179 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  2. Сколько белорусы возмещают за коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте
  3. Белорусские каналы не будут показывать «Евровидение». Белтелерадиокомпания объяснила причину
  4. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  5. Погода на неделю: дожди и грозы, но тепло
  6. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  7. В полвторого ночи написал явку с повинной. О какой «взятке» 12-летней давности говорят в суде над Бабарико
  8. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  9. Врач рассказывает про анализ, который помогает проверить, все ли у вас в порядке с запасом железа
  10. Инженер-программист и профессиональная модель. Вот какая девушка стала «Мисс Вселенная»
  11. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  12. Стало известно, какие права и льготы Лукашенко дал арабам для застройки севера Минска
  13. Курс доллара упал почти до пятимесячного минимума. Что произошло и что будет дальше
  14. Генпрокурор: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках. Из литовских батальонов СС и Армии Крайовой»
  15. «Не представляет, как будет жить дальше». Поговорили с супругой военного, которому дали 18 лет колонии за госизмену
  16. Смена внешности и запрет на съемку. Лукашенко подписал законы о госзащите и нацбезопасности
  17. В «Песочнице» засадили овощами новые грядки, теперь полить и прополоть лучок может любой минчанин
  18. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  19. Деньги, предназначенные для страхования вкладов физлиц, используют для новой модернизации?
  20. «Открыл нам неограниченный кредит и разрешил тратить, сколько хотим». Меценат Юрий Зиссер
  21. «За попытку скрыться». Задержали работника «Белоруснефти», который записал видео против насилия
  22. Беларусь лишили права проведения этапа Кубка мира по биатлону
  23. Свидетель слышал все происходящее в зале, но суд это не смутило. Журналистке TUT.BY Касперович дали 15 суток
  24. Помните пса с пробитой головой и оторванным носом? Узнали, что сейчас с ним и ищут ли живодера
  25. Очевидцы сообщили о задержании ОМОНом велосипедистов на Цнянке
  26. «Дорогое удовольствие для государства». Минтруда — о сокращении декрета и пересмотре размера пособий
  27. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  28. Минская поликлиника начинает выдавать сертификаты привитым от COVID-19
  29. Журналиста TUT.BY Катерину Борисевич перевели в гомельскую женскую колонию
  30. Врач — об опасности домашней пыли и том, как часто нужно делать уборку


/

Четыре года назад Иван Трус воспринимался одним из сотен артистов массовки столичных театров. Он сбежал в Могилев, по сути, от безысходности, а вернулся в Минск белорусской театральной звездой. В интервью TUT.BY он рассказал, чем спектакли белорусских театров отличаются от проектов ТНТ, как проходили экстремальные съемки нового белорусского фильма, а также каково это — резко променять столицу на областной центр, а потом вернуться, чтобы снова все начать с нуля.

Сцена из спектакля «Крейцерова соната». Фото: mogilevnews.by
Сцена из спектакля «Крейцерова соната». Фото: mogilevnews.by

«В гримерке маститые артисты предлагали молодежи выпить по любому поводу — это было в порядке вещей»

Судьба Ивана Труса — пример одного из самых впечатляющих камбэков, которое за последние десятилетия знало белорусское искусство.

Четыре года назад Иван, тогда актер Молодежного театра, сбегал в Могилев по сути от безысходности. По его словам, в годы его юности было в порядке вещей, когда в гримерке маститые артисты предлагали молодежи выпить по любому поводу. В какой-то момент актер понял, что такой вечный праздник — путь в никуда. В итоге Иван с алкоголем завязал — нынче его невозможно увидеть на послепремьерных фуршетах даже с невинным бокалом шампанского. Тем временем его жену Екатерину распределили завлитом в Могилевский театр драмы — и он рванул из столицы вместе с ней.

