Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  2. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  3. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  4. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  5. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  6. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  7. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  8. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  9. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  10. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  11. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  12. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  13. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  14. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  15. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  16. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  17. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  18. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  19. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  20. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  21. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  22. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  23. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  24. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  25. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  26. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  27. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  28. Как не пропустить рак легкого и узнать, хорошо ли вы чистите зубы? Главное о здоровье за неделю
  29. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  30. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу


Алексей Стрельников / Фото: Марина Серебрякова /

Белорусские драматурги успешны не только у нас в стране и не только в театре. Их пьесы ставят по всему миру, номинируют на самые престижные премии, их называют создателями новой, прогрессивной драмы, сценарии их авторства выкупает Netflix… При этом насколько хорошо мы знаем об этих людях здесь, в Беларуси?

Вместе с velcom | A1 восполняем пробелы в знаниях и рассказываем о пятерке отечественных драматургов, которые творят революцию в театре прямо здесь и сейчас.

Павел Пряжко

Павел Пряжко родился в 1975 году в Минске. Пьесы пишет с 2004 года. Первые же его произведения были отмечены на престижных международных драматургических конкурсах «Евразия» и «Свободный театр». Всеобщее признание пришло к Пряжко после спецпремии жюри театральной премии «Золотая маска» за пьесу «Жизнь удалась» (2010 год). Его пьесы переведены на польский, немецкий и финский языки.

Пряжко может похвастаться успехом в Англии. Так, перевод пьесы «Урожай» был представлен в культовом для современной драматургии театре Royal Court. А в спектакле по этой же пьесе в театре Ustinov Studio рецензент Guardian разглядел традицию известных абсурдистов Сэмюэла Беккета и Эжена Ионеско, но был встревожен ощущением «смутной угрозы».

Павел пишет совсем «нетеатрально» в общепринятом смысле. И отношение к его пьесам изменилось, когда знаменитый ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский на церемонии главной российской театральной премии объяснил, чем важен для театра язык, которым драматург описывает жизнь молодежи в панельных микрорайонах. Речь персонажей в них будто определяет сознание героев. Пряжко и сам неоднократно признавался, что для него очень важно, как текст звучит: «Я получаю удовольствие от сочетания слов: плескалось — волшебное слово, целлофан — слово мерзкое».

Сцена из спектакля «Урожай». Фото: kupalauski.by

Работая с материалом Пряжко, режиссеры азартно изобретают новый театр, чтобы стали возможными, например, спектакль по пьесе «Солдат», состоящей из одной фразы, или «Я свободен», где изначально прописаны всего 10 реплик, но при этом есть 472 фотографии.

Ольга Прусак

Ольга Прусак из Витебска, родилась в 1987 году. Окончила факультет международных отношений БГУ по специальности «Культурология».

Фильмы по ее сценариям показывались на престижных межународных фестивалях документального кино. Кинорежиссер Андрей Звягинцев отметил синопсис «Опека» Ольги Прусак как лучшую идею для фильма на сценарном конкурсе от компании Rec (2017 г.). Режиссер Владимир Щербань поставил два спектакля по ее пьесам («Дежевью» и «Сегодня никто не родился») в Белорусском свободном театре. Следите за афишей театра — время от времени их показывают.

Сцена из спектакля «Сегодня никто не родился». Фото: Николай Куприч

Имя Ольги Прусак только-только зазвучало в профессиональных кругах, но у нее уже солидный «послужной список»: ее пьесы были отмечены на многих престижных конкурсах («Евразия», «Ремарка», «Действующие лица»).

Сцена из спектакля «Дежевью». Фото: Алексей Литвинко

В пьесах Прусак много юмора, нелепых и странных ситуаций, в которых оказываются герои. В пьесе про роды это, конечно, может быть более агрессивно, чем в мелодраматичной комедии из жизни аниматоров в ростовых куклах.

Героини ее пьес в концовках, как правило, уходят куда-то вдаль. Этим особенно ценны пьесы Ольги: в них женщины выглядят именно настолько сильными, как им нужно.

Константин Стешик

Константин Стешик появился на свет в 1979 году в Солигорске. Первая же его пьеса «Мужчина, женщина, пистолет» стала лауреатом международного престижного конкурса «Евразия» (2005 г.).

Известный российский режиссер Семен Александровский осуществил один из самых интересных проектов по пьесе Стешика «Кратковременная» (по мотивам фотодневника Филлипа Толедано). В нем зритель может прогуляться по восстановленной на сцене квартире главных героев, а текст звучит в наушниках как аудиогид. После минской премьеры этого проекта уже состоялись показы в Эстонии и Финляндии. В июне его должны демонстрировать в Ганновере.

