. Текст Горецкого ставит перед обществом вопрос: что делать с мозгами и интеллектом, когда разваливается мироздание.

Горецкий возвращает читателя в момент революции, во времена становления большевистской власти, чтобы понять, как у них это получилось, какими методами они действовали. И что было делать в этой ситуации обычному человеку.

«Млечны шлях» Кузьмы Чорного

Очень люблю Чорного, поэтому не могла пройти мимо. «Млечны шлях» — первый экзистенциальный роман в белорусской литературе. Очень крутой текст мирового уровня.

Автора интересует человек в постапокалипсисе. Роман начинается с картины сожженного мира: герои практически возвращаются в первобытность, пытаются заново научиться жить и слышать друг друга. Чорный создает белорусскую концепцию времени. Он первый, кто пишет, что мы живем в циклическом мире.

Почему повторяется история? Почему с нами все это происходит? Если внимательно читать, то в тексте можно найти ответы на эти вопросы.

«Ладдзя роспачы» Владимира Короткевича

Как по мне, это один из самых главных текстов белорусской литературы. «Ладдзя роспачы» рассказывает о том, что все мы неправильные — и это круто!

Короткевич расписывает историю о том, как победить смерть, не забывая при этом спасти жизнь другим. Книга в целом пропитана большой любовью к жизни: она рассказывает о том, чего белорусам часто недостает: об умении получать от каждого дня наслаждение.

Впрочем, это еще и текст, из которого для модных маек взяли культовую цитату. Не забывайте о предложении Короткевича: «Рабі нечаканае, рабі, як не бывае, рабі, як не робіць ніхто, — і тады пераможаш».

Кстати, в репертуаре столичного театра кукол есть очень крутой одноименный спектакль.

Надкуси апокалипсис, попробуй антиутопию, накопи киберпанк

Наш второй эксперт — Людмила Синькова, доктор филологических наук, профессор кафедры истории белорусской литературы филологического факультета БГУ

— Зачастую подростки с настороженностью относятся к белорусской классике. Они не знают, что отечественная литература богата многими популярными сегодня жанрами. Наши писатели пишут фантастику, антиутопии, киберпанк. Нет проблемы подобрать белорусское произведение под личные пристрастия.

«Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич

Бешеная популярность мини-сериала НВО «Чернобыль» в очередной раз доказала, что этот текст — действительно мировой бестселлер. В иностранный сценарий попали фабулы нескольких историй из книги белорусского нобелевского лауреата.

Тут и мужество, и поиски истины, и самоотверженность, и любовь. А еще понимание, что после крупнейшей техногенной катастрофы человек перестал быть хозяином природы. Для него начался новый отсчет времени.

По стилистике книга чрезвычайно демократична. Здесь собраны страшные истории из жизни после взрыва ядерного реактора, а вместе с ними поданы чернобыльские анекдоты, шутки. Такой выбор автора важен для понимания психики человека. Люди не могут постоянно находиться в миноре. Смех — лучший сублимационный механизм, охраняющий психику от ударов действительности. Совсем как в белорусской поговорке, мол, сарай с рожью сгорел, но сколько мышей при этом «ляснулася».

Алексиевич точно переносит на страницы своей книги черты, которые присутствуют в характере белорусов, в нашем менталитете. Вы спросите, можно ли есть чернобыльские яблоки? Народ ответит: «Можно, только огрызки надо глубже закапывать в землю».

«Карова» Олега Минкина

Олег Минкин — прекрасный белорусский поэт, который сейчас живет в Литве. «Корова» вышла вместе с другими короткими антиутопиями в его книге «Праўдзівая гісторыя Краіны Хлудаў». Сборник непросто найти в бумажном варианте, но легко скачать в интернете.

В мрачном мире возможного будущего, который полон мусора, тьмы и болезней, человек хватается за остатки былого. Герой очень слабо помнит о тех временах, когда природа была живой. Его тайна — спрятанная в бывшем гараже корова. Она теплая, она ест траву и дает настоящее молоко, хотя человек его уже давно не пьет и почти не помнит, зачем это нужно… Выживут ли человек и корова во враждебном мире антиутопии? Это очень сильная история.

«Зямля» Кузьмы Чорного

Если вы хотите знать, как относились к природе, земле и жизни ваши прапрадеды (поколение, жившее в 20-е годы прошлого века) и какой тогда был живой белорусский язык (именно он — в авторстве Чорного — считается эталоном не только яркой белорусской лексики, но и образцом нашей интонации), то обязательно прочитайте этот роман.

Словно зная, что произведения для праправнуков должны быть короткими и разбитыми на различные по интонациям фрагменты, наш классик написал как раз такую историю — об обычно-необычных людях, об их чувствах, надеждах, бедах. Темы любви и смерти — вечные и всегда всем интересны.

«Ратаванне Грэцыяй» Леонида Дранько-Майсюка

Современные подростки много путешествуют. Но мало кто вдохновляется путешествиями так, чтобы писать о них красивые эссе. Писать о той радости, ярких эмоциях, новых знаниях, что дают путешествия. Кажется, каждый хочет хоть раз попасть в старую Европу с ее культурными сокровищами. А если еще рядом с любимым человеком…

Дранько-Майсюк — выдающийся поэт, но его эссе не только чувственные. Они интеллектуальные. Влюбленный поэт-рассказчик делится с читателем своими знаниями о том в Европе, что связано с Беларусью. Ведь мы — тоже Европа и следует чаще об этом вспоминать.

«Упрочкі» Петра Васюченко

Под необычным названием, которое не каждый словарь переводит, скрывается захватывающая мистика с фантастикой.

Однажды на Рождество встретились трое мужчин, живущих в городе. Они столкнулись случайно и не забыли про обычай наших предков колядовать. Переоделись в Козу и ее команду и пошли по квартирам знакомых и незнакомых людей.