— Я изначально спокойно отношусь к кочевой жизни. Начиная с поездок на гастроли, съемочных моментов и вплоть до смены места жительства, работы. Не зря говорят, что рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Каждый раз переезжал всей семьей. Жена готова к такому повороту событий. Катя — мой ангел, она повсюду направляет меня. А мне хочется развиваться. Хочется работать! Если я исчерпал себя в одном месте и чувствую, что могу научиться и что-то взять в другом, то буду двигаться дальше.

Иван Трус. Фото: Анна Шарко
Иван Трус. Фото: Анна Шарко

Трус уехал из Минска в статусе одного из сотен артистов массовки столичных театров. А попав в руки к режиссеру Саулюсу Варнасу (тогда главный режиссер Могилевского драмтеатра. — Прим. TUT.BY), превратился в ведущего актера Могилева. О нем заговорили в белорусской театральной тусовке. Его признали критики и театроведы. Ему начали вручать награды (в том числе Национальную театральную премию за лучшее исполнение мужской роли). И даже утвердили на главную роль в фильме «Авантюры Прантиша Вырвича», съемки которого в этом году начались на «Беларусьфильме». Хотя, чтобы попасть на площадку, ему каждый раз приходилось преодолевать под 200 километров.

Недавно Саулюса Варнаса сняли с должности. Вместе с ним из Могилева уехал и Трус. Причем в Минск: Николай Пинигин пригласил его в труппу Купаловского театра.

— Мне никогда не нравился Минск. Девять лет, проведенные в столице, я постоянно убеждался в том, что этот город мне не подходит. Единственным, что меня тут радовало, были большие широкие тротуары. Поэтому я уезжал из Минска без всякого сожаления и приезжал без недовольства. Но стоило вернуться — и я резко ощутил, насколько соскучился по этому городу. Оказалось, мне действительно дорога здесь каждая улица и скамейка, потому что они вызывают воспоминания. И сейчас я с удовольствием живу в этом городе.

Дворник, культорганизатор и четыре попытки исключения

Иван Трус. Фото: facebook.com/ivan.trus.9
Иван Трус. Фото: facebook.com/ivan.trus.9

В это сложно поверить, но до поступления в Академию искусств Иван Трус ни разу не был в профессиональном театре. Слова вроде «авансцена» и «рампа» были ему незнакомы, но частое восклицание вслед «Ну, Ванька, ты и артист!» в какой-то момент заставили задуматься об актерстве как о профессии. В родном городе Узде Трус активно участвовал в самодеятельности, хотя изначально пошел туда, только чтобы получить автоматом хорошую оценку по русскому языку и литературе.

— После выпускных экзаменов в школе приехал в Минск и пошел в приемную комиссию Академии искусств, будучи на сто процентов уверенным, что подаю документы в Университет искусств. Сегодня звучит смешно, но о существовании БГАИ я даже не догадывался. В тот год актерский курс набирал режиссер Алексей Лелявский. Меня даже не взволновало, что собирался учиться на драматического актера, а экзамены проводят для будущих кукольников. Алексей Анатольевич не оценил моего порыва — экзамены я провалил.

От отчаяния Иван все-таки нашел Университет культуры, в который собирался изначально, и даже поступил туда. Но скоро разочаровался в своем выборе и забрал документы. Какое-то время работал грузчиком, потом также импульсивно поменял ящики с овощами на работу культорганизатором в Доме отдыха.

— За год насмотрелся всякого. Мог выбрать любую другую профессию. Но окончательно понял, что профессия актера мне ближе всего. Поэтому на следующий год поступал в Академию искусств сознательно.

Учебу в вузе можно охарактеризовать одним словом «взахлеб». По словам Ивана, БГАИ заменила ему школу и двор. Трус был любознательным, но ершистым студентом. Неудивительно, что из-за бунтарского поведения за четыре года обучения его хотели четырежды исключить. В последний раз бумага на отчисление уже лежала на столе у ректора. Но педагог Фома Воронецкий каждый раз убеждал деканат, что из студента обязательно выйдет толк. И оказался прав.