Стешик весьма плодотворно сотрудничал с Белорусским свободным театром, был соавтором многих спектаклей. По его тексту, к примеру, поставлен один из лучших спектаклей труппы «Родные и близкие». Кроме того, спектакли по пьесам Стешика идут в театрах Воронежа, Тюмени, Калининграда, Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга, Гомеля и др.

Ранние пьесы Константина, к слову, можно увидеть в фильме Ирины Волковой «Диалоги» с лучшими русскими артистами в главных ролях. Это важный момент, потому что творчество Стешика в хорошем смысле «киношное»: он мыслит категориями жанров, ракурсов и ритмов.

Константин Стешик

В белорусских государственных театрах Стешика начали замечать только в последние годы: так, в Купаловском театре по его пьесе поставили спектакль «Спички», постановка «Летели качели» идет в Гомельском молодежном театре.

Андрей Иванов

Андрей Иванов из Благовещенска. Окончил филологический факультет Брестского государственного университета имени А. Пушкина и курс «Сценарное мастерство» в Минской киношколе-студии. Самая большая новость этой зимы — то, что Netflix выкупил российский сериал «Лучше, чем люди». Одним из его сценаристов является как раз Иванов. Никто не верил, что у очередной истории о людях и андроидах есть шанс чем-то выделиться, но в сценарии Иванова гармонично развиваются детективный, романтичный сюжет, а также семейная драма. И в этом его сила.

Также Андрей — автор двух главных хитов белорусского независимого театра последних лет (обязательно посетите спектакли «Крестовый поход детей» и «С училища», если еще нет).

Сцена из спектакля «С училища». Фото: journalby.com

Как драматург он также известен пьесой «Это все она» о матери, которая пытается наладить связь с сыном через социальные сети. Пьеса, как лесной пожар, распространилась по всему миру от Монтевидео до Норильска. В Уругвае, например, у спектакля Todo por culpa de ella по ней настоящий успех с девятью номинациями на национальной театральной премии. Местная пресса не устает писать комплименты автору: «Это не только проблема, поднятая в семье, а проблема общества в целом. Показывается невозможность найти общий язык среди людей, непонимание между поколениями, дистанцирование, одиночество, влияние социальных сетей на людей, дегуманизация и потеря общения, дружеского отношения к близким, бесчувственность, отсутствие любви».

При этом Андрея Иванова не смущает, что сюжет его пьесы может устареть: «Скажем, клетки желудка обновляются каждые восемь часов, а психика меняется еще быстрее. Мы все в процессе трансформаций, это и называется жизнь».

Дмитрий Богославский

Дмитрий Богославский из Минска. Детство и юность провел в Калмыкии. Потом поступил в Белорусскую государственную академию искусств, где получил диплом режиссера. С 2008 года был актером Белорусского государственного молодежного театра. Первые пьесы написал еще студентом в академии искусств. Но настоящий успех пришел к нему в 2012−2013 годах, когда пьесы «Любовь людей» и «Тихий шорох уходящих шагов» победили в интернет-голосовании «Конкурс Конкурсов» в рамках проекта «Новая пьеса» Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска».

Пьесы Богославского любят молодые режиссеры. Самый известный спектакль его культовой уже пьесы «Любовь людей» случился в московском театре имени В. Маяковского в постановке Никиты Кобелева. В Украине пьесу «Тихий шорох уходящих шагов» в театре «Золотые ворота» пронзительно и резко сделал Стас Жирков. Они оба — уже признанные мастера, и оба младше драматурга.

Богославский плотно занимается инсценировками и документальными проектами. Это тот случай, когда драматург максимально погружен в театральное действо. Наверное, этому помогает и режиссерское образование, и опыт работы актером. Нельзя думать, что все это дается ему легко: его пьесы как раз о том, как все вокруг непросто.

Дмитрий Богославский

Круто, что драматург активно делится накопленными знаниями и старается помогать пишущей молодежи. Так, он курирует драматургическую лабораторию «Открывачка», уже первый выпуск которой открыл миру сразу несколько интересных молодых авторов.

Партнер проекта:

Одним из ключевых элементов социальной политики velcom | A1 является поддержка белорусской культуры. Так, компания поддержала создание спектакля по книге Андруся Горвата «Радзіва Прудок» в Купаловском театре и его гастроли по Беларуси.

-15%
-50%
-12%
-25%
-20%
-12%
-40%