102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  2. Приход весны, борьба с частниками и акции солидарности. Что происходит в Беларуси 1 марта
  3. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  4. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  5. МВД добилось своего: свидетели по административным делам могут настаивать на закрытых судах
  6. Один из главных претендентов на «Оскар» и еще пять премьер марта. Что идет в кино в этом месяце?
  7. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  8. Читаете канал «Советская Белоруссия»? Говорим с его автором (нет, это не то же самое, что газета)
  9. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  10. В Новогрудке кто-то расстрелял из пневматики собаку. Пес умер, волонтеры обратились в милицию
  11. Витеблянину с онкозаболеванием за насилие над милиционерами дали 3,5 года колонии
  12. Лукашенко — главе КГК: Необходимо ввести ответственность и для тех, кто берет в конвертах деньги
  13. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  14. «Личная инфляция»: лекарства и отдельные продукты в феврале подешевели, но в целом цены растут
  15. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  16. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  17. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  18. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  19. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  20. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  21. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  22. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  23. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  24. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  25. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  26. Суды над журналистами, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  27. Тихановский о приговорах журналистам и активистам: Ложь и несправедливость порождают озлобленность
  28. «Жесточайшим образом останавливать». Чиновники взялись за аптеки, которые подняли цены из-за НДС
  29. Виктор Лукашенко стал генерал-майором запаса
  30. «Желающих помочь белорусам в их „хлопотном дельце“ много». Чем заняты «Народные посольства» за границей


/

70 лет назад, 24 июня 1949 года в Минске родился народный художник Беларуси Владимир Товстик. Вашему вниманию — редкие фотографии из архива кинофотофонодокументов, а также рассказ о том, как Товстик и его коллеги общались с руководителем БССР.

Художник Владимир Товстик. 1984 год, Минск. Фото: Евгений Коктыш, БГАКФФД
Владимир Товстик. 1984 год, Минск. Фото: Евгений Коктыш

Со стороны биография Владимира Товстика может показаться достаточно традиционной. Он окончил Белорусский театрально-художественный институт (теперь Академия искусств), учился в творческих мастерских Академии художеств СССР в Баку, с середины 1970-х преподает в родном институте.

Картина Владимира Товстика. Изображение: liveinternet.ru
Картина Владимира Товстика. Изображение: liveinternet.ru

Но это впечатление обманчиво. Чтобы доказать обратное, расскажем вам о резонансной истории, случившейся в середине 1980-х годов. Тогда семеро художников (Николай Селещук, Владимир Товстик, Александр Ксендзов, Валерий Славук, Владимир Савич, Феликс Янушкевич и Виктор Альшевский) выставили свои работы в выставочном зале научно-исследовательского института информатики Госплана БССР (теперь здание на проспекте Победителей, 7).

Художники Виктор Савич, Микола Купава, Николай Исаенок, Владимир Товстик (на переднем плане). 1987 год, Минск. Фото: Евгений Коктыш, БГАКФФД
Художники Владимир Савич, Микола Купава, Николай Исаенок, Владимир Товстик (на переднем плане). 1987 год, Минск. Фото: Евгений Коктыш

Эта выставка «па-сапраўднаму страсянула тагачаснае аднастайнае шэрае канфармісцкае традыцыйнае жыццё. Усё, што было потым, — стала нібыта звыклым, натуральным, але тады, ў 85-м, гэта быў выбух», вспоминал художник Георгий Скрипниченко.

— Выставка получилась скандальной, посмотреть ее стремился весь город, сто экземпляров черно-белого каталога тут же разошлись по рукам, а еще сто экземпляров были пущены под нож, — писала журналистка Надежда Белохвостик в газете «Комсомольская правда в Беларуси». — «Жывапіс. Графіка. 1985 год» получила невероятный резонанс, на художников посыпались самые невероятные обвинения. В итоге на нее приехал тогдашний руководитель компартии Беларуси Николай Слюньков.

Художники (слева направо): Владимир Славук, Виктор Савич, Николай Селещук, Феликс Янушкевич, Владимир Товстик и Виктор Ольшевский у входа в здание БелНИИНТИ, где проходит выставка “Живопись, графика молодых художников”. 1988 год, Минск. Фото: В.Шуба, БГАК
Художники (слева направо): Владимир Славук, Владимир Савич, Николай Селещук, Феликс Янушкевич, Владимир Товстик и Виктор Альшевский у входа в здание БелНИИНТИ, где проходит выставка «Живопись, графика молодых художников». 1988 год, Минск. Фото: В. Шуба

Художники серьезно рисковали, ведь культура никогда не была в центре внимания Слюнькова — в прошлом директора Минского тракторного завода. Как писал в мемуарах Аркадий Товстик, тогдашний главный редактор газеты «Звязда», лидеру БССР было вообще непонятно, «навошта ўсё гэта „расце“ на грэшнай зямлі. Бо не ўтварае ж нічога, што магло ездзіць, вазіць, лятаць, капацца. Карацей кажучы, што можна назваць матэрыяльнымі каштоўнасцямі».