«Позвонили из российской киностудии: „Даем вам роль без всякого кастинга, приезжайте подписывать контракт“. Я отказался»

Фото: vmogileve.by
Фото: vmogileve.by

Поймать Ивана Труса в Минске оказалось той еще задачей: найди-ка время на встречу между четырьмя подряд ночными сменами на съемочной площадке, работой в театре и репетициями в независимом театральном проекте. Хотя после главных ролей в Могилеве столица встретила Ивана скромными эпизодами. На персональной странице Труса на сайте Купаловского пока нет даже ссылок, какие роли он играет.

— Естественно, переезжая, я был к такому готов. Но и в театре я работаю совсем недавно, поэтому и названий у меня всего несколько. Уже репетирую большую роль в спектакле «Шляхціц Завальня» у режиссера Елены Ганум. Пьесу по книге Яна Борщевского написал белорусский драматург Сергей Ковалев.

Малую занятость в Купаловском мой собеседник компенсирует съемками в кино. В новой приключенческой картине «Беларусьфильма» «Авантюры Прантиша Вырвича» Иван Трус играет одну из центральных ролей — Бутрамея Ледника, учителя того самого Прантиша.

На киноплощадке Иван Трус не появлялся последние пять лет. То не звали, то сам отказывался.

— Режиссер Саулюс Варнас привил эстетический вкус, научил нести ответственность за то, что ты делаешь. Поэтому в какой-то момент я не смог себе позволить соглашаться на какие-то роли вроде сериального «Мухтара». На него меня пригласили после финала Национальной театральной премии. Позвонили из российской киностудии: «Иван, мы вас знаем, даем вам роль без всякого кастинга, приезжайте в Минск подписывать контракт». И предлагают мне за 140 рублей! Я не согласился, они удивились: деньги действительно небольшие, однако редко, говорят, ваши соотечественники отказываются от съемок. Как мне кажется, у белорусских актеров часто просто нет выбора…

Но я всегда открыт для интересной работы. Мне предложили сниматься в «Авантюрах», когда я еще жил в Могилеве. Переходя в Купаловский, первым делом спросил совета у художественного руководителя театра Николая Пинигина, как быть, ведь у меня впереди 43 съемочных дня. В хорошем смысле слова я был шокирован, что тот без лишних расспросов пошел мне навстречу. Составили график: пока я снимаюсь, меня не трогают в театре. Но как только появляется форточка в кино, меня сразу же загружают на сцене. Поэтому я работаю без выходных уже несколько месяцев.

Сцена из спектакля «Женщина моря». Фото: vestnikmogileva.by
Сцена из спектакля «Женщина моря». Фото: vestnikmogileva.by

Иван тут же подчеркивает, что у него в отношении работы есть принцип: приходя в театр, он полностью доверяет художественному руководителю и идет за ним. Поэтому и на съемки соглашается только в том случае, если отпустит худрук. «Я не вижу другого выхода из ситуации, которая называется театр, и считаю, что только так и нужно работать», — бескомпромиссно заявляет он.

— И прическу будете носить ту, которую потребует худрук? — не смогла я не припомнить собеседнику ситуацию, когда сразу после известия о переходе в Купаловский Иван появился в театре с классической прической вместо своей брутальной стрижки. «Видно, академический театр требует академического внешнего вида», — шутили в театральной тусовке.

— Я отрастил волосы в Могилеве по просьбе Саулюса Варнаса. Он предложил мне новую работу, где надо было выглядеть соответствующе. Тогда еще ничего не предвещало беды, и мы начали репетировать. А буквально через несколько недель оба ушли из театра. Сейчас я снова ношу привычную мне прическу. Пока она никого не раздражает и не мешает процессу, ведь в одних спектаклях я выхожу на сцене в головном уборе, в других работаю в парике, а для некоторых она даже подходит. Но если Пинигин скажет, что это необходимо, то я поменяю ее беспрекословно.