Здесь начинаются нереальные приключения с ужасами, после которых ни один из ряженых больше не вернулся домой. Но, если вы подумали, что повествование мрачное, то ошиблись: тут много юмора.

Васюченко видит в традициях спасительную силу. А вот заканчивает он историю достаточно неожиданно. Как? Скачайте книгу — и скоро узнаете.

Мистификации, фальсификации и другие ребусы

Третий эксперт — Оксана Безлепкина-Чернякевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературно-художественной критики факультета журналистики БГУ

 — Школьная программа составлена так, будто белорусская литература бесконечно серьезная. И даже современные произведения, которые предлагают школьникам, выбираются в этой же стилистике. Поэтому они и не дают подросткам новых впечатлений. А между тем отечественная литература может быть прикольной и ироничной.

«9 прычынаў не любіць беларускую літаратуру» Маргариты Олешкевич

Начну с этого маленького эссе, которое в свое время было страшно скандальным. Автор по пунктам перечислила, что ее якобы раздражает в нашей литературе, из-за чего она устала.

Если прочесть эссе до конца, понимаешь, что Маргарита чрезвычайно хорошо знает и любит белорусскую литературу. Но поскольку нашу классику канонизировали, рядовым читателям якобы запрещено ее критиковать. Нет критики, нет искренности, нет любви?

«Вёска» Андрея Федоренко

Федоренко — уже живой классик, поэтому, что бы он ни написал, все стоит читать. В этой книге он рефлексирует над темой 1990-х. Он сделал это первым, пока остальные писатели еще только копались в своей душе.

Бывалый студент вернулся домой в деревню после отчисления из университета. В Минске у него была своя тусовка, с которой легко было что-то доказывать и ходить с поднятыми флагами. Однако оставшись без друзей, в окружении чужих по мировоззрению людей, парень начинает осознавать, что один в поле не воин. У него не получается осуществить свои идеалы. Он не выдерживает столкновения с самим собой.

Не буду спойлерить дальше. Книгу действительно стоит прочитать. Хотя бы для того, чтобы почувствовать: если тебе кажется, что ты герой, попробуй реально оценить свои возможности.

«Натуральная афарбоўка» Ольгерда Бахаревича

Это сборник произведений раннего Бахаревича, которые, как мне кажется, будут понятны всем. В антиутопии, которая дала название сборнику, речь идет о герое с завышенной самооценкой. Персонаж «Естественной окраски» считает себя гениальным и скорбит, что его никто не ценит.

Дома он ведет разговоры о высоком творчестве, а на работе красит стены и не понимает, какие цели ставит перед собой его предприятие. А, может, это не так и важно, когда тебя хвалят? Правда, взамен от героя требуется демонстрировать чрезвычайную лояльность: например, целовать волосатую руку генерального директора…

В конце оказывается, что это предприятие — не более чем поле для игры двух влиятельных людей. Бахаревич виртуозно показывает, как с помощью несложных приемов можно заставить человека дойти до грани унижения. Даже того, кто высокого о себе мнения.

«Зямля пад крыламі Фенікса» Сергея Балахонова

Сам автор называет этот сборник очерками из параллельной истории Беларуси. Здесь мы имеем дело с книгой изысканных мистификаций, в которых элегантная самоирония сочетается с художественной фальсификацией истории.

Например, в очерке «Наша Амерыка» Балахонов, шикарно играя с фактами и документами, начинает убеждать, что Америку открыли белорусы.

Или возьмем текст «Пчолачкі гудуць, або Кароткая гісторыя крыўскага сакральнага пчалярства». В нем разворачивается миф о возможности стать белорусом только после укуса специальных пчел, которых выращивают на Полесье. Автор сожалеет, что эффект от тех укусов действует недолго, поэтому ритуал необходимо повторять. В подтверждение своих псевдонаучных фактов показывает, как влияли полесские бортники на движение отечественной истории в разные эпохи.

«Максім Гарэцкі: Асколкі літаратурнай перапіскі» Сергея Дубовца

Еще одна литературная мистификация. Настолько яркая, что это произведение многие приняли за чистую монету. Что сделал Дубовец? Он вписал все произведения Максима Горецкого в европейскую литературу первой половины XX века.

Например, он публикует псевдопереписку Кафки с Ремарком, в которой Кафка хвалит «На Заходнем фронце без перамен» и, вроде бы, отмечает, что его роман почти такой же крутой, как произведение Горецкого «На імперыялістычнай вайне».

Чем ценна такая мистификация? В 1930-е годы были репрессированы многие яркие белорусские писатели, а их произведения на долгие десятилетия были запрещены. Выросло не одно поколение литераторов, которые ничего не знали о творчестве предшественников, поэтому не могли опираться на их опыт. Вместо этого они должны были повторить давно уже пройденный тем же Горецким путь.

Дубовец показал всем, кто не брал в руки книги Горецкого, что этот белорусский писатель абсолютно на уровне европейской литературы, что он отметился во всех острых темах своего времени.

Горецким нужно гордиться! Знаете, на одной из научных конференций в Вене я упоминала придуманный Дубовцом эпизод с Кафкой и Ремарком: немецкоязычные коллеги были шокированы и заинтригованы. Читайте Горецкого, так как Горецкий — это действительно круто.

Все перечисленные книги ищите онлайн или в Национальной библиотеке, которая любезно предоставила нам их для фотосессии.

Партнер проекта:

Одним из ключевых элементов социальной политики velcom | A1 является поддержка белорусской культуры. Компания обращает особое внимание на важнейшие артефакты: белорусский язык, литературу, традиции, историю и другие элементы национального достояния.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-25%
-25%
-20%
-30%
-10%
-30%
-18%