Говорить о какой-то определенной культурной политике тогдашнего главы Беларуси не приходилось. Скорее он шел в фарватере, определенном его предшественниками. Например, еще при Машерове началось активное разрушение старого Минска, когда ради новостроек сносились целые исторические кварталы (например, Немига). При Слюнькове было уничтожено здание Минского городского театра, построенное в XVII веке (находилось на площади Свободы).

Картина Владимира Товстика. Изображение: liveinternet.ru
Картина Владимира Товстика. Изображение: liveinternet.ru

При этом Слюньков продолжал лично поддерживать определенных представителей белорусской культуры. Как рассказывал в интервью «Радио Свобода» тогдашний заведующий отделом культуры ЦК КПБ Иван Антонович, Машеров, Слюньков и Соколов (преемник Слюнькова) «рабілі віртуозныя праграмы атрымання ганаровых званняў для беларусаў у Маскве. Гэта была віртуозная, ціхая, дыпламатычная работа. Мы атрымоўвалі і Народных артыстаў СССР, і Заслужаных дзеячаў навукі, і нават Герояў сацыялістычнай працы».

Например, Николай Никитович поспособствовал, чтобы Василь Быков получил звание Героя Социалистического труда. Сам Василий Владимирович писал в мемуарах, что «у час нейкага мерапрыемства Слюнькоў папытаўся ў Гарбачова (тогда фактически второго секретаря ЦК КПСС. — Прим. TUT.BY) наконт яго думкі, калі б даць Быкаву героя, і той пагадзіўся». Соглашусь, для иерархического советского общества это была серьезная поддержка. Но не более того.

Художники Владимир Товстик, Валерий Славук, Феликс Янушкевич и Виктор Ольшевский. 1989 год, Минск. Фото: Евгений Коктыш, БГАКФФД
Художники Владимир Товстик, Валерий Славук, Феликс Янушкевич и Виктор Альшевский. 1989 год, Минск. Фото: Евгений Коктыш

История, случившаяся в 1985 году, вписывается и не вписывается в этот сложившийся образ упомянутого чиновника.

Приехав на выставку, Слюньков вместо предполагаемых 40 минут находился там два с половиной часа.

— Что они ожидали увидеть, не знаю, — рассказывал «Комсомольской правде» Феликс Янушкевич. — Наверное, антисоветский националистический заговор, который возник в Союзе художников. Слюньков спокойно походил по выставке и сказал: «Какие тут могут быть вопросы?» Особенно ему понравилась работа Николая [Селещука], где на фоне подпаленной земли были нарисована птичка и ее гнездо с яйцами. И вдруг Слюньков говорит: «Принять Селещука в партию и снять этим все вопросы».

Картина Владимира Товстика. Изображение: liveinternet.ru
Картина Владимира Товстика. Изображение: liveinternet.ru

Во время отъезда Слюнькова случилась удивительная история.

— На прощание по обычаям того времени благородно спросил: «Кому нужна мастерская? Кому квартира?» — вспоминала о том разговоре журналистка Елена Молочко. — Всем нужно было всё. Но никто лично для себя ничего не попросил. «Спасибо, Николай Никитович, но наш товарищ попал в тюрьму…» (речь шла о художнике Александре Ксендзове. — Прим. TUT.BY). Я представляю, какое молчание воцарилось в зале <…>. Как мне рассказывали, ошеломлены были обе стороны, поскольку художники тоже не договаривались между собой о такой просьбе. Это вырвалось на подъеме, они уже чувствовали себя победителями. Слюньков выдержал паузу и пообещал: «Хорошо. Возьму под свой контроль». И слово сдержал. Благо дело было не политическое, а бытовое, можно сказать, амурное".

С того времени прошло более 30 лет. В 1996-м Николай Селещук трагически погиб в Италии. Остальные его коллеги продолжают свою творческую деятельность и по праву считаются одними из самых ярких представителей своего поколения в белорусском изобразительном искусстве. Один из них — сегодняшний юбиляр Владимир Товстик.

Владимир Товстик в мастерской. 1994 год, Минск. Фото: А.Матюш, БГАКФФД
Владимир Товстик в мастерской. 1994 год, Минск. Фото: А. Матюш

«Рискну отнести его искусство к, так сказать, пострадиционализму, который я понимаю как синтез реальности образно-цветового видения и ассоциативности, разумной логики композиционных построений и элемента интриги… Наверное, так оно и есть», — писал народный художник Леонид Щемелев.

TUT.BY присоединяется к поздравлению мастера!

Фотоматериалы подготовила ведущий архивист отдела использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук.

-5%
-20%
-10%
-70%
-30%
-10%
-20%
-35%
-10%
-30%
-50%