«Мы с коллегой ехали в клетке, и вдруг лошади, запряженные в нее, понесли. Клетка трещит, в ней лишь солома, за что хвататься — непонятно»

В фильме "Авантюры Прантиша Вырвича" с однокурсницей Инной Савенковой. Фото: facebook.com/ivan.trus.9
В фильме «Авантюры Прантиша Вырвича» с однокурсницей Инной Савенковой. Фото: facebook.com/ivan.trus.9

Решимость Ивана не оставляет сомнений, поэтому возвращаемся к теме кино. В расписании съемок Труса сплошные туристические объекты: он может на несколько суток махнуть в Лидский замок, потом на один день вернуться в Минск, чтобы уехать уже в Несвиж.

— Исторические костюмы, мрачные подземелья, бои на саблях, мчащиеся лошади, переворачивающиеся кареты, стреляющие пушки — мне кажется, мальчику любого возраста интересно погрузиться в этот процесс!

До начала съемок для актеров организовали обучение верховой езде, фехтованию. «Как говорили каскадеры, чтобы мы научились саблю хотя бы правильно держать», — смеется Иван и тут же по-ребячьи хвастается отбитыми пальцами: драться по науке не всегда получалось. Сложные трюки на камеру выполняют дублеры, но такие люди, как Трус, стараются все делать сами.

— Всякое бывало! И с лошади падали, ведь у нее, как у любого живого существа, свой норов: сегодня она добрая и послушная, а завтра настроение поменяется — попробуй удержись. А еще очень страшно было, когда мы с коллегой ехали в клетке, и вдруг лошади, запряженные в нее, понесли. Клетка трещит, в ней лишь солома, за что хвататься — непонятно. Лесная дорога под нами, как каток, и ты не знаешь, чего ждать дальше. В тот раз лошадей остановили. Только отдышались, а режиссер уж командует переснимать. И в следующем дубле у нашей кареты полетела рессора — чудом доехали!

С каскадерами и дрессировщиками лошадей Иван давно нашел общий язык. Они познакомились еще в конце нулевых: тогда под Минском снимали часть сцен первого российского фильма студии Walt Disney Pictures «Книга мастеров». В той картине Трус был задействован в эпизодической роли. Сейчас он входит в кадр в качестве одного из главных героев, и режиссеру приходится периодически остужать темперамент Ивана.

Иван Трус. Фото: facebook.com/ivan.trus.9

— В тот момент, когда надеваешь костюм, берешь в руки саблю, сразу хочется действовать. А меня постоянно просят играть спокойнее, тише, ведь недаром моего персонажа зовут Ледником: он должен быть аскетичным, выдержанным. Оторвался я только на съемках в Лидском замке, где все четыре ночные смены снимали бои. Режиссер даже шутил, мол, ну вот ты и дождался.

Трус надеется, что с помощью «Авантюр» съемочной команде удастся доказать, что белорусы могут делать качественный продукт собственными силами. И правда, это один из редких отечественных кинопроектов, в котором принципиально задействуют только белорусских артистов.

— Меня всегда удивляло, почему в большинстве наших фильмов собственные актеры играют, грубо говоря, на подтанцовках. Те роли, что были отданы зарубежным артистам, могли бы залихватски исполнить наши. Я сейчас говорю не про популярность, а про профессиональную подготовку. Белорусские актеры мягкие, пластичные и подготовлены к работе как физически, так и внутренне.

«После очередного подобного спектаклика зритель начинает выбирать, пойти ли ему в театр или включить ТНТ — там он увидит то же самое»

В фильме «Авантюры Прантиша Вырвича». Фото: Анна Шарко, kimpress.by
В фильме «Авантюры Прантиша Вырвича». Фото: Анна Шарко, kimpress.by

Необходимый для сегодняшней жизни опыт — моментально концентрироваться и работать на резервах — Трус получил опять же в Могилеве. Однажды ему пришлось всего за 10 дней вводиться в спектакль «Гамлет» местного театра кукол. «Полностью разбиваться, взрываться, выдыхать — и только потом осознавать. Мне такое нравится!» — с удовольствием вспоминает ту историю Иван. Недавно ситуация повторилась: Ивана позвали на главную роль в спектакль «Увидеть розового слона» независимого театрального проекта HomoСosmos, но на площадку он мог попасть только между киносъемками и основной работой в Купаловском. Приходилось мгновенно включаться и догонять партнеров, которые уже шли дальше, так как репетировали каждый день.

Спрашиваю собеседника, чем привлекают актеров подобные проекты. Ведь работать приходится, по сути, в две смены: спектакли в том театре, где лежит трудовая книжка, никто не отменял.

— Чтоб не заржаветь внутренне! Почему появляются независимые театральные площадки? Многие актеры просто не имеют возможности раскрыться в своем коллективе. Посмотрите городские афиши — самой важной функцией многих театров стала развлекательная, репертуары пестрят легковесными комедиями. Зритель после очередного подобного спектаклика начинает выбирать, пойти ли ему в театр или включить ТНТ — там ведь он увидит то же самое. И если лень выходить из дома, то человек явно останется у монитора компа. А театр от этого страдает и начинает еще больше накручивать в погоне за показателями наполняемости зала. Если вчера ставили «Любовь втроем», то завтра начнут репетировать условную «Любовь там, где десять». Мы сами развращаем свою публику! Режиссеры почему-то забывают, что крикнуть можно один раз, потом попробовать высказаться еще громче, но в результате потеряется голос.

Иван считает, что в целом проблема театров в том, что многие люди, служащие в них, занимаются не своим делом.

Иван Трус. Фото: facebook.com/ivan.trus.9
Иван Трус. Фото: facebook.com/ivan.trus.9

— Объясню на спортивном примере. Был замечательный боксер Мохаммед Али. И далекие от бокса люди знают, что он прекрасно выступал в ринге. А слова «порхай как бабочка, жаль, как пчела» цитируют даже в детских мультфильмах. А еще есть не менее прекрасный боксер Майк Тайсон. Но публика говорит о нем исключительно как о человеке, который откусил сопернику мочку уха. Никто и не вспомнит теперь, что этот блестящий спортсмен провел самый быстрый в мире нокаут. Почему так? Не ушел вовремя, стал заниматься не своим. Вот и в белорусском театре такая же ситуация. Например, режиссер, который прекрасно ставил сказки, зачем-то начал браться за не поддающуюся ему сложную драматургию. Обидно, когда в театре полтруппы народных артистов, хватает серьезнейших актеров среди среднего поколения, есть танцующая, поющая, подготовленная молодежь, но всем приходится участвовать в полной фигне! Неудивительно, что столько белорусских артистов уехало в Польшу, многие осели в России. Посмотрите, какая в театрах текучка кадров.

А что делать тем, кто остался? Иван считает, что у нас существует неверная установка: обычно актеры, которых что-то не устраивает, пытаются убрать из театра худрука, рассчитывая, что новый уж их задействует в спектаклях. На его взгляд, если артист чувствует, что что-то пошло не так, он должен сам уходить в другое место, искать своего режиссера. Я тут же спрашиваю, насколько это реально, ведь актеров в нашей стране определенно больше, чем театров.

— Как только человек внутри себя решает, что раз работу не дают, то и шевелиться нет смысла, он тут же сам становится сорняком. В нем появляется коррозия, она повсеместно распространяется, и из-за этого начинает гнить весь театр. Нужно действовать! Возьмите музыку: мы же прекрасно знаем, кто у нас царствует на отечественной эстраде. Но при этом существуют серьезные группы, как «Петля пристрастия», «Кассиопея». Они и не пытаются сдвинуть белорусскую эстраду. Спокойно работают, четко осознавая: если их музыку не слушают здесь, то ей будут рады на другой площадке.

-20%
-30%
-10%
-10%
-20%
-21%
-5%
-30%
-20%
-